Творческое развитие ребенка на внеклассных мероприятиях

Творческое развитие ребенка на внеклассных мероприятиях thumbnail

I. Введение.

Современный этап развития педагогики и школы
требует новаторских подходов к решению задач
воспитания личности ребенка. Наряду с принципом
демократизации всей системы образования,
принципом соревновательности разных моделей
школ, методов и программ воспитания, должен быть
представлен и метод креативности – ориентации
на творческие процессы в педагогике, на
формирование творческой личности.

В школе проводился опрос учащихся школ:
“Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи,
музыку, самостоятельно рисовать, изобретать,
выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 48%
учащихся, которые, забыв, наверное, о своих
дошкольных и первых школьных годах, утверждал,
что ничего из перечисленного он не пытался
сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего
не получится”; “Не нравится, поэтому и не
пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и
интереса к творчеству у школьников – что может
быть тревожнее для педагога! Разработка методики
по различным видам творчества – одна из задач
педагогики творчества.

При этом школа должна рассматриваться как
педагогический центр всестороннего развития
личности. Она должна обеспечивать реальные
возможности активного и творческого участия
школьников во всех видах деятельности,
координировать все влияния окружающей среды на
личность, ее формирование.

II. Воспитательное пространство как
средство развития творческих способностей
учащихся.

Среди понятий педагогики на первый план
постепенно выходят понятия “воспитательное
пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в
среде”. Воспитательное пространство является
инструментом воспитания при условии
целенаправленного использования его
возможностей в работе с детьми. Влияние
воспитательного пространства обусловлено
восприятием его ребенком, включенностью в
процесс его создания и совершенствования.
Эффективность освоения этого пространства со
стороны ребенка зависит от того, каким он его
видит.

Выделяют следующие характеристики
воспитательного пространства:

  1. Воспитательное пространство – это освоенная,
    природная, культурная, социальная,
    информационная среда, которая приспособлена для
    решения педагогических задач.
  2. Воспитательное пространство – это результат
    освоения воспитательной среды.
  3. Воспитательное пространство не складывается
    само по себе или приказом сверху. Оно рождается
    внутри педагогической действительности
    благодаря специально организуемой деятельности.
  4. Воспитательное пространство может стать
    средством развития творческого потенциала
    личности ребенка только в том случае, если оно
    будет пространством детской общности,
    наполненным реальными и значимыми для детей
    вопросами, на которые необходимо найти ответы,
    если дети воспринимают пространство как свою
    собственную территорию, за которую они несут
    ответственность.
  5. Создание воспитательного пространства
    включает внутренние процессы, связанные с
    выбором приоритетов педагогической
    деятельности, и внешние, которые включают
    освоение сообществом детей и взрослых
    окружающей среды.

III. Система развития творческих
способностей учащихся в воспитательном
пространстве.

По вышеперечисленным правилам реализации
творческого потенциала воспитательного
пространства, педагогу-воспитателю необходимо
четко продумать цели своей работы.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не
своим делом. Таланты бывают разные: талант
управления, талант общения, артистические
способности и многие другие, раскрыть которые
можно только во внеурочной деятельности. В
данном случае цель работы педагога –
формирование и раскрытие творческой
индивидуальности ученика. Реализация данной
цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального,
    нравственного и эмоционального самовыражения
    личности ребенка, для открытия и развития
    способностей детей в различных сферах
    деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку
    творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического
    самоуправления в планировании, организации и
    анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и
    проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе,
    позволяющий оптимально распределять учеников по
    способностям.

Детский коллектив — коллектив, нацеленный на
творчество. Только в творческом коллективе
ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а
преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так,
чтобы всемерно развить самостоятельность и
инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе
проводятся различные мероприятия, большинство
ребят на этих мероприятиях были полноправными
хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и
средства достижения целей в воспитательном
пространстве в данном случае должны быть также
творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к
    ребятам как к младшим товарищам по трудной, но
    очень интересной работе.
  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то
    хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать
    каждого в поиск того, что можно сделать
    интересного и полезного для своего класса, для
    окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об
    окружающих и думать не только о себе, но и о
    других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо
    и интересно.
  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться
    принципа: все, что дети могут сделать сами, они
    должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  • предварительная работа организатора;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка;
  • коллективное проведение дела;
  • коллективное подведение итогов.

