Творческое развитие ребенка в работе со сказкой
Виктория Цаер
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад с №18 «Теремок»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку.
«Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»
Д. Родари.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Творческие способности — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Главное — это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Организуйте свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творчески помогают сказки. Для этой цели в группе устройте уголок сказки, откуда дети отправятся в страну сказок. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания. В «Уголке сказки» проводите игры-беседы с персонажами сказок.
Противоположные по своим нравственным качествам герои: лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка» — затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения. В результате таких игр-бесед дети научатся смотреть на себя как бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.
Для развития мышления и воображения детям необходимо давать творческие задания.
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Планируя вопросы для беседы о прочитанном, помогите ребёнку разобраться в образе, расскажите своё отношение к нему. Стройте вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом не применяйте никакого давления, оценки, старайтесь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.
Так, не дочитав сказку до конца, предложите другую развязку. Иногда прочитав сказку, дайте несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Следующий метод, для развития творческого воображения — «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов. Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую с детьми игры на выражение эмоций, различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения.
Эти упражнения позволяют детям научиться, легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его
творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
В играх-драматизациях используйте сказки постепенно:
1. этап. Знакомьте детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).
2. этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
4. этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, знакомьте детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством взрослых, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Источник
Светлана Сёмина
Нетрадиционные методы работы со сказкой в развитии творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
Когда-то ещё девчонкой я узнала о благороднейшем на земле деле – воспитании детей. Как это прекрасно, важно и необходимо помочь ребенку вырасти гармонично развитой личностью. Я подумала: «Только человек, обладающий тонкой и нежной душой, верой в свои силы и знания, понимающий и любящий детей, способен на это волшебство». А значит, именно таким человеком я должна стать! Ради этого стоит жить и работать!
И вот совсем молоденькой я пришла работать в детский сад. Первые ребятки – такие маленькие, трепетные, доверчивые…
Молодость и нетерпение дать своим детям как можно больше и сразу заставляли меня находиться в постоянном поиске. Сколько традиционных и инновационных методов и приемов я испробовала на себе и на своих доверчивых ребятишках. Познакомилась с различными технологиями и методиками. Но особенно привлекла мое внимание система развивающего обучения, с направленностью на развитие творческих качеств личности – иными словами технология творчества ТРИЗ (Г. С. Альтшулер).
Концептуальное положение её таково: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Цель моей работы – развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, Способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения.
Чтобы добиться этого, я ставлю для себя такие задачи:
1. Воспитывать в детях качества творческой личности.
2. Развивать чувство уверенности, базирующееся на осознании самоценности.
3. Формировать умение включаться в игровую задачу.
4. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитое воображение, оригинальность, беглость, гибкость мышления.
В решении всех этих задач незаменимую роль играет, конечно же, сказка.
Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь что как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством?
Сказка это не только кладезь народной мудрости, но и источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок существо активное от природы, он любит не просто слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу: лиса всегда хитрая, жаль колобка, и не болит у нас сердце оттого, что раздружились лиса и журавль. Я же учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. То есть дети выступают непросто в роли пассивных слушателей, а являются центром творческой деятельности, создателями оригинальных литературных произведений.
Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, которые я использую в своей работе. Всё это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.
Расскажу о некоторых из них.
1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… колобок повстречался в пути со злым волшебником? А что было бы если…теремок не развалился)
2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера).
3. Метод разрешения противоречий – чит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)
4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как вытащить хвост из проруби, не повредив его в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.
5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность. Использую так же зеркальный куб.
Знакомство с технологией «Песочный дворик» (Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) и её практическим использованием для развития у детей творческих способностей стало для меня настоящим открытием! С помощью песочных иллюстраций я знакомлю детей с произведениями мировой художественной литературы. Не даром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Когда ребенок не только слушает сказку, а еще и видит как двигаются (действуют) герои сказки, т. е сочетает слуховой и зрительный анализаторы, он более глубоко воспринимает содержание сказки и на более длительное время запоминает её.
