Творческие задания для развития одаренности ребенка

Творческие задания для развития одаренности ребенка thumbnail

Ирина Никитушкина
Программа по работе с одарёнными детьми «В каждом ребёнке — чудо, ожидай его»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1

города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

Программа:

«В каждом ребёнке – чудо, ожидай его

Автор программы:

Никитушкина Ирина Петровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево

Самарской области

Организуя работу с одарёнными детьми, я исхожу из того, что они должны иметь возможность не только получить определённые знания по гуманитарным предметам, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Знаю могу применить знаю как применить имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие одарённости учащегося.

Выстраивая систему работы с одарёнными детьми, опираюсь именно на эти принципы, что побуждает всегда двигаться вперёд. Работать с такими детьми нужно, так как одарённый ребёнок не всегда может реализовать свои способности без создания для этого условий.

Цель программы:

• Формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Задачи:

1. Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей.

2. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей.

3. Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.

4. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

5. Разработать план мероприятий для развития интеллектуальных способностей учащихся.

6. Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми.

Планируемые результаты по итогам реализации программы:

1. Создание системы выявления и поддержки одарённых детей с 5 класса и до выпуска из школы.

2. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одарённости.

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

4. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

Стратегия работы с одарёнными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5-11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых и талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путём анкетирования.

4. Собеседование с учащимися для определения личностных потребностей одарённых детей.

Так как не существует точной диагностики одарённости ребёнка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одарённых детей проходит три этапа:

• 1 этап – протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету;

• 2 этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребёнка в полную силу проявить себя и раскрыть свои таланты;

• 3 этап – заключительный: на этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предмете.

Для выявления интеллектуальной одарённости ребёнка также использую методику экспертных оценок А. А. Лосева. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком.

Критерии оценки

ФИ детей

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Сводная таблица по результатам исследований

Критерии оценки

ФИ детей

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

4. Способность к анализу и синтезу

5. Высокая концентрация внимания

6. Память

Средний балл

II. Формы работы с одарёнными детьми.

1. Групповые занятия по параллели классов с сильными учащимися.

2. Факультативы.

3. Конкурсы, фестивали.

4. Интеллектуальные марафоны.

5. Участие в олимпиадах.

6. Работа по индивидуальным планам.

III. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального

потенциала одарённых детей.

1. Организация консультативной помощи для одарённых учащихся.

2. Знакомство учащихся с новинками литературы, организация помощи ученикам в подборе литературы.

3. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

4. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий в результатах самостоятельной работы.

IV. Развитие интеллектуальных способностей.

Главный принцип в работе с одарёнными детьми, которого я придерживаюсь, — это принцип индивидуализации и дифференциации обучения – разработка индивидуальной образовательной программы. Для таких детей специально разрабатываю задания повышенного уровня сложности, причём задания не фактологического характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т. д.

Для уроков обобщения широко использую такую форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: выступают в роли консультантов, готовят вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса представляют дифференцированные домашние задания. Применяю приём «три уровня домашнего задания»:

1. Обязательный минимум

2. Тренировочный – его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет

3. Творческое задание – оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой – написать эссе, составить кроссворд, написать рецензию и т. д.

Также активно использую некоторые методические приёмы:

• Приём «особое задание» — творческие задания повышенной сложности;

• Приём «Энциклопедист» — предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимися для решения усложнённых заданий или дополнения в урок;

• Приём «Молодой учитель» — ученики получают опережающее задание и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока;

• Составляем индивидуально-образовательный план (индивидуальный образовательный маршрут, то есть, составляем план индивидуального подхода к изучению предмета вплоть до индивидуального посещения занятий.

• Также особо хочу обратить внимание на то, что дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко использую «Метод проектов». В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, выпуск буклета, фотоальбом, презентация и т. д. Что для меня особенно важно при использовании этого метода, что проектное обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

В рамках поддержки одарённых детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, и, конечно, в предметных олимпиадах. Предметная олимпиада, по-моему, мнению, один из способов определения глубины интереса ребёнка к предмету.

Одной из первоочередных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации – анализ текста, данных сравнительных таблиц, диаграмм и т. д. Например, в 5-6 классах, с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя предложениями. В старших классах использую приём графического оформления текста. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно». Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» получилась такая таблица:

«+» (факты носят положительный характер) «-» (отрицательное значение) «?» (мне это интересно)

1. Появление мануфактур.

