Творческое развитие ребенка это процесс
Талант у детей начинает развиваться в раннем детстве. Поэтому творческими работами нужно начинаться заниматься с того времени, как ваш ребенок научится в руках держать какой-либо предмет. Вид деятельности определяется личными интересами ребенка, его способностями, его темпами развития, и его возрастом. В ходе творческого процесса происходит осуществление интересного и плодотворного досуга, развивается стремление к созданию чего-либо.
В творческом процессе происходит самовыражение вашего ребенка. Также во время работы ребенок выражает различные эмоции. Например, у ребенка может появиться страх, он может смять слепленного из пластилина волка, или порвать нарисованного. Или же наоборот обрадоваться рисунку или фигурке.
У ребенка развивается фантазия, необходимая для развития мозга, и в начале учебного процесса это все будет хорошо заметно. Во время работы дети начинают креативно мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, они не следуют никаким пример, а делают все сами, так как они придумали.
Также развивается и логика. И так ребенок учится многому сам, без помощи родителей, без информации из книг и журналов. Такая работа очень важна для общего развития. Творчество помогает ребенку развить такие функции как память, моторика, внимание, мышление, интеллект. В творческом процессе развивается тяга к прекрасному. Когда ребенок чем-то занят, вы можете подойти и помочь ему, или же если ему не нужна помощь, то это будет просто совместная деятельность. Ребенок оценит ваше внимание, он увидит заинтересованной взрослых в его детских занятиях. Так ребенок почувствует себя с вами на одном уровне, на него не будет давить ваш авторитет. И совместная деятельность всегда поможет вам стать со своим малышом немного ближе.
Творческая работа может быть снабжена различными материалами. Работа с природными материалами поможет почувствовать ребенку единение с природой. Ребенок начнет бережно относиться к природе, ценить ее дары. Работа с подручными средствами развивает фантазию. Ребенок придумывает, что можно сделать, например, из ненужной коробки. Из-под упаковки от хлопьев можно сделать машину, дом, кровать, санки или что-то другое. Творчество сможет помочь ребенку пережить какие-либо сложности. Ведь творческая работа дает эмоциям выход наружу. Материалы творчества могут стать участниками любой игры, какими-либо героями или предметами. У себя дома вы можете сделать выставку детских работ, так ребенок почувствует, что он действительно делает что-то значимое и это придаст ему уверенность в своей дальнейшей деятельности.
А теперь немного о правилах подготовки к работе, ну и, конечно же, о самой работе. Когда ребенок собирается начинать творческую работу, необходимо подготовить ему стол, за которым он будет творить. Стол необходимо накрыть клеенкой, приготовить сразу все инструменты и материалы. Малыша нужно одеть в удобную для него одежду, и ту которую не жалко будет испачкать. Также можно одеть ребенку фартук с длинными рукавами, если вы не хотите чтобы он испачкал одежду красками или клеем.
Материалы обязательно должны быть безопасными. Первый предмет – это ножницы. Если вы выбираете ножницы, то лучше начать со специальных детских ножниц, но при этом ребенку нужно объяснить, как нужно пользоваться действительно острыми предметами, как правильно их давать другому человеку. Только тогда когда вы увидите. Что ваш ребенок сможет пользоваться детскими ножницами, можете ему дать настоящие ножницы, но желательно под вашим контролем. Если ребенок не может что-то вырезать сам, помогите ему, чтобы он не порезался. Соблюдайте правила безопасности, но при этом не лишайте ребенка каких-либо предметов.
С раннего детства учите ребенка обращаться с острыми предметами, такими как игла, спицы, ножницы. Можно дать ребенку потрогать легонько острие иглы или ножниц, для того, чтобы ребенок понимал опасность этого предмета, но ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с колющими и режущими предметами.
Второй предмет – это клей. Лучше всего выбирать клей-карандаш и желательно маленьких размеров, чтобы ребенок сам мог мазать маленькие детали. Если у вас несколько детей, то во время творческого процесса стоит распределять обязанности. Например, ребенок 5 лет вырезает предметы из бумаги, а ребенок 2 лет, намазывает их клеем.
