Творческое развитие ребенка с самого раннего детства
Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.
развитие творческих способностей детей
Что такое творческие способности
Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.
Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.
Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.
Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.
В каком возрасте нужно развивать творческие способности.
Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.
Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.
По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.
Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.
Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.
Условия для развития таланта
Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:
- Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
- Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
- Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
- Среда для успешного развития должна быть благоприятной
- Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
- Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.
А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности
Основные методы развития творческих способностей у детей
На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.
Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.
Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.
Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Кукольный театр
Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.
Рисование
Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.
Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.
С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.
О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать
Лепка для детей
Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.
лепка с детьми
Поделки и аппликации
Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.
Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых
Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.
Чтение с детьми
Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.
Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.
Музыка
музыкальное развитие ребенка
С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.
Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.
Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.
Заключение
В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.
После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.
Источник
Творчество — важный процесс для правильного развития психики ребенка. Необходимо научить детей правильно подходить к этому процессу. Сегодня развитие творчества у детей начинается с детского сада или ясельной группы. Детям предлагается множество вариантов и материалов.
Дома с родителями тоже можно позаниматься. Главное – дать малышу достаточную свободу действий. Сегодня развитие креативности является одной из главных задач для дошкольников. В школе занятия продолжаются – здесь малыш уже может яснее понять, что именно его привлекает.
Обществу необходимы люди, которые мыслят нестандартно, творчески. Они готовы предложить нешаблонные решения насущных проблем. Конечно, развитие этих качеств начинается с детства. Обязательно обратите внимание на творческие занятия детей уже с 3 лет.
Ценность творчества для психики
Мыслить нестандартно, изобретать, решать сложные задачи простым путем — вот что дает творческий подход. Сейчас появляется все больше и больше возможностей для реализации своих творческих способностей. Кто эти люди? Гении, дети индиго? На самом деле, любой человек способен быть креативным, предприимчивым. Главное – заниматься с ребенком еще с раннего детства.
Кроме того, творчество необходимо для правильного развития психики. Малыш каждый день видит что-то новое, получает знания о предметах, людях, животных, растениях. Чем больше он узнает, тем глубже проникает в суть. Творчество — взгляд человека (в данном случае ребенка) на окружающий мир. Как еще маленький человечек может продемонстрировать свое отношение, высказать свои мысли? Проще всего сделать это с помощью творчества. Это может быть:
- музыка;
- рисунок, чертеж;
- скульптура;
- творческая композиция (аппликация);
- танец.
Конечно, видов творчества существует гораздо больше. Самые простые доступны для детей в детском саду, школе, дома с родителями. Личность формируется с ранних лет. И творческое развитие помогает обогатить личностные качества детей.
Развитие креативности
Креативность (от латинского «созидание») развивается с ранних лет. Кто-то обладает врожденной способностью создавать необычные вещи. Для кого-то эту черту возможно воспитать. Сегодня многие педагоги сосредоточены на творческом развитии детей с раннего детства. Один из таких методик — метод Монтессори.
Творчество способствует психическому развитию: формируется способность мыслить логически, ситуационно, когда необходимо — нестандартно. Детей, с которыми занимаются одним или несколькими видами творчества, не обязательно ждет будущее художника или скульптора, музыканта. Чаще всего они выбирают креативные профессии, которые сегодня очень востребованы.
Польза креативности — способность точно представлять себе результат своей деятельности. Результативность деятельности ребенка, умеющего формулировать творческую задачу, возрастает. Человек учится именно создавать, давать начало новому, созидать. Такие люди психологически более устойчивы, обладают хорошо развитой смекалкой, возможностью быстро менять направление деятельности в зависимости от требуемого результата. Творческий подход к решению задачи пригодится в дальнейшей жизни, а подготовиться к этому очень легко.
Основные черты творческого подхода
Главные черты креативного подхода выделили психологи:
- слушать и слышать;
- смотреть и видеть (больше, чем кажется на первый взгляд);
- искать решение проблемы не в области известного, а найти свой собственный качественный подход;
- перевести любой образ в творческую плоскость;
- переходить от общего к частному при решении задачи или ее постановке.
На первый взгляд это все звучит сложно. Такие научные термины можно опустить, охарактеризовав креативность как совершенно иной подход к жизни. Малыш должен понимать, что изменить реальность возможно. Сейчас время для творческих людей в любой сфере деятельности. Главный элемент работы — творческое задание.
Для детей процесс творчества должен быть связать с игрой. Эта деятельность всегда должна носить развлекательный характер, иначе преподнести ее детям будет тяжело. Через игру легче всего вовлечь детей в этот вид деятельности.
Дети младшего возраста
Детишки от 3-4 лет еще не могут мыслить достаточно абстрактно. Хотя многие из них проявляют интерес к подобным занятиям. Уже в этом возрасте можно увидеть некоторые задатки малыша к тому или иному виду творчества. При желании и возможности начните дополнительные занятия по выбранному виду деятельности.
В этом возрасте в развитии творческой деятельности активно участвуют взрослые. Малыш еще не может поставить себе задачу сам, выполняет действия по шаблону. Только после того как пройдет достаточно времени, он сможет самостоятельно выбирать темы для рисования, лепки, конструирования. Важно помочь крохе начать, понять свои возможности в данном виде деятельности.
Постановка задачи
Воспитатель в детском саду или родители дают крохе задание. Например, сегодня рисуем дом, семью. Показываются необходимые элементы, которые можно использовать. Ребенка просят изобразить всю его семью. У детей обычно много вопросов по этому поводу. Важно поставить задачу так, чтобы малыш рисовал на выбранную тему, но мог выбирать цвета, детали.
