Творчество как средство развития ребенка
Флюза Губайдуллина
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая разработка
на тему:
«Декоративно -прикладное искусство,
как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель
ГубайдуллинаФ. Г.
Категория: первая
2016г.
Оглавление
Введение 3
Подготовительный этап 6
Основной этап 8
Заключительный этап 13
Список используемой литературы 14
Введение
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится
вносить в свою жизнь красоту.
А. М. Горький
Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, подрастающее поколение должно почувствовать вкус к открытиям уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно заложить основу для развития творческого мышления дошкольников, их эстетического развития. На эстетическое и творческое развитие личности влияет народное искусство. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль декоративно-прикладного искусства в художественно — творческом развитии отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Холезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Они не раз отмечали, что ребенок тянется ко всем яркому, красочному. Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах Н. П.Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Народная фантазия многообразна, особенно она проявляется в различных орнаментах, которые составляются народными мастерами из растительных элементов и геометрических. Многие элементы просты и доступны для изображения детям дошкольного возраста
Педагогическая разработка на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Разработка по тематике: творческая
По составу участников: групповая (вся группа, воспитатель, родители воспитанников).
По срокам реализации: долгосрочная разработка.
Цель разработки: формирование основ художественной культуры детей через народное декоративно прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с народными промыслами;
• познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской;
• филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью;
• вызвать интерес у детей к народному творчеству;
• научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• развитие интереса к народному творчеству;
• развитие мелкой моторики рук;
• активизация словаря;
• развитие у детей навыков совместной деятельности;
• формировать умение видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи;
• совершенствовать умение детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;
• развитие познавательной активности детей;
• развивать чувство цвета, композиционные умения;
• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к народному творчеству;
• воспитывать уважение к работе народных мастеров;
• воспитывать эстетические и этические чувства;
• воспитывать любознательность.
Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Актуальность данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Методы:
• наглядный;
• словесный;
• практический;
• информативно – рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический.
Этапы внедрения:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
1. Различают и называют виды народного декоративно – прикладного искусства.
2. Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка.
3. Расписывают изделия в соответствии с народной росписью.
4. Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы.
5. Применяют в работе полученные знания, умения, навыки.
Подготовительный этап
1. Проанализировать уровень знаний детей по декоративно прикладному искусству.
2. Изучить методическую литературу по теме.
3. Создать предметно – развивающую среду в группе.
Для того, чтобы проанализировать уровень знаний детей по декоративно-прикладному искусству я взяла диагностическое обследование по методике Соломенниковой А. О.
Критерии сформированности знаний детей о народном прикладном искусстве:
• знание о народном декоративно — прикладном искусстве;
• знание характерных особенностей народных промыслов;
• умение рисовать различный орнамент;
• умение украшать силуэт декоративной росписью;
• умение лепить игрушку (дымковскую, филимоновскую).
Результаты показали, что из 24 детей высокий уровень у 3 детей, средний уровень у 4 детей, низкий у 17 детей.
Изучила методическую литературу: Л. Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство», «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, «Декоративное искусство детям Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева, «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой, «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» О. В. Корчиковой.
После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду. Особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Пантелеева, Н. А. Реуцкой, В. С. Мухиной, В. А. Горяниной.
При построении предметно-развивающей средысоблюдала основные принципы:
• гибкое зонирование;
• открытость;
• стабильность — динамичность;
• полифункциональность;
• гендерный подход.
В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, игровых уголков.
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно — прикладному творчеству. При создании предметно -развивающей среды, учитывала необходимость разнообразия художественных средств и материалов. Для создания интересных работ,в группе представлены различные материалы: бумага, ткань, изделия из дерева.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение самого себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами, дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно — прикладного искусства.
Основной этап
На основном этапе составила план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством. (Приложение 1)
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусствомвключило различные виды детской деятельности:
Дидактические игры:
«Что за птица?», «Обведи и раскрась» «Лото», «Чего не стало?», «Собери целое», «Найди пару», «Раскрась игрушку», «Какая игрушка лишняя?». Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством. (Приложение 2)
Беседы:
«Путешествие на родину хохломы» (Приложение 3, «Филимоновская игрушка» (Приложение 4, «История Городецкой росписи» (Приложение 5, «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «Технология производства дымковской игрушки» (Приложение 6).
Развитие речи.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки.Активизируется словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература:
•чтение стихов: М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома» (Приложение 7);
• чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
• заучивание стихов;
• загадывание загадок.
Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
Музыкальная деятельность
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Разучивая потешки, русские народные песни.
Изобразительная деятельность
Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнамент.
Рисование:
•раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы» «Дымковская лошадка»;
• рисование элементов дымковской, хохломской росписи;
• посуда «Гжель» (чайник, «Хохлома» (тарелки, кувшин, «Городецкая роспись» (кувшин, декоративные доски).
• занятие по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» (Приложение 8);
• развлечение по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Нежно-голубое чудо» (Приложение 9).
Лепка:
«Дымковская барыня», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», посуда «Хохлома».
Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Провожу не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. Анализирую выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.
Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняю.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники рисования, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки, экспериментирую с различными художественными материалами. В работе использую раскраски по всем видам декоративно-прикладного искусства (Приложение 10)
Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Взаимодействие с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования; консультация «Декоративно-прикладное творчество в ДОУ» (Приложение 11, проведение мастер-класса («Народная тряпичная кукла», «Роспись по ткани», «Русская матршка»);семинаров-практикумов: один из семинаров был посвящен проектированию предметно — развивающей среды в ДОУ; показ открытого занятия по декоративному рисованию на тему: «Жостовские подносы» (Приложение 12); изготовление самодельных инструментов.