При занятии учитывайте характер и темперамент ребенка, который определяет время, в течение которого он сможет чем-то заниматься. Поэтому от энергичного ребенка не ждите усидчивости и спокойствия. Для того, чтобы не отбить желание у ребенка чем-то заниматься следует делать маленькие перерывы, например, физкультминутку, небольшую гимнастику, или же немного перекусить. Больших успехов в творчестве ребенок добьется в том, что ему будет больше всего интересно. Никогда не принуждайте ребенка заниматься тем, чем ему не хочется заниматься вовсе. Лучше подождать того момента, когда ребенок сам захочет что-то делать. Во время рабочего процесса ни в коем случае нельзя ребенка ругать за то, что возможно он что-то делает не так. Наоборот хвалите его за все, что он делает, тогда у малыша будет желание делать это еще, а со временем он научится делать все аккуратно и старательно. Работу ребенка можно показать всем членам семьи, или даже устроить выставку детских работ. Начинать следует с более простых работ, и постепенно переходить к более трудному. Ни в коем случае не начинайте поучать ребенка, просто творите вместе с ним. После творческой мастерской наведите порядок вместе. Так ребенок научится убирать всегда после себя.
Самое главное делать все вместе, чаще улыбайтесь и шутите. Тогда совместное творчество принесет радость и удовольствие и вам и ребенку. Таким образом, вы и хорошо и с пользой проведете время!
Источник
Творческое развитие ребёнка.
Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Развитие творческого потенциала ребёнка, как и любых других, подчиняется закону содействия ребёнка и взрослого. Это, в первую очередь, развитие души ребёнка. И в школьные годы развития надо помнить, что у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство – единство личности.
Как же вырастить и воспитать творческую, талантливую личность в своём ребёнке? Нужно сначала разобраться из чего же складывается или формируется творческая личность? Основная составляющая этой формулы – это энергопотенциал человека или другими словами его жизненная сила. Благодаря ему человек движется по жизни более или менее активно. Так же энергопотенциал делает зрячими глаза таланта, другими словами даёт возможность правильно оценивать свои силы и способности. Энергопотенциал строит душу и тело, а так же защищает жизнь. Из чего же формируется энергопотенциал в человеке?
Энергопотенциал состоит из двух частей: первый – полученный от матери и второй – заработанный самостоятельно. Когда человек родился, у него существует только энергопотенциал, полученный от матери. Если мама здорова, не страдает хроническими недугами, не болела во время беременности, полноценно питалась, и никто ей не портил нервы, – ребёнок рождается вовремя, он энергичен и красив. Если мама часто болела, лежала на сохранении, чтобы выносить ребёнка, если её питание скудно и однообразно, если у неё мал собственный энергопотенциал, и потому она нервничает по любому поводу; и, наконец, если она во время беременности продолжала принимать алкоголь, курила или употребляла наркотики, — ребёнок рождается преждевременно, он слаб и некрасив, и первый день на этом свете у него начинается с болезней, которые станут его неразлучными спутниками до последнего дня его жизни. А какова же роль отца в формировании энергопотенциала ребёнка? Пока ребёнок находится в утробе матери, папино слово оказывается первым которое он слышит. В его семени заложен код, в котором запрограммированы базовый энергопотенциал ребёнка и опыт, который, как принято говорить, передаётся по наследству. От папы – код; от мамы – шифр. И чем совершеннее будет программа, закодированная в семени (а это зависит от энергопотенциала отца и его образа жизни), чем точнее в маминой яйцеклетке эта программа будет расшифрована (а это зависит от энергопотенциала мамы и её образа жизни), – тем удачней будет новорожденный.
Каким же будет базовый энергопотенциал ребёнка? Не меньше, чем у папы (при нормальной расшифровке), и, во всех случаях жизни, больше, чем у мамы. Не меньше, чем у папы – значит, может быть больше? За счёт чего?