Способы в воспитательном пространстве должны
соотноситься с формами. Понятие форма — означает
способ организации, способ существования и
выражения содержания, предмета, явления,
процесса. Основной формой воспитательного
процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие
коллектива, направленное на достижение
каких-либо целей. Мероприятие должно
реализовываться, как целенаправленное
взаимодействие учителя, классного руководителя,
воспитателя с каждым учащимся, детским
коллективом в целом, направленное на решение
поставленных воспитательных задач. В этом случае
само мероприятие выступает как форма
воспитательной деятельности, в которой
целенаправленно объединены отдельные способы ее
организации, сочетающие цели, задачи, содержание,
методы, средства и приемы. В процессе этой
деятельности создаются такие воспитательные
ситуации в жизнедеятельности коллектива,
которые своим содержанием и эмоциональным
проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к
классификации форм воспитательной работы.
Наиболее распространенной считается
классификация организационных форм воспитания в
зависимости от того, как организованы учащиеся:
массовая, групповая и индивидуальная формы.
Кроме того, существует подход к определению форм
воспитательной деятельности, связанный с
направлениями воспитательной работы.

Например, организации
познавательно-развивающей деятельности
учащихся более всего соответствуют такие формы:
викторина, аукцион знаний, заседание клуба
любознательных, конкурс проектов, конкурс
эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые
игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс
изобретателей и фантазеров, турнир ораторов,
устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного
воспитания и самовоспитания широко применяются
такие формы: круглый стол, пресс-конференции,
устный журнал, диспуты, вечера вопросов и
ответов, беседы на этические темы, о
самовоспитании, обзор литературы по различным
проблемам, литературно-музыкальные композиции,
практические занятия, заочные путешествия, акции
милосердия, поисковая деятельность и т. д.

Деятельности, связанной с профориентацией
школьников, более всего соответствуют такие
формы: встречи с представителями разных
профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать
профессию?”, экскурсии на производство,
игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания
широко применяются: литературные и музыкальные
вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в
музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о
музыке и живописи, праздники искусств, обзоры
журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко
применяются игры типа “Веселые старты”, малые
олимпийские игры, туристические походы и
эстафеты, встречи с представителями разных видов
спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и
гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное
значение имеет такая форма воспитания, как игра.
Присущая детям жажда деятельности часто находит
свое выражение в игре, заменяющей ребенку
необходимый для него труд. Всякая игра приучает
их к согласованным действиям, к точности и
своевременности перед командой или группой, за
которую они играют. В добровольном подчинении
правилам игры, без которых она перестает быть
организованным действием, утверждается и
крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре,
чаще всего представляющей собой индивидуальное
или групповое соревнование, воспитываются
волевые качества. В воспитательном процессе игра
должна отвечать следующим требованиям:

  • Игра должна содействовать сплочению
    коллектива.
  • Иметь познавательное значение.
  • Активизировать общественную деятельность
    детей.
  • Обеспечивать мыслительную активность
    участников игр.
  • Создавать условия для детского творчества.
  • Соответствовать принципу: “Как можно меньше
    зрителей, как можно больше действующих лиц”.

Цель воспитательной игры: сделать
воспитательный процесс радостным, интересным,
запоминающимся для детей. Пробудить душу
ребенка, развить заложенные природой творческие
способности, научить общению, ориентированию в
различных жизненных ситуациях, воспитывать
элементарную культуру поведения– вот основные
задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания
можно решать только путем комплексного
использования различных форм организации
воспитательного процесса. Чем разнообразнее и
богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее
воспитательный процесс.

В процессе осуществления любой формы
необходимо использование пошагового комплекса
действий классного коллектива:

  1. Создание временной инициативной группы,
    разработка плана предстоящего мероприятия.
  2. Разработка композиции предстоящего
    мероприятия.
  3. Составление списка дел, средств, материалов,
    которые потребуются для реализации задуманного.
  4. Распределение поручений для осуществления
    каждого пункта программы.
  5. Осуществление запланированной деятельности по
    подготовке к мероприятию.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу
повышать степень самостоятельности в
организации жизнедеятельности класса. Развитие
у учеников способности к взаимодействию,
самоуправлению, кооперации, развитие
индивидуальности, социальной компетенции,
ответственности – является одним из направлений
работы педагога – воспитателя по раскрытию и
развитию творческого потенциала личности
ребенка.

