Творческий отчет сказка в развитии ребенка

Галина Паршикова
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки»

Творческий отчет по самообразованию

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова).

ФИО педагога: Паршикова Галина Владимировна

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через рассказывание сказки»

Цель: — повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: — развитие свободного общения со взрослыми;

— совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.

— учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.

Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).Свою работу я строила на следующих основных принципах:

— на тщательном отборе материала;

— интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

— активном включения детей в игровые действия ;

— использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.

Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Мне в работе с этим пособием было интересно работать, т. к.оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.

В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки.

Для родителей в течение года провела консультации: «Сказка ложь — да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». В «День открытых дверей» для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.

Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

На 2015 – 2016 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи,которые предполагают использование модельных схем: составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.

Читайте также:  Как развить ребенка в 10 лет в психическом развитии ребенка

Источник

Отчет по проекту

«Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

       Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными

 Дошкольное детство —  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
         Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. 
     Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
 Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. 
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями — это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки. 
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

     Для повышения интереса к книге, к художественному творчеству воспитателем младшей группы «Сказка» Дьяченко Ольгой Александровной был разработан проект «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка».

    На первом подготовительном этапе родителям было предложено пройти анкетирование «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка», а также было предложено представить опыт семейного воспитания «Мама почитай – ка!».  Результаты анкетирования показали, что преимущественное большинство родителей читают книги своему ребёнку. Среди них: ежедневно читают 30%, несколько раз в неделю 20%, когда есть время 15%, читают вместе, или попеременно 6% и только 7% совсем не читают книг своему ребенку.   Родители должны быть руководителями семейного чтения, выступать первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Важность значения семейного чтения не вызывает сомнения. В подтверждение этому слова классика детской литературы С.В. Михалкова: «Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведётся иначе, тут каждый день – это открытия».

   Второй основной этап реализации проекта был самым насыщенным и плодотворным. Ольга Александровна знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. Также знакомство со сказками проходило через драматизацию с использованием разных видов театров: пальчикового, кукольного, настольного, теневого, плоскостного и т.д.  На занятиях по конструированию воспитатель вместе с детьми сделали театр из спичечных коробков к сказке «Кот, петух и лиса».

С целью закрепления знаний о русских народных сказках воспитатель использовала дидактические игры по русским народным сказкам «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Дети рассматривали иллюстрации, составляли сказки, играли в настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Угадай из какой сказки», «Кто лишний, словесные игры «Узнай и назови», «Доскажи словечко», «Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки», «Веселые загадки» и т.д., рисовали героев любимых сказок, делали аппликации, атрибуты к кукольным театрам.

Дети с удовольствием играли в подвижные игры по мотивам сказок «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волк», «Эстафета с колобком», «Зайка серый умывается», «Гуси-лебеди».

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти воспитатель загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки, разучивали пальчиковые игры, проводилась и индивидуальная работа, целью которой являлось развитие речевых способностей каждого ребёнка, творческого мышления, воображения, фантазии.

Воспитатель Дьяченко О.А. вместе с детьми создала коллективные аппликации по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», музей сказочных героев.

 Была проведена выставка книг «Русские народные сказки». Для родителей был оформлен наглядный материал по соответствующей тематике

  Заключительным этапом в реализации проекта стало открытое занятие «Путешествие в деревню Сказкино».

Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Задачи:
1. познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3. развивать речь, воображение, мышление, обогащение словарного запаса по теме;
4. Развивать традиции семейного чтения.

     Дети отправились в путешествие на ковре самолете в деревню «Сказкино».

Чтобы узнать какая сказка живет в домике, ребятам предстояло выполнить несложные, но очень поучительные задания, с которыми они отлично справились.

        За время реализации проекта дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, величину, форму предметов, количество. Повысилось желание передавать сказочные образы в художественном творчестве и конструировании. Дети стали использовать сказочные образы, фразы из сказок в сюжетно- образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств. У родителей повысилось желание читать детям дома книги. Они изменили своё мнение о важности роли книг в жизни ребенка. Участники проекта получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для каждого участника: родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, дети восхищались талантами и умениями своих родителей, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.

Источник

Читайте также:  Книга для записей развития ребенка

евгения воронкова
Отчёт о проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения в развитии речи ребёнка»

Основным, в полноценном развитии ребёнка его личностных качеств, является речь.

Работая в детском саду,я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. При этом происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков.

Важно знать, что именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребёнком и книгой являются родители. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.

Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, в моей работе я считаю использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки. Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. А совместное время провождение за чтением сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений.

