Творческие рассказы их сущность и значение для развития ребенка

Творческие рассказы их сущность и значение для развития ребенка thumbnail

Лариса Пятерникова
Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью «Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников».

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались рядом ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом и выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

В соответствии с программными требованиями мы в группе систематически проводим занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, в индивидуальных беседах, а также на НОД.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих

рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин: также выделяют варианты творческого рассказывания, в зависимости от использования приема воспитателем. Рассмотрим некоторые:

рассказы реалистического характера

«Как Миша варежку потерял», «Первый день Тани в детском саду», «Приезжайте в наш город» и т. д.

рассказы на темы из личного опыта

«Как мы играли зимой на участке», «Моя любимая игрушка», «Моя семья» и т. д.

Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, мы заботимся о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для других детей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учим пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следим за грамматической стороной изложения.

В рассказывание из личного опыта удобно тем, что можно использовать в разные режимные моменты, а не только на занятиях, но и во время индивидуального общения с детьми.

рассказы по аналогии

совместное составление рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме (вопросам 3-4) и подражание писателю-автору полюбившегося рассказа (аналогия по литературному образцу). Заимствуя замысел, ребенок самостоятельно разрабатывает сюжет своего рассказа, делает героями новых лиц. Выделяют сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Например:

Изменить сказку «Репка», создать новую ситуацию: как репка спасла деда (использование метода фантограммы, в сказке «Красная Шапочка» изменить действия девочки (пробежала, шла медленно, как черепаха, или в сказке «Колобок» поменять характер героя, колобок был добрым стал злым и т. д.

Придумывание завершение рассказа (начало, продолжение, середину) (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

большая самостоятельность в развитии содержания; В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат.) отправилась. (на дачу, рыбалку, в лес и т. д.). Папа взял с собой., мама —. А я захватил с собой. Мы ехали на/в. (поезд, машина и др.). Там. (где) очень красиво. Рядом есть. (лес, озеро, река). Мы ходили в на. за. (Что было дальше). Домой мы вернулись. Мне очень поправилось на/в.

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

Составление рассказа на предложенную тему (без плана, как усложнение выбор собственной темы

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.

Для показа часто используем наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Дети учатся наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Читайте также:  Положительные факторы развития одного ребенка в семье

Сказки

Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом дети пробуют придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами, сначала о животных так как это им наиболее близко, затем по картинам, и необычными способами от кружка, точки, треугольника и т. д. Так постепенно совершенствуется их словесное творчество. Например: «Рамки» — дети рисуют своих персонажей из кружочков, точек и придумывают с ними сказку; «Салат из сказок» — объединяются 3 сказки (персонажи, какие то события, конец, начало, текст и т. д., т. е. они перемешиваются) в одну; «Жили – были» — берутся персонажи из знакомых сказок, мультиков и придумывается новая история с ними, это усложненный вариант, а более простой задаются вопросы и по вопросам составляется сказка с постепенным продолжением, концом.

Описание картины

Важное значение в системе обучения творческому рассказыванию имеют занятия описание картины и наиболее сложные, из всех видов обучения творческому рассказыванию детей.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой

и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные,

но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Рассказывание по сюжетным картинам (Друзья, Дети севера, Вот так, покатался и т. д.)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (каждый ребенок сочиняет рассказ по отдельной сюжетной картинке 4 шт., которые постепенно показываются, дополняя друг друга, в конце объединяются все рассказы детей в единый творческий рассказ, придумывается название)

Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: способствовать развитию умения детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Например:

• фантастическое преобразование содержания (Что было до, что будет после события, Чего не может быть)

• рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой (прием эмпатии: ребенок представляет себя в роли объекта и рассказывает от 1 лица: я мел).

Ребенок может представить себя волшебником.

Например:

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

Волшебник Могу Все-Могу Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов)

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют загадки, небылицы, считалки. Как правило это проходит в виде игры «Сочинить стихотворение на основе знакомого», «Подбери наиболее подходящее слово» и др.

При проведении того или иного занятия в зависимости от тематической недели, мы стараемся подобрать наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов (игры, игровые ситуации, сюжетные картинки, картины, игрушки, зарисовки, штриховки и т. д.) с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Н-Р: «Начни, продолжи, закончи», «Определи начало произведения», «Найди повторы», «Подбери слово, похожее по звучанию», «Закончи фразу», «Найди одинаковые хвостики в словах» и др.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Всем творческих успехов!

