Творческое развитие ребенка секреты аппликации
Наталия Александровна Николаева
Нетрадиционные формы аппликации как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Нетрадиционные формы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Работа кружка «Умелые ручки»
В условиях ДОУ дети занимаются творческой деятельностью в процессе музыкальных занятий, лепки, экспериментирования, театрализованной и изобразительной деятельности, аппликации, ручного труда и констуирования.
Наиболее любимым видом деятельности для детей является продуктивная деятельность.
В основной образовательной программе ДОУ, аппликация включает лишь традиционные техники работы.
В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала эта тема.
Основываясь на своем опыте, стараюсь максимально создавать условия для творческой деятельности детей.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликацииможно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
Нетрадиционные формы аппликации имеют большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника
Способствует снятию детских страхов
Развивает пространственное мышление
Развивает уверенность в своих силах
Побуждает детей к творческим поискам и решениям
Учит детей свободно выражать свой замысел
Учит детей работать с разнообразным материалом
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Развивает мелкую моторику рук
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето — восприятия
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Существуют различные виды аппликаций:
Предметную аппликацию считают несложным видом аппликации для детей. Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно, листа, зверя, птицы, дома и т. д.
Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к нетрадиционной технике обучения детей аппликации, их очень много.
Я назову только те которые использую в своей работе.
Обрывная аппликация – один из видов популярного детского творчества, похожий на мозаику. Ведь и там, и здесь картина постепенно складывается, как мозаика из множества маленьких кусочков-сегментов. Всё максимально просто и доступно, но при этом интересно и занимательно для детей. Контур, нанесённый на картину-фон, стараниями умелых пальчиков медленно превращается в яркую сюжетную картинку.
Накладная аппликация (объемная). Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Такие аппликации отлично подходят для создания каких-либо образов или целых композиций. Симметричную аппликацию применяют для тех фигур, которые имеют симметричное строение или же в том случае, если вы хотите создать идеально ровные очертания. Нарисуйте на бумаге фигуру, согните ее пополам и, придерживая сгиб, вырежьте половину детали по контуру.
Ленточный вид аппликации слегка похож на предыдущий. Однако в данном случае с помощью аппликации можно получить не две одинаковые фигурки, а множество. Они могут быть соединенные между собой или наоборот — разрозненные. Ленточная аппликация хороша для изготовления различных узоров на салфетках, закладках и т. д.
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. Применяйте этот вид аппликаций с детками, у которых хорошо развито воображение.
Коллаж (от фр. Со11аgе — приклеивание, наклейка) — техника и вид изобразительного искусства, которая заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую — либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).
Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения — белая или цветная.Цель: формирование у детей дошкольного возраста художественно- творческих способностей через совместную деятельность педагога-ребенка- родителя, с использованием необычных техник изодеятельности.
Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.
Выполнение аппликаций из ниток – это интересный, увлекательный, доступный и полезный процесс. Поделки в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. У ребенка развиваются творческие способности, усидчивость, терпение, образное мышление, мелкая моторика.
Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники — Iris Folding
Эта тема интересна не только мне. но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
В работе с детьми, я использую программу дополнительного образования художественно- эстетической направленности » Умелые ручки».
Содержание программы предполагает развитие творческих способностей.
Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Основные задачи:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
развитие речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
формировать у детей умение следовать устным инструкциями.
При работе с детьми применяются следующие методы:
— словесный;
— наглядный;
— практический.
В своей работе я использовала следующие педагогические принципы:
1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в изобразительную деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционных техник изображения. Использование таких методов и приёмов, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ выразительных возможностей изобразительного материала. 8
2. Принцип наглядности. Этот принцип позволяет формировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый путем постепенного овладения практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники аппликации.
4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей, использование физминуток, пальчиковой гимнастики, дидактические игры.
5. Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др.
6. Принцип связи речи с психическими процессами, заключающийся в одновременном развитии творчества детей, обогащении и расширении лексического запаса, развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение стихотворений, рассказывание ребенком о своей аппликации и т. д.
Следуя этим принципам у детей будет сформирован больший интерес к изобразительной деятельности и окружающему миру в целом, они научатся думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми, способствует их всестороннему развитию.
Организация занятий кружка:
Кружок «Умелые ручки» проводится с детьми в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю во второй половине дня с подгруппой из 17 детей, продолжительностью 30 минут. В работе кружка учитывается индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах нетрадиционных техник аппликаций, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам аппликации. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, использовать разные техники аппликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Аппликации детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Источник
Ольга Старшая
Развитие творчества детей в аппликации
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
-развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
-развитие художественно — графических умений и навыков;
-развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
-развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
-воспитание зрительской культуры;
Объект исследования — процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности.
Предмет исследования — занятия аппликацией как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования — определить роль организованной образовательной деятельности по аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Аппликация как средство развития творческих способностей
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого — поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте,элементарны:
Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал,который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
Развиватьэстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента — ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик, дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл. Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликациимогут быть поставлены более сложные задачи:
Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик, и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой).
Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам, а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края. Формировать у детейосознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами — отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства, а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Детей четырех-пяти лет можно учить аппликациииз сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине,цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания)форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческоговыражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Источник