Для работы с родителями составила перспективный план. (Приложение 13)Взаимодействие с родителями предполагает: индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-класс «Рисование манной крупой как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях (Приложение 14).
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Итоговая диагностика организовывалась аналогично той, которая проводилась в начале работы.
Мониторинг позволил оценить результаты педагогического воздействия на детей разного уровня творческого развития.
Результаты диагностики воспитанников свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 24 воспитанников у 5 человек уровень знаний по декоративно-прикладному искусству повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 4 человек — со среднего уровня до высокого. В результате за два года уровень навыков и умений по декоративно-прикладному искусству дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 7 человек, со среднего до высокого– 3 человека.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей 5-6 лет к декоративно-прикладному искусству способствует:
• получению углубленных знаний о народных промыслах;
• о качестве и возможностях различных материалов приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
• развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
• выражению эмоционального отношения через свое творчество;
• возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
• появлению интереса к истории и культуре нашего народа.
Заключительный этап
На заключительном этапе разработки я совместно с детьми, родителями и педагогами создала мини-музей «Декоративно-прикладное искусство». (Приложение 15)
Выводы:
• реализация разработки осуществлялась с учетом принципов систематичности, учета возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности, преемственности, взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях детского сада;
• у детей отмечено повышение уровня развития сенсомоторных навыков;
• удалось привлечь родителей к реализации данного проекта;
• дети научились использовать материалы организованного в группе «Уголка творчества» и «Мини музея» в самостоятельной продуктивной деятельности;
• создана эмоционально благоприятная среда для установления гармоничных отношений между взрослыми и детьми.
В результате реализации разработки поставленная цель была достигнута: у детей сформировались основы художественной культуры посредством народного декоративного прикладного искусства.
На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, расширить применение ИТК технологий. Продолжать внедрять проектно — исследовательский метод на своих занятиях.
Список используемой литературы
1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. -М.: Творческий центр Сфера, 2005.
2. Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. -М.: Просвещение, 1973.
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет). –М.:«Мозаика-Синтез», 2006.
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей). М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
6. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). -М.:«Мозаика-Синтез», 2006.
7. Флрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956.
8. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Пособие для воспитателя. -М.: Просвещение, 1984.
9. Чусовская Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ. — М.: Аркти, 2011.
Источник
татьяна нигматуллина
Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Сл. 2
Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Свое выступление мне хотелось бы начать со слов
Сл. 3
«Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое»
Л. С. Выготский
Сл. 4
В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Проблема развития творческой личности особенно актуальна в нынешнее время и является одним из приоритетных направлений в современной системе образования.
«я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет» (Херберт Рид)
Сл. 5
Роль художественного воспитания – не подготовка художников, музыкантов, художников и дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида творческой активности.
Способность видеть необычное в обычном, по — особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.
Сл. 6
Как же этому научить ребенка в обычном детском саду?
Как уйти от шаблонности, стереотипности в творчестве каждого ребенка?
Сл. 7
Ответить можно положительно, если педагоги, даже не обладая какими – либо особыми талантами, видят перед собой эту задачу и стремятся создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.
На сегодняшний день активно обращается внимание педагогов на новое направление художественного воспитания дошкольников – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
Таблица худож ТВ-во – дизайн
Сл. 8
в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” — это замысел, план, цель, набросок, рисунок, узор, модель, лежащая в основе схема, композиция.
В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.
Сл. 9
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.
Сл. 10
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.
В процессе дизайн — деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать
Сл. 11
Так что же такое «Детский дизайн»?
Детский дизайн – особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники художественного творчества, основанный на собственном видении мира по законам целесообразной красоты.
Сл. 12
В процессе своей деятельности я использую учебно – методический комплект, предлагаемый авторм программ «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой Ириной Александровной.
Сл. 13
Целью моей деятельности является «Приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности.»
Сл. 14
ЗАДАЧИ
Развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение внимание, наблюдательность и аккуратность.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Развивать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.
Формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
Формировать у детей навыки и умения действовать с разными материалами для творчества.
Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
Сл. 15,16
В своей деятельности я руководствуюсь следующими дидактическими принципами, общепедагогическими и специфическими, свойственными для дизайн – деятельности (см. слайды)
Сл. 17
Наряду с традиционными методами обучения дошкольников я использую нетрадиционные методы стимулирования творческого таланта.
Сл. 18, 19, 20
Сл. 21
Условия для реализации дизайн – деятельности с детьми
Сл. 22
Формы работы с детьми
Сл. 23 – 32
Я считаю, что наиболее эффективной является такая форма работы с воспитанниками как непроизвольное обучение в игровой форме, позволяющее ребенку овладевать каким-то знанием не в результате каких-то специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель.
Сл. 33, 34, 35,36,37
Детский дизайн носит утилитарный характер, т. е. он должен быть полезен. Детским работам обязательно находится практическое применение. Мы используем их как подарки малышам, сверстникам, взрослым, как атрибуты к играм, для оформления интерьера группы и детского сада, оформляем выставки детского творчества, применяем для украшения костюмов к праздникам и развлечениям.
Сл. 38
Работа с родителями
Сл. 39 (4 фото)
Считаю, что объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
Сл. 40, 41
Формы работы с педагогами
Сл. 42
Результат
Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.
Сл. 43
Творческих вам успехов!
Источник