IV. Система работы учителя начальных
классов по развитию творческих способностей
учащихся в воспитательном пространстве через
систему внеклассных мероприятий.

Для того, чтобы обучить детей творчеству,
педагогу необходимо научиться работать
творчески самому. Подготовка к мероприятию –
процесс, требующий выбора оптимальных методов,
средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это
мероприятия, предполагающие креативность в их
реализации и рассчитанные на использование в них
творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть
заполнены разумно, интересно, чтобы они были
действенным средством воспитания детей. В
значительной мере это зависит от педагога, его
умения увлечь детей интересным делом, дать выход
его энергии, развить познавательные, творческие
силы, способности, расширить кругозор и сферу
общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес
и желание каждого ученика, можно и нужно
предложить несколько видов деятельности: каждый
ученик выбирает то, что ему нравится и что он
умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра –
постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

  • “Эти забавные животные”,
  • “Космические путешествия”,
  • “Юные пожарные”,
  • “Горячие сердца”,
  • “А ну-ка, девочки”,
  • “Будущие защитники Отечества”,
  • “Самый, самый, самый…” и т. д.

Цель этих конкурсов – формирование творческой
личности, умеющей правильно и оперативно
ориентироваться в различных жизненных
ситуациях.

Среди разного рода игр можно выделить и
классифицировать следующие:

  1. Игра-драматизация.
  2. Игра-загадка.
  3. Игровое моделирование.
  4. Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее
приемлема для младших школьников. Представляет
собой разновидность сценической игры, суть
которой разыгрывание какой- либо сценки или
стихотворения нравственного содержания для
зрителей. В процессе подготовки и проигрывания
обеспечивается двойное воздействие на личность:
исполнительская деятельность требует вхождения
в роль другого и оценки его действий изнутри,
ненавязчиво формирует отношение, позицию,
побуждает к самоанализу; с другой стороны,
дополнительное воздействие оказывает реакция
зрителей, создается единое эмоциональное
состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается
разыграть ситуации различного уровня сложности,
в которых заложены ошибочные действия. Задача
зрителей – обнаружить ошибки в поведении
действующих лиц и объяснить их или найти выход из
сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит
мимо двух учительниц, разговаривающих между
собой и здоровается только со своим классным
руководителем).

Игровое моделирование – создание
воображаемых ситуаций нравственного выбора.
Наибольшим творческим потенциалом обладают
ролевые игры, в которых намечены лишь контуры
поведения действующих лиц, но сама ситуация
развертывается непосредственно в процессе
игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют
от ребенка самостоятельного проектирования
своих действий на основе проникновения во
внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией
позволяет создать ситуацию приобретения
учениками определенного эмоционального опыта и
его осознания, осмысления с помощью последующей
рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики
разбиваются на пары. Один исполняет роль
“слепого”, второй – роль “поводыря”.
“Поводырь” в течение пяти минут водит своего
партнера с завязанными глазами по комнате, затем
они меняются местами. После чего учащиеся
рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики
строятся в две шеренги лицом друг к другу и
представляют, что они – моющая машина, нужно
“помыть” того, кто пройдет через нее, сделать
его более радостным, счастливым. Обсуждение
после игры позволяет ученикам разобраться в
чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные,
музыкальные способности эффективнее всего
реализуются в праздниках:

  • “Золотая осень”,
  • “Прощание с Азбукой”,
  • “Праздник правил дорожного движения”,
  • “Праздник здоровья”,
  • “Новый год”,
  • “Подарок мамам”,
  • “Здравствуй, лето”,
  • “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это
творческое вдохновение его души, реализация его
мысли. Каждый праздник – это поэтапное
творчество учеников и учителя, начиная со сбора
чернового материала, его обработки, оформления,
формы представления, темы проведения, анализ
коллективного творческого дела, когда каждый
имеет свою маленькую ответственность, может
внести свою личную лепту до конечного проведения
КТД.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых
столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и
других форм воспитательной работы в развитии
личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные
формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2
классе, эффективно решают задачу развития
творческих способностей учащихся.