Источник

Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребёнка.

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Нам, педагогам, необходимо прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию совершенствует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой.

Читайте также:  Современное представление о нормальном и отклоняющимся развитии ребенка

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Просмотр содержимого документа

«Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребёнка.»

Источник

Возможность
развития творческой речевой деятельности
возникает в старшем дошкольном возрасте,
когда у детей появляется достаточно
большой запас знаний об окружающем
мире, который может стать содержанием
словесного творчества. Дети овладевают
сложными формами связной речи, словарем.
У них возникает возможность действовать
по замыслу. Воображение из репродуктивного,
механически воспроизводящего
действительность превращается в
творческое (Л. С. Выготский).

Л.
С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн,
А. В. Запорожец рассматривают творческое
воображение как сложный психический
процесс, неразрывно связанный с жизненным
опытом ребенка. Творческое воображение
в дошкольном детстве обладает наибольшей
пластичностью и наиболее легко поддается
педагогическим воздействиям.

Вопросы
формирования детского словесного
творчества исследовались Е. И. Тихеевой,
Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской,
Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М.
Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой
и рядом других ученых, разработавших
тематику и виды творческого рассказывания,
приемы и последовательность обучения.
Творческое рассказывание детей
рассматривается как такой вид деятельности,
который захватывает личность ребенка
в целом: требует активной работы
воображения, мышления, речи, проявления
наблюдательности, волевых усилий,
участия положительных эмоций.

Словесное
творчество – наиболее сложный вид
творческой деятельности ребенка. Элемент
творчества есть в любом детском рассказе.
Поэтому термин «творческие рассказы»
– условное название рассказов, которые
дети придумывают сами. Особенности
творческого рассказывания заключаются
в том, что ребенок должен самостоятельно
придумывать содержание (сюжет, воображаемые
действующие лица), опираясь на тему и
свой прошлый опыт, и облекать его в форму
связного повествования. Требуется также
умение придумывать завязку, ход события,
кульминацию и развязку. Не менее сложная
задача – точно, выразительно и занимательно
передавать свой замысел. Творческое
рассказывание в какой-то степени
родственно настоящему литературному
творчеству. От ребенка требуется умение
выбрать из имеющихся знаний отдельные
факты, внести в них элемент фантазии и
составить творческий рассказ.

В
основе словесного творчества, отмечает
О. С.Ушакова (СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое
воспитание в дошкольном детстве. Развитие
связной речи: Автореферат докт. дисс. –
М., 1996), лежит восприятие произведений
художественной литературы, устного
народного творчества, в том числе и
малых фольклорных форм (пословицы,
поговорки, загадки, фразеологизмы) в
единстве содержания и художественной
формы. Словесное творчество она
рассматривает как деятельность,
возникающую под влиянием произведений
искусства и впечатлений от окружающей
жизни и выражающуюся в создании устных
сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Отмечена
взаимосвязь между восприятием
художественной литературы и словесным
творчеством, которые взаимодействуют
на основе развития поэтического слуха.

Словесное
творчество детей выражается в различных
формах: в сочинении рассказов, сказок,
описаний; в сочинении стихотворений,
загадок, небылиц; в словотворчестве
(создании новых слов – новообразований).

Для
методики обучения творческому
рассказыванию особое значение имеет
понимание особенностей формирования
художественного, в частности словесного,
творчества и роли педагога в этом
процессе. Н. А. Ветлугина отмечала
правомерность распространения понятия
«творчество» на деятельность ребенка,
отграничивая его словом «детское». В
формировании детского художественного
творчества она выделяла три этапа
(СНОСКА: Ветлугина Н. А. Основные проблемы
художественного творчества
детей//Художественное творчество и
ребенок. – М., 1972.

На
первом этапе происходит накопление
опыта. Роль педагога заключается в
организации жизненных наблюдений,
влияющих на детское творчество. Ребенка
надо учить образному видению окружающего
(восприятие приобретает эстетическую
окраску). В обогащении восприятия особую
роль играет искусство. Произведения
искусства помогают ребенку острее
чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.

