Творческое развитие ребенка в коррекционной школе
ГБС(К)ОУ школа –интернат VIII вида
станицы Медвёдовской
Развитие творческих способностей у учащихся коррекционной школы VIII вида
(выступление на педсовете)
Сообщение подготовила:
учитель СБО Миронюк З.Н.
ст. Медвёдовская
2015 г
Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.
Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
Слайд 2
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Слайд 3. Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые — педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.
Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».
Творческая деятельность у.о. школьников — это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Слайд 4 Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.
Актуальность данной темы заключается в вовлечении учащихся 5-9 классов в творческую деятельность. Эта тема как никакая более позволяет мне объединить учащихся какой-либо деятельностью (исследовательской, проектной, лабораторной, художественной, эстетической). Старшие в некоторых заданиях помогают младшим.
Слайд 5 Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:
Слайд 6
- беседы;
- игры;
Слайд 7
- конкурсы; творческий труд
Слайд 8
- проекты, исследовательская деятельность
Слайд 9
- экскурсии
Слайд10, 11,
- олимпиады;
- индивидуальные занятия;
Слайд 12 (на слайде текст) Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
Слайд13, 14 (на слайде текст) Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Слайд 15 Способы стимулирования творческого потенциала.
1.Благоприятная атмосфера в классе.
2. Доброжелательность со стороны учителя.
3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты с которыми работают дети)
4. Поощрение высказывания оригинальных идей.
5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.
Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки СБО. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность (составление рассказа, словесной композиции, устное описание воображаемой картины или ситуации).
Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)
Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.
Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся мотивируют на положительные поступки и обучение.
Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.
Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.
В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.
Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.
Слайд 17 (текст на слайде)
Слайд 18 Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
Спасибо за внимание!
Источник
МКОУ «Богородская школа №8»
Доклад на МО классных руководителей
на тему:
«Развитие творческих способностей младших школьников в коррекционной школе»
Подготовила учитель
начальных классов
Волкова Н. А.
Богородск 2018
Развитие творческих способностей младших школьников
в коррекционной школе
Цель обучения в коррекционной школе — это не только коррекция в овладении определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение более сложных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они охотно принимают участие в творческих делах, нестандартных подходах на уроках. Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволит: — сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
— предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
Провести контроль и оценивание деятельности учащихся можно, составив следующий план работы во внеурочной деятельности.
1. Школьные олимпиады (математика, письмо, окружающий мир, чтение)- в течение года.
2. Всероссийские интернет-олимпиады.
3. Исследовательские работы.
4. Районные творческие конкурсы (рисунки, литературное творчество)- в течение года
5. Творческие работы к урокам.
6. Участие в школьных мероприятиях — в течение года.
7. Занятия по интересам (кружки, секции) — в течение года
8.Школьные «Веселые старты» — в течение года
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
— ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений; — реализация кружковых занятий по специально разработанной программе;
— вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
— дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время; — экскурсии, наблюдения; — творческие мастерские.
Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие — вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям.
Такие дети активны не только в учебе, они охотно посещают кружки и секции, выполняют различные творческие работы. Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе и т.д. Совместно с родителями помочь ученику достичь поставленных целей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие коммуникативные, конструктивные умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Список литературы.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов — Завуч начальной школы №6/2011
Источник
Развитие творческих способностей у воспитанников
коррекционной школы VIII вида
Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии
сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё
многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество
помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для
ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой
деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В
связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная
задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его
самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и
способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую
доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время
воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки,
необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие
личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость,
чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение
находить выход в нестандартных ситуациях. Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам
ученые — педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д.
Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев,
A.M. Матюшкин, Я. А.
Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев
Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни
обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских
интересов». Творческая деятельность воспитанников — это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Для раскрытия творческих способностей детей применяются
активные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, творческий труд, экскурсии, индивидуальные занятия.
Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей
степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся.
Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить
разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей,
воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
Способы стимулирования творческого потенциала: благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность со стороны педагога, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание
каких – то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты
к иллюстрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию,
составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям
запомнить, как поступить в той или иной ситуации. Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся, мотивируют на положительные поступки и обучение.
Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
Источник