В ходе анкетирования родителей, выяснилось, что лишь только 4 семьи из 10 читают ребёнку ежедневно. Чтение по инициативе ребёнка составило так же в 4-хсемьях. А по родительской инициативе читает только одна семья. Лишь в 3-х семьях дети рассказывают о прочитанных сказках в детском саду. На вопрос «Читаете ли вы сами литературу?» дали утвердительный ответ только 4 семьи.

Меня насторожило это обстоятельство: во всех таких разных и не похожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. А ведь, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Понимая всю значимость актуальности этой темы, я стала работать в данном направлении.

На родительском собрании, тема которого была «Воспитываем сказкой», я рассказала о том, как посредством чтения сказок развивается речь детей. Данная тема родителей очень заинтересовала, и мы совместно с родителями определили тему проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения – в развитии речи ребёнка».

Целью проекта стало: приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок, развивать устойчивый интерес к чтению детей и родителей, совместно с родителями попытаться возродить традицию семейного чтения.

Были поставлены задачи проекта:

Читайте также:  Ежемесячное развитие ребенка до года

1.Образовательные:

-создавать необходимые условия для знакомства со сказками;

развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, память, воображение;

— продолжать расширять и обогащать словарный запас слов;

— приобщать детей к драматизации по знакомым сказкам;

развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация;

2.Воспитательные:

— приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки;

— пробуждать интерес к чтению и рассказыванию сказок;

3.Работа с родителями:

-донести родителям мысль о важности и актуальности проблемы чтения в ДОУ и дома;

— помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского интереса;

— побуждать к участию в акциях, выставках, родительских собраний на тему чтения художественных произведений и сказок;

— подвести к мысли о необходимости возрождения традиции семейного чтения;

— предоставить рекомендации родителям для восстановления традиции чтения дома.

Полагаясь на актуальность проекта и важность решения поставленных задач, был разработан план работы. В план работы включен материал по совместной деятельности с детьми и работа с родителями.

На подготовительном этапе проектной деятельностидля родителей были разработаны консультации: «Воспитываем сказкой», «Развитие речи и чтение художественной литературы для детей младшего возраста». «Какие книги можно читать на ночь».

Также для родителей были приготовлены памятки «Развитие речи посредством чтения сказок», «Подсказки «Да» и «Нет», «Пять простых советов».В индивидуальных беседах были затронуты темы: «Книга по возрасту», «Домашняя библиотека», «Сказка в жизни ребёнка».

В ходе проектной деятельности была реализована форма работы с детьми — знакомство малышей с фольклором. Народные песенки, потешки, представляют прекрасный речевой материал, который я использовала, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Благодаря фольклору адаптация детей к детскому саду прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.

Следующим этапом моей работы стало речевое развитие детей с помощью сказки.

Восприятие сказки было успешным,когда я проводила с детьми предварительную работу: мы рассматривали иллюстрации, проводились беседы с объяснением малознакомых детям этого возраста слов и выражений. А уже дальше шло непосредственное знакомство со сказкой. Для большего эффекта восприятия, я сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки» в мультимедийном оформлении. Так у многих малышей появились свои любимые сказки.

За время работы я изготовила дидактические игры на тему «Сказки»: «В мире сказок», «Кто лишний», «Кого не хватает», «Угадай сказку», «Разрезные картинки по сказкам».Общая цель всех игр: закрепить название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Играя, в сказку с детьми использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику.

Любимым занятием для детей является игра. С большим удовольствием разучивали и проговаривали слова к подвижным играм «Лохматый пёс», «Заинька попляши», «Заинька серенький». Зная слова к игре, дети с лёгкостью могли перевоплощаться в героев игры.

В продуктивной деятельности «Горошек для мышки» мы закрепили не только приёмы лепки, но и вспомнили содержание сказки «Репка», что способствовало активизации речи.

Использование пальчиковой гимнастики с перечислением сказочных героев «Колобок», «Теремок» развивает не только мелкую моторику рук, но и активизирует речь ребёнка, словарный запас, зрительную память.

Заключительным этапом в проектной деятельности стало: сбор фото и выпуск стенгазеты «Расскажи мне сказку мама», изготовление книжки малышки совместно с детьми. В группе была оформлена выставка «Наши любимые сказки».

Родители были настоящими участниками общеобразовательного процесса, принимали активное участие во всех мероприятиях.Самыми яркими из них стали:

— Конкурс «Книжка малышка»

— Акция Подари книжку детскому саду»

— На родительском собрании, родители поделились своим опытом семейного чтения.

— Изготовили сказочных персонажей из фанеры для оформления игровой площадки.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в речевом и познавательном развитии, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Немало — важно и то, что нам удалось донести до родителей важность соблюдения традиции семейного чтения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, поспособствовало установлению более близких внутрисемейных контактов.

Источник