Код не идеален: он всего лишь отпечаток энергопотенциала папы на данный момент; какие-то функциональные дефекты энергопотенциала оставят на нём след. К счастью, им вовсе не обязательно перейти к ребёнку. Природа мудрей человека, у неё всегда есть, как минимум, одна запасная линия обороны, в данном случае – код энергопотенциала мамы. При расшифровке отцовского код мамы пассивен, но пассивен лишь до тех пор, пока не наталкивается на дефект, – тогда в дело идут соответствующие элементы материнского кода. Если всё нормально у обоих родителей – ребёнок должен уйти дальше, чем они. Если получается наоборот, слабая ветка засыхает. Это закон природы.
Наш базовый энергопотенциал начинается с клетки. Если родители были здоровы, если беременность протекала нормально – каждая клеточка новорожденного находится в состоянии гармонии, а потому несёт в себе максимально возможный энергопотенциал:
- Тело новорождённого находится в состоянии гармонии – и потому базовый энергопотенциал обеспечивает их развитие и функционирование без потерь;
- Тело новорожденного находится в состоянии гармонии – и потому его базовый энергопотенциал может жить в окружающем энергетическом океане не рассеиваясь.
А откуда берётся энергия, обеспечивающая и здоровье, и бодрость, и работоспособность, и ясный ум? От мамы. Как в год, как в пять лет – так и в сто. Рождённые дети имеют только базовый энергопотенциал, который достался им от мамы, но стоит им сделать первое движение, первый крик, они начинают накапливать оперативный энергопотенциал.
В раннем детстве (до 3-4 лет) оперативный энергопотенциал идёт на создание минимально необходимого защитного поля и на строительство тела.
С 4 до 8 лет жизни основное русло растущего оперативного энергопотенциала передвигается на формирование процессов мышления.
С 8 до 12 лет растущий оперативный энергопотенциал начинает формировать задачи вокруг себя. И только если рост оперативного энергопотенциала не прекратился, то к 13 годам из ребёнка получается творческая личность – созидатель.
Природное призвание человеческой души – созидать. Что же толкает человека на созидание, на творчество? Духовность! Духовность, счастье, свобода, покой – это вершина человеческой жизни. Они достижимы лишь огромным трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что, даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознаёт, что жил не зря.
Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без него её просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить). Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит, пробуждает в душе потребность творить.
Как же помочь ребёнку научиться творить? Что могут для этого сделать педагоги и родители? Как музыка способствует развитию творчества?
Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, а также музыку, рассчитанную на взрослых, поэтому весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка.
Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведённых исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и, таким образом, эмоциональный опыт прошлых поколений передаётся последующим.
Жизнь современного ребёнка подчинена очень жёсткому графику. С самого утра ребёнка поднимают, кормят, одевают, ведут в детский сад, в котором он находится целый день до вечера. Постоянный режим и невозможность уединиться от коллектива очень рано истощают психику ребёнка, приводя его к болезням нервной системы. Поэтому так важно со стороны педагогов и родителей создать ребёнку нишу для отдыха среди бесконечной жизненной суеты. Изучая работы современных психологов и психотерапевтов понимаешь, что классическая музыка, как нельзя лучше, подходит для снятия стрессовых ситуаций и нормализации психического состояния человека. Богатая по содержанию и профессионально исполненная симфоническим оркестром, классическая музыка приносит умиротворение и покой, ощущение гармонии с окружающим. Так, доказано, что некоторые из классических произведений влияют на человека следующим образом:
Расслабляющее воздействие
- П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркаролла».
- К. Сен-Санс «Лебедь»
- С.В. Рахманинов «Ноктюрн» Фа мажор, «Ноктюрн» Ре-бемоль и другие.
Снятие подавленного угнетённого состояния
- Ф. Шуберт «Аве-Мария»
- Л.В. Бетховен «К радости»
- Ф. Шопен «Прелюдия» До минор
- Х. Глюк «Мелодия» и другие.
Бодрое радостное настроение от произведений
- Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра»
- Ф. Лист «Финал Венгерской рапсодии» № 6, № 10, № 11, № 12.
- К. Монти – «Чародеи» и другие.
Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.
Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П.И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С.С. Прокофьев (вариации фей из времён года из балета «Золушка»), Г.В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).
Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности.