Так происходит позитивное развитие воображения, поиск ответа на свой вопрос через творческую деятельность. «Какая у меня семья?» — воспитатель дает общее задание всем детям. Каждый выполняет его, основываясь на опыте и знаниях, а значит, использует ситуационную логику в принятии решения. Чья-то семья большая: родители, бабушки-дедушки, домашние животные. Кто-то расскажет на бумаге о том, что просто живет с мамой.
Лучше всего дать детям большой выбор материалов, рассказать о разных техниках рисования:
- карандаши, фломастеры;
- краски;
- рисование пальцами и т.д.
Чем больше возможностей, тем сильнее выражена индивидуальность каждого из детей. Дайте ему задачу, а решение он должен найти сам. Это лишь пример для одного из видов творчества. То же самое можно реализовать, используя пластилин, цветную бумагу, клей, осенние листья и т.д.
Оценка результатов
Оценивая результаты работы, помните: творчество всегда должно быть свободным процессом. Необходимо научить ребенка следовать поставленной задаче, но искать пути решения самостоятельно. В таком раннем возрасте еще нет понятия о самокритике. Все дети заслуживают поощрения, похвалы от взрослого. Сейчас «побеждает дружба». Все работы оцениваются педагогом с профессиональной точки зрения.
Если было выявлено явное отставание, воспитатель может порекомендовать посетить психолога или психоневролога. В возрасте 2-4 лет проявляются некоторые проблемы с мелкой моторикой. Их можно решить, если заняться коррекцией сразу. У малышей сейчас еще нет пространственного мышления, образы нечеткие. Но главное — стремление. Чем больше практики, тем лучше будет получаться.
Разные методы для рисования подходят для работы в садике или дома. Детям обычно нравится этот процесс. Они готовы учиться новым техникам. Найдите время для совместных занятий, рисунков, собирания мозаики или конструктора. Обязательно хвалите, мотивируйте ребенка продолжать заниматься этим видом деятельности. Если сейчас ругать и критиковать, то вы отобьете у него желание делать что-то творческое.
Дети школьного возраста
Чем старше ребенок, тем интереснее творческая работа с ним. В возрасте 6-8 лет (ранний школьный возраст) малыш уже способен на более сложные виды деятельности. Мелкая моторика развита – теперь необходимо совершенствовать ее.
Волевое развитие
Постановка задачи и проверка работы становятся проще. Дети 7-8 лет уже вполне понимают даже абстрактную задачу. Теперь все направлено на развития фантазии. Начиная с этого возраста, актуальным становится волевое и эмоциональное развитие личности через творчество. Теперь желание быть лучше, аккуратнее, интереснее выполнить задумку будет основным мотиватором.
Дети начинают смотреть на работы друг друга, отмечать интересные детали. Теперь каждому хочется быть первым, получить похвалу от учителя. Оценка работ все еще ведется просто. Конечно, все дети стараются – необходимо понять их идею, выраженную через творчество. Желание быть лучше, совершенствоваться — это и есть волевое развитие.
Виды творчества для детей
Развивать творческое мышление нужно начинать с простых, основных видов работы. Они доступны для детей с раннего возраста.
Музыка
Серьезные занятия музыкой начинаются рано. Обычно такой выбор за ребенка делают родители. Хоть это и тяжелый труд, музыка дает нам возможность очень точно выражать свои эмоции, мысли, чувства. Все чаще детям даются творческие задания на музыкальных уроках:
- сочинить композицию;
- дополнить уже готовую;
- охарактеризовать некоторые простые эмоции через музыкальные произведения.
Задача преподавателя — объяснить, как важно воображение. Малыш не должен бояться быть хуже кого-то, ведь в творческой деятельности нет понятия «лучше» и «хуже». Важно само стремление, нестандартный подход. Конечно, исполнять всем известные композиции — совсем не то, о чем мечтает каждый музыкант. Он хочет изобретать. Именно этому необходимо учить талантливых к музыке детей.
Рисование
Один из самых доступных видов творчества. Дети с ранних лет любят рисовать, ведь это так просто! Сегодня воспитатели предлагают огромный выбор техник, причем для них не требуется ничего особенного. Как и любое творчество, рисование не должно быть ограничено только самим процессом. Для ребенка важно обсудить свою работу, пояснить что-то, что не получилось нарисовать. Иногда после такого разговора задумка становится понятнее.
Обязательно обсуждайте с ребенком рисунок, задавайте вопросы. Таким образом вы поможете ему, возможно, найти решения, идеи для новых работ. Задавайте ему простые вопросы:
Почему ты выбрал этот цвет?
О чем говорит твой рисунок?
Что означает (та или иная деталь)?
Ты сам доволен рисунком?
Как тебе кажется, что на рисунке получилось лучше всего?
Будьте готовы также высказать свое отношение к рисункам своего ребенка или ученика.
Лепка
Лепка – очень интересный творческий процесс. С его помощью можно объяснить крохе соотношение размеров предметов. Конечно, для малышей это очень полезно, а еще развивает движения пальчиков.
Сегодня, кроме обычного пластилина, можно предложить детям много интересного:
- использование самодельного соленого теста (после лепки фигурка сушится, а потом ее можно раскрасить);
- полимерная глина – из нее можно лепить, как из пластилина, а потом обжечь изделие в печи (целый арсенал инструментов, шаблонов, возможностей для работы);
- лепка из цветного песка;
- добавление к обычному пластилину разных природных элементов: обработка шишек, зернышек, гербария.
Из полимерной глины или соленого теста можно делать простые игрушки, но довольно прочные. Так малыш может воплощать свои идеи в жизнь и после использовать их в играх.
Источник