2. Складывание Всероссийского

рынка

1. Юридическое оформление

крепостного права.

2. Церковный раскол.

1. Конфликт царя и патриарха.

Также активно использую следующие приёмы для самостоятельной деятельности на уроках в контексте системно-деятельностного подхода:

• составление биографических справок-характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных заданий и умений.

работа с исторической картой. Один из приёмов моей работы – «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля – военные походы А. Македонского, Наполеона, Суворова, маршруты Колумба. На уроке ребята отмечают его на карте, дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.

• анализ исторических источников – один из ведущих видов познавательной деятельности

• исторические задачи, работа с понятиями.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход в образовании как раз и включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Преподавание в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технология модульного обучения подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.

Большое значение на определённых этапах урока я отвожу использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моём кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.

Данную систему организации уроков я реализую на протяжении последних 5-х лет.

План мероприятий

для развития интеллектуальных способностей учащихся

№ Мероприятия Сроки

Школьный уровень

1. Олимпиада по истории, обществознанию, праву Сентябрь-октябрь

2. Фестиваль «Триумф талантов» Апрель

Муниципальный уровень

1. Олимпиады по истории, обществознанию, праву Октябрь-ноябрь

2. Конкурс «Юный краевед» январь

3. Конкурс проектов и творческих работ учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия»

(городской этап, окружной этап) Февраль-март

4. Окружные патриотические чтения «Листая страницы войны» Февраль

5. Окружная научно-практическая конференция студентов и старшеклассников «В профессию через науку и творчество»

Апрель

6. Окружная конференция «День науки и искусства» Апрель

Областной уровень

1. Окружные олимпиады по истории, обществознанию, праву

Ноябрь-декабрь

2. Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»

Ноябрь-декабрь

3. Областной конкурс творческих работ учащихся «Гражданин Самарской области – гражданин России»

Ноябрь-декабрь

4. Областной интеллектуальный марафон «Вехи истории» Январь-февраль

5. Региональный конкурс «Документ в современном мире» Декабрь-март

6. Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения» Февраль-март

7. Областной конкурс «Алабинские чтения» Март

8. Областная научная конференция школьников Март-апрель

Всероссийский уровень

1. Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников 1-1 классов «Эрудит России»

Октябрь-январь

2. Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество» Октябрь-ноябрь

3. Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» Ноябрь-май

4. Всероссийский фестиваль педагогического творчества (номинация детские исследовательские проекты)

Декабрь-март

5. Всероссийский молодёжный чемпионат по истории, обществознанию, праву февраль

6. Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» Сентябрь-август

7. Всероссийские олимпиады, включённые в перечень олимпиад на 2015-2016 учебный год, утверждённый министерством образования и науки РФ

Октябрь-май

Международный уровень

1. Международный творческий конкурс «Моя Родина» Сентябрь-ноябрь

2. Международный конкурс олимпиад «Я — ЭнциклопедиЯ» Сентябрь-декабрь

3. Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия»

Ноябрь-январь

4 Международный творческий конкурс «Калейдоскоп талантов» Центра дистанционного образования «Созвездие» (номинация – «Детские исследовательские проекты и работы»

Январь

5. Международная предметная экспресс-олимпиада по истории, обществознанию Март

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности

• В кабинете № 218 созданы постоянно действующие стенды, посвящённые выпускникам – медалистам, победителям и призёрам окружных, областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов.

• Выношу на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (вручение грамот на линейках, в классе).

• Отправляю благодарственные письма родителям по месту их работы.

• Отмечаю заслуги родителей в воспитании одарённых детей на родительских собраниях.

Поощрения детей, добившихся высоких результатов

в интеллектуальной деятельности:

• Гогокина Валентина – поощрительная поездка в Санкт-Петербург от «Центра социализации молодёжи» — как победителю областных конкурсов (2013 год).

• Гогокина Валентина – благодарность Думы городского округа Похвистнево Самарской области за успехи в социально-значимой и научно-исследовательской деятельности и активное участие в общественной работе учебного заведения (2014 год).

• Гогокина Валентина, Данилова Алиса – премии главы города одарённым детям (2014 год).