Песочница является замечательной средой и для создания сказок. Без наглядной опоры сочинить сказку ребенку гораздо труднее, нежели когда он видит фигурки, расставленные в песочнице. Часто сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок.
Так почему же все-таки на песке? Спросите вы. Потому что песок – это праздник детства! Вспомните свое детство… Ну кто из нас в детстве не играл
В куличики? Игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Ведерко, формочки, совок – первое, что мы приобретаем своему ребенку, Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, Поэтому использование технологии «Песочный дворик» на развивающих и обучающих занятиях, с одной стороны существенно повышает мотивацию к занятиям, с другой, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы использование песочницы оказывает ещё и терапевтический эффект.
В песочнице создается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, а это очень важно, т. к. тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.
Групповые игры на песке способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.
Что нужно для игры в песок(
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру, подобно богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Работа с песком для развития творческих способностей ребенка – удивительный и увлекательный процесс, в котором я готова участвовать постоянно.
Обычно каждая наша работа со сказкой заканчивается театрализованной игрой. Когда дети распределяют роли, надевают костюмы и играют сказки собственного сочинения в театрализованной студии, приглашая своих родителей и детей из других групп.
Результатом моей педагогической работы является:
1. Отсутствие у детей психологического барьера перед чем-то новым, неизвестным.
2. Умение детьми решать проблемные ситуации.
3. Высокий уровень творческого воображения.
Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему. Ведь сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.
Источник
Аджиева Светлана Леонидовна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки
«Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»
Д. Родари.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему, над которой я работаю «Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной.
Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Главным считаю в своей работе — это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Тридесятое царство». В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.
В «Уголке сказки» провожу игры-беседы с персонажами сказок. Персонажи самые различные: от нарядных кукол, до условных, сложенных прямо на глазах детей, кукол-оригами.
Противоположные по своим нравственным качествам герои: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко», лиса и заяц из сказки «Заюшкина
избушка» — затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети стали смотреть на себя как-бы со стороны, оценивать правильно свои поступки. Полезно и интересно также то, что положительный персонаж (Золушка) выглядит непривлекательно, а мачехина дочка имеет нарядный костюм. В этом случае предпочтение детей проходит проверку на внешнюю и внутреннюю красивость. Дети становятся перед выбором внутренней и внешней красоты, проявляются их собственные нравственные качества.
Домовёнок Кузя, сопровождающий детей в путешествии по «Тридесятому царству», помогает мне использовать нетрадиционный подход в обсуждении сказки, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко.
Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором, включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления.
Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы:
1. красный — радуюсь,
2. синий — мне жалко,
3. жёлтый — хочу помочь,
4. белый — справедливо,
5. чёрный — несправедливо.
Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
«Всё можно улучшить и изменить» — творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным.»
2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот — три
медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
было, как повели себя медведи?».
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу — храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, рассказал о своей жизни карандаш).
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.
Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения — «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» —
• «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
1. «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? — может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать
игрушку».
2. «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
3. «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему
вы так решили?»
4. «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале
стихотворения С. Маршака «Котята»?
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.
Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам:
«А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения:
• рубить дрова;
1. волочить «тяжелый» ящик;
2. нести очень «тяжёлый» чемодан;
3. дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;
4. передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
5. передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или
«мороженное»;
6. передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать»
различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать
воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету);
7. «съели кислый лимон» (морщатся);
8. «рассердились на драчуна» (сдвинули брови);
9. «встретили друга» (улыбнулись);
10. «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот);
11. «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
12. «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом);
Эти упражнения позволяют детям научиться легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. «Расцвели, как цветы», «завяли, как травка», «полетели, как птицы, как раненая птичка», «идёт медведь по лесу», «крадётся волк за зайцами», «жук упал и встать не может». Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его
творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях. В играх-драматизациях я использую сказки постепенно:
1. этап. Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,
рассматривание иллюстраций). Часто местом знакомства со сказкой становится «Русская горница». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.
2. этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу.
Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.
Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.
В результате дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти.
Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы. Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой.
Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь. С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня».
Переживания куклы ближ?