Творческое развитие ребенка по психологии

Творческое развитие ребенка по психологии thumbnail

Альбина Валерьевна Туманина
Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных. И что только тот, кто одарен может считаться призванным к творчеству. Такая точка зрения не находит подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. П. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Ибука Н. пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения и большей частью формируются в определенный период жизни.

Л. С. Выготский говорит, что если понимаешь, творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко перейти к мысли, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени. Оно является нормативным и постепенным спутником детского развития. Каждый здоровый ребенок может подняться высоко, на самые вершины творческой деятельности.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Вопрос об истоках творчества – вечный вопрос. Ученые подходят к нему неоднозначно. Приведем примеры научных объяснений начала возникновения творчества.

П. Торренс считает, что творчество проявляется только после 5 лет. А по данным Андрюса М., «пик творчества» приходится на 3,5 – 4,5 года.

Ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было проявлении творчества, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, и он лишь слепо копирует увиденное у взрослых.

Другая группа психологов (Дьяченко О. М., Веракса Н. Е и др.) опровергают эту точку зрения, подчеркивая, что возможности изменения в человеке огромны, совсем не обязательно им теряться с возрастом, «главное – не отчаиваться, а помочь развитию ребенка в любом возрасте«.

Ж. Пиаже и И. Ивич находят зачатки воображения у детей в возрасте 15-18 месяцев. Отечественные психологи стоят на позиции ранних этапов развития творчества. Первые проявления творчества мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Эти первые проявления относятся к 2,5 – 3 годам жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами.

В 2-3 года дети испытывают потребность в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям, умениям и навыкам. Наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка. Ребенок постоянно стремиться к деятельности, задает вопросы, находит различное применение предметам в деятельности методом проб и ошибок.

Отечественные психологи Г. Г. Кравцов, Н. А. Ветлугина, Г. И. Иванова, Е. Г. Макарова полагают, что самый творческий возраст 3-4 года. У детей проявляется тяга к продуктивным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструирование. Их привлекает возможность самореализации, выражения чувств, восторга от восприятия окружающего мира. В 5 лет наблюдается проявление остроты и подвижности в восприятии мира. У детей отличительная легкость переключения, переход от изумления при восприятии чего-то к спокойно – деловому отношению. В деятельности есть направленность на результат. Проявляются яркость образных впечатлений, богатство воображения, которые находят отражение в творческих видах деятельности, в творческих играх. К старшему дошкольному возрасту ребенок про-должает жить в мире своих фантазий, но формы, которые принимает этот мир, становятся другими. Теперь дети – организаторы мира своих фантазий. «Все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени», — говорит Н. А. Ветлугина.

Повышенная эмоциональная отзывчивость; сила и глубина художе-ственных впечатлений, обусловленные их первичностью и новизной, синкретичность восприятия позволяют ребенку создавать искренние, яркие, красочные образы. К тому же дошкольник не может и не хочет оставаться пассивным наблюдателем. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно (А. В. Запорожец). Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (Е. А. Флерина). Но на протяжении дошкольного детства развитие эстетического отношения проходит путь от наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют занять внешнюю позицию, глядя на воспринимаемые или создаваемые образы как бы со стороны.

Развитие художественно- творческих способностей происходит в контексте внутреннего самоосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, обосновывая свое мнение о герое или его поступке. Но мотивы художественного творчества развиваются неизолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет ребенок, условиями, в которых он развивается, и, наконец, системой воспитания, в которой он формируется как личность и как творец.

Б. М. Неменский, художник, создатель новой системы преподавания изобразительного искусства в школе, в своей книге «Мудрость красоты» обращает внимание на «левополушарное» смещение в педагогике.

Американский психолог Дж. Гилфорд и доктор химических наук Ю. Чирков также сходятся в мнении о том, что левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие выполняет интеллектуальные, логические, рациональные функции, обрабатывает информацию линейно, последовательно, аналитически; правое полушарие выполняет образную, интуитивную функцию, обрабатывает информацию глобально, синхронно, релятивно.

Программы обучения как школьные так и для дошкольников, загружают только левое полушарие, оставляя нетронутой вторую половину мозга, что заведомо тормозит развитие творческих способностей.

Поэтому детей необходимо учить наблюдать, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Следует развивать у них не только конвергентное мышление, но и дивергентное – интуитивное, творческое, создавая для ребенка:

– благоприятную обстановку,

– обогащая окружающую среду ребенка новыми предметами,

– поощрение за высказывание оригинальных идей,

– возможности для практики,

– личный пример творчества,

– различные способы, методы и приемы в обучении, воспитании, развитии ребенка.

По мнению Е. С. Беловой, творческие способности ребенка в изобразительной деятельности могут проявиться в том, что он:

– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

– в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

– когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

– стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды;

– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у детей седьмого года жизни могут активно проявляться художественно-творческие способности. Необходимо с помощью различных методов, приемов создавать условия для их развития.

Источник

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего
последующего развития художественных способностей в онтогенезе,
психологические закономерности детского творчества исследованы
пока еще недостаточно.

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные
выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет
особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей
детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития
художественных способностей) очень много детей рисует, то очень
мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период
завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему
возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза
меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к
артистическому творчеству, которое является продолжением детской
игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные
способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий
подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства
взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и
в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к
моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать
основные закономерности развития художественных способностей в
онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят:
хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра,
сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям
под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо
обращать внимание педагогам и родителям — это развитие
психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный
крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень
мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для
развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются
слухо-моторные, зрительно-пространственные координации,
музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится
управлять своим телом. А значит активизируется работа
моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи.
Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок
двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению
баланса между процессами возбуждения и торможения, а также
эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на
положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять
своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей
функции сознания, которая развивается в достаточной степени только
к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет,
когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное
выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той
гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для
развития художественных способностей в онтогенезе,
является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация.
К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее
место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и
аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского
творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря
первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму
начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных
движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что
является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать
на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с
развивающимися художественными способностями за аккуратность.
Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными»
занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка
важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как
отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и
том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с
помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона,
природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и
аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания
той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым.
Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам
захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает
музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели
игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее
время продается множество прекрасных записей классической музыки,
аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на
эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности.
Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка
множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же
время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как
его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила,
установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика
увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится
сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых
координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного»
музыкой мозга.

Продолжение…

творческие способности возникают не сами по себе, их развитие должно волновать не только ДОУ, но и школу. в основном подавление творческой активности происходит в школе,где упор делается на знания в области наук,а не на развитие ребенка как личности. предлагаю вести в школьный курс такие предметы как психология, театральное мастерство.

01.05.2008 08:20:45, юлия

очень рада с вами познакомиться!

01.03.2007 05:55:19, алена

Элла, а не подскажите, что в наши 11 мес. лучше слушать: гармоничную классику (Бах, Вивальди) — относимся спокойно-благожелательно, детские песни — под некоторые улыбаемся, а другие абсолютно неинтересны, или рок-н-ролл, под который лучше и озорнее танцуется ? 🙂

18.02.2001 00:23:57, Annele

Всего 9 сообщений Прочитать обсуждение полностью.

Источник

Олеся Ахмеджанова

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.



Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.



Источник

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

21. Хвалите ребенка

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

26. Если ребенку нравится литература, посещайте:

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.

27. Если нравится музыка, ходите на:

  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;

Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Источник

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»

Обложка поста freepik

Источник