• Гогокина Валентина – именная премия Губернатора Самарской области для одарённых детей и подростков в номинации «Учебно-исследовательская деятельность» (2015 год).

Использование Интернет-ресурсов:

Сайты конкурсов:

1. Центр дистанционного образования «Созвездие» — https://cdosozvezdie.ru

2. Всероссийская олимпиада школьников оргкомитета «ООО «РИО» — https://www.rio22ru

3. Сайт международных творческих конкурсов «Мир одарённых людей» — https://mir-odaryonnykh-lyudei.webnode.ru/

4. Национальная образовательная программа «Национально-творческий потенциал России» Познание и творчество – https://future4you.ru

5. Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты – Центр развития одарённости – ЦРО. РФ

6. Образовательный портал Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области – https://kollegi.otradny.net

7. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – https://www.sipkro.ru/

8. Творческие предметные конкурсы и олимпиады для школьников, студентов, преподавателей – https://erudyt.ru

9. Международный конкурс по основным школьным предметам «Я – ЭнциклопедиЯ» — https://ya-enciklopedia.ru/

10. Интеллектуальный марафон «Вехи истории» — https://www.gymn1sam.ru/

11. Всероссийский фестиваль педагогического творчества – https://educontest.net

Интернет-ресурсы для подготовки к олимпиадам:

• https://old.rosolymp.ru/ — представлены задания заключительных этапов всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву;

• https://lomonosov.msu.ru/ — олимпиада для школьников «Ломоносов» (весьма популярная сегодня, где представлены задания и решения по истории, обществознанию, праву, политологии, философии и другим предметам.

Интернет-ресурсы по ЕГЭ:

• https://gotovkege.ru

• https://www.unitest.ru – Сайт Центра образования «Уникум»

• https://www/ege.ru — Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.

Сайт перечня олимпиад школьников, утверждённый Министерством образования и науки РФ:

• https://www.rsr-оlymp.ru/

Источник

Библиографическое описание:

Ходеева С. Ф., Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н. Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 232-234. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10423/ (дата обращения: 25.02.2020).



Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном учреждении должны закладываться первые основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытий, стремление узнавать много нового рождается в детстве. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание развитию творческой одаренности по средствам воображения. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. В жизни детей большую роль играет воображение, чем в жизни взрослого человека. Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Именно в игре, ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, вводить в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Через игровые действия дети пытаются удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и формируют при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию — развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, необходимы материалы и атрибуты, тогда игры будут проходить весело и интересно. Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека.

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как:

1. Игра «Волшебные кляксы» на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2. Игра — «Неоконченный рисунок», в которой развивается творческое воображение.

Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

3. Игра «Поможем художнику», в которой развивается умение детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски.

Рассказать, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Совместно с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

Затем предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение размещено на карточке так, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Дети рисуют цветными карандашами.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети превращают в любую картинку. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

5. Игра «Разные сказки» на развитие воображения различных ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.

На демонстрационной доске выстраивается любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предложить придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

6. Игра «Придумай и свой конец сказки» на развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…»

7. Игра «Сказочное животное (растение)» на развитие творческого воображения.

Дети придумывают и рисуют фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, даёт название нарисованному. Другие дети находят в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Творческие игры детей заключают в себя потенциал, который оказывает большое влияние на развитие одаренности у детей.

Складываясь в игре, воображение передаётся в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов. Так же, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стихи, дети отображают знакомые образы и нередко воспроизводят запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

Подобных игры можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Талант — присущие от рождения определённые способности, и нужно раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
  2. Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  3. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова — М; 2000 г.
  4. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 2006 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, творческое воображение, способность, развитие, предмет, окружающий мир, окружающая действительность, дошкольное учреждение, дошкольное детство.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития творческого

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования…

Развитие творческого воображения детей старшего…

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях…

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

творческая деятельность, воображение ребенка, ребенок, взрослый человек, творчество, деятельность человека, воображение, дошкольное детство, прежний опыт, практическая деятельность.

Педагогические условия развития творческого воображения

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е…

Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы…»

Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст. В данной статье речь пойдет о такой способности, как воображение.

Если говорить в общем, то воображение — это одна из форм психического отражения мира, спонтанное или преднамеренное…

Формирование представлений об окружающем мире

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение. Похожие статьи. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при…

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Источник