Как же научить ребёнка 3-4 лет слушать непрерывно звучащую музыку устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут.
Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как организовать прослушивание? Заранее приготовить магнитофон и кассету с записью. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко. Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и, чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласив ребёнка слушать музыку, можно позвать так же кого-нибудь из членов семьи. И детям, и взрослым лучше слушать музыку сидя. По возможности объясните ребёнку, о чём рассказывает эта музыка. Для прослушивания музыки, выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня, когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего после завтрака или после дневного сна. Чтобы дети постепенно привыкли к классической музыке, можно в течение всего дня на короткие промежутки времени включать классическую музыку, занимаясь при этом своими домашними делами.
Рекомендуемые произведения для слушания дома
- П.И. Чайковский: альбом «Времена года», «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие пьесы.
- М.И. Глинка: пьесы для детей, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»,
- Бородин; «Богатырская симфония», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
- Н.А. Римский-Корсаков: фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», сюита «Шахерезада».
- К. Сен-Санс: альбом «Карнавал животных».
- А. Вивальди: альбом «Времена года», концерты.
- Г.В. Свиридов – музыка к кинофильму «Метель».
- М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки», вступление к опере «Хованщина» (Рассвет на Москве-реке).
- С.С. Прокофьев: музыкальная сюита «Петя и волк».
- Э. Григ: фрагменты из сюиты «Пер-Гюнт» («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Танец эльфов», «Утро»).
- И.С. Бах «Бранденбургские концерты»
- Ф. Шопен: вальсы, ноктюрны.
- Ф. Шуберт: «Аве-Мария», ноктюрны.
- Д.Д. Шостакович: альбом «Танцы кукол»
- И. Штраус вальсы
- Л.В. Бетховен: «Лунная соната», «Патетическая соната», «Апоссионата».
Другой способ общения с музыкой – это активный. Движение под музыку напрямую способствует физическому развитию детей. Вспомним, как улучшается осанка ребёнка, когда он шагает под звуки марша, каким полётным становится его бег под лёгкую, акцентированную пьесу. Активизируя деятельность всего организма, музыка повышает жизненный тонус, как бы управляя настроением ребёнка. У детей появляется стремление к самостоятельным поискам, радостное ощущение того, что и они могут выполнить что-то важное, красивое и полезное, как-то по-особому выразить свои чувства. Для этого очень важно настроить ребёнка. Например, можно поиграть с ребёнком, пригласив его под марш отправиться в гости к сказке, предупредив, что попасть туда можно только внимательно слушая музыку и смело, шагая по волшебной дороге вперёд навстречу приключениям». И можете поставить марш, например, из балета «Щелкунчик». Ребёнок с радостью отправится вместе с вами. А кого вы повстречаете в этой сказке, зависит от того, что вы хотели послушать со своим ребёнком. В пути может пойти дождь, и вы дадите ребёнку ленточки, чтобы показать, как льётся дождик и падают капли. Представив, что вы на цветочном лугу, дайте ребёнку в руки цветы и покажите, как радуются и танцуют цветы от встречи с вами («Вальс цветов» П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик»). В пути вы можете повстречать зверей или сказочных героев. Это зависит от музыки, которая у вас имеется, от вашего желания и фантазии. Придумывайте свои музыкально-сказочные путешествия вместе с ребёнком, дети любят сказки и с радостью откликнутся на ваши предложения.
Музыкальное развитие ребёнка идёт от простого к сложному: от непроизвольных откликов на музыку — к эстетическому отношению к ней, от импульсных стремлений петь, ритмически двигаться – к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений в связи с восприятием музыкальных звуков – к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.
Человек, входящий в мир музыки, и затем выходящий из него, становится, по своему психологическому состоянию, качественно другим: успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким человеком. Научитесь сами любить и слушать музыку, научите своих детей слушать и любить музыку, и она раскрасит вашу жизнь чудесными красками, наполнит вашу душу прекрасными звуками, и вы поймёте, что жизнь прекрасна!
М.А.Булыгина
музыкальный руководитель,
первая квалификационная категория
Resource id #5570
Источник