V. Заключение.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся
побывать в разнообразных ролевых позициях:
организатор, автор, член команды, оформитель и т.
д. Ролевые позиции являются эффективным
инструментом установления и расширения способов
взаимодействия ребенка с окружающим миром,
развития его творческих способностей,
личностного роста. Доставляя радость и
удовольствие, КТД соответствуют внутренней
мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное
развитие личности.

В классном коллективе происходит формирование
и изменение межличностных взаимоотношений,
распределение групповых ролей, выдвижение
лидеров, складываются ценностные ориентации.
Критерием успешности воспитательной работы
является динамика межличностных отношений и
удовлетворенность собой.

Чем активнее проявляются и развиваются в
воспитательном процессе творческие способности
ребенка, тем активнее и успешнее будет его
жизненная позиция в дальнейшем.

Приложение

Источник

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей воспитанников через систему внеклассных мероприятий »

Подготовила: Пухова.О.С.

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности.

Развитие творческих способностей воспитанников рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов – требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.

В школе проводился опрос воспитанников: “Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, самостоятельно рисовать, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что воспитанники , которые, забыв, наверное ,о первых школьных годах, утверждали, что ничего из перечисленного они не пытались сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для воспитателя ! Разработка методики по различным видам творчества – одна из задач педагогики творчества.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.

Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.

Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.

Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу-воспитателю необходимо четко продумать цели своей работы.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника . Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив — коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

Нужно уметь находить в каждом воспитаннике что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

Вырабатывать у воспитанников привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно в нашей школе где они проживают.

В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: все, что воспитанники могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

предварительная работа организатора;

коллективное планирование;

коллективная подготовка;

коллективное проведение дела;

коллективное подведение итогов.

К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:

заинтересованность воспитанников в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

информативность используемого материала;

привлекательность форм внеурочной работы;

обязательность выполнения взятых воспитанниками поручений;

целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

массовость охвата воспитанников разными видами внеклассной деятельности.

Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма — означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие , классного руководителя, воспитателя с каждым воспитанником , детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, практические занятия, заочные путешествия. Особенно живо эмоционально воспринимаются детьми заочные путешествия.

Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: музыкальные вечера и утренники, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск школьных газет.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, эстафеты, встречи со сверстниками разных видов спорта, спортивные утренники, беседы и по гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

В нашей школе, особенно важное значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей воспитаннику необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

Игра должна содействовать сплочению коллектива.

Иметь познавательное значение.

Активизировать общественную деятельность детей.

Обеспечивать мыслительную активность участников игр.

Создавать условия для детского творчества.

Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.

Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения вот основные задачи, которые реализуются в игре.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

Определение темы и даты проведения мероприятия.

Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных ,коррекционно развивающих целей мероприятия.

Определение формы проведения мероприятия.

Разработка программы-сценария мероприятия.

Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

Распределение ролей и поручений.

Проведение консультаций и репетиций.

Оформление места проведения мероприятия.

Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.

Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).

Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).

Анализ мероприятия, выводы.

В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.

Разработка композиции предстоящего мероприятия.

Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.

Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.

Проведение мероприятия.

Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у воспитанников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Для того, чтобы обучить детей творчеству, воспитателю необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого воспитанника , можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый воспитанник выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы ,которые я провожу на своих мероприятиях:

“Эти забавные животные”,

“Космические путешествия”,

“Юные пожарные”,

“Горячие сердца”,

“А ну-ка, девочки”,

“Будущие защитники Отечества”,

“Самый, самый, самый…” и т. д.

Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях .Воспитанникам нравится рассматривать разные жизненные ситуации. Они рассуждают как бы в этой ситуации поступили они.

Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

Игра-драматизация.

Игра-загадка.

Игровое моделирование.

Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

“Золотая осень”,

“День именинников”,

“Праздник правил дорожного движения”,

“Праздник здоровья”,

“Новый год”,

“Праздник 8 Марта”,

“Праздник 23 февраля ”,

“Праздник День Победы” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество воспитанников и воспитателя , начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения . Воспитанники моего класса любят вязать крючк