Второй
этап – собственно процесс детского
творчества, когда возникает замысел,
идут поиски художественных средств.
Процесс детского творчества не очень
развернут во времени. Возникновение
замысла у ребенка проходит успешно,
если создана установка на новую
деятельность (придумаем рассказ). Наличие
замысла побуждает детей к поискам
средств его реализации: поиски композиции,
выделение поступков героев, выбор слов,
эпитетов. Большое
значение здесь имеют творческие задания.

На
третьем этапе появляется новая продукция.
Ребенок интересуется ее качеством,
стремится завершить ее, испытывая
эстетическое удовольствие. Поэтому
необходимы анализ результатов творчества
взрослым, его заинтересованность. Анализ
нужен и для формирования художественного
вкуса.

Знание
особенностей формирования детского
словесного творчества дает возможность
определить педагогические условия,
необходимые для обучения детей творческому
рассказыванию.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с овз в начальной школе

Напомним,
что в основе творческого рассказывания
лежит процесс переработки и комбинирования
представлений, отражающих реальную
действительность, и создание на этой
основе новых образов, действий, ситуаций,
не имевших ранее места в непосредственном
восприятии. Единственным источником
комбинаторной деятельности воображения
является окружающий мир. Поэтому
творческая деятельность находится в
прямой зависимости от богатства и
разнообразия представлений, жизненного
опыта, дающих материал для фантазии.

Одним
из условий успеха детей в творческой
деятельности является постоянное
обогащение опыта детей впечатлениями
из жизни. Эта работа может иметь разный
характер в зависимости от конкретного
задания: экскурсии, наблюдения за трудом
взрослых, рассматривание картин,
альбомов, иллюстраций в книгах и журналах,
чтение книг. Так, перед описанием природы
используются систематические наблюдения
за сезонными изменениями в природе и
чтение литературы с описанием природных
явлений.

Чтение
книг, особенно познавательного характера,
обогащает детей новыми знаниями и
представлениями о труде людей, о поведении
и поступках детей и взрослых, углубляет
нравственные чувства, дает прекрасные
образцы литературного языка. Произведения
устного народного творчества содержат
много художественных приемов (аллегория,
диалог, повторы, олицетворения), привлекают
своеобразным строением, художественной
формой, стилем и языком. Все это оказывает
влияние на словесное творчество детей.

Другим
важным условием успешного обучения
творческому рассказыванию принято
считать обогащение и активизацию
словаря. Дети нуждаются в пополнении и
активизации словаря за счет слов-определений;
слов, помогающих описывать переживания,
черты характера действующих лиц. Поэтому
процесс обогащения опыта детей тесным
образом связан с формированием новых
понятий, нового словаря и умением
пользоваться имеющимся запасом слов.

Так,
наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью
воспитателя дают разнообразные
определения качеств и состояний снега:
белый, как вата; чуть голубоватый под
деревом; искрится, переливается, сверкает,
блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем
эти слова используются в рассказах
детей («Это было зимой, в последний месяц
зимы, в феврале. Когда последний раз
выпал снег – белый, пушистый – и все
падал на крыши, на деревья, на детей,
белыми большими хлопьями»).

Творческий
рассказ – продуктивный вид деятельности,
конечным результатом его должен быть
связный, логически последовательный
рассказ. Поэтому одно из условий –
умение детей связно рассказывать,
владеть структурой связного высказывания,
знать композицию повествования и
описания.

Этим
умениям дети обучаются на предыдущих
возрастных этапах, воспроизводя
литературные тексты, составляя описания
игрушек и картин, придумывая по ним
рассказы. Особенно близки к словесному
творчеству рассказы об одной игрушке,
придумывание конца и начала к изображенному
на картине эпизоду.

Еще
одно условие – правильное понимание
детьми задания «придумать», т.е. создать
нечто новое, рассказать о том, чего на
самом деле не было, или ребенок этого
сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте
других подобный факт мог быть).

Тематика
творческих рассказов должна быть связана
с общими задачами воспитания у детей
правильного отношения к окружающей
жизни, воспитания уважения к старшим,
любви к младшим, дружбы и товарищества.
Тема должна быть близка опыту детей
(чтобы на основе воображения возник
зримый образ), доступна их пониманию и
интересна. Тогда
у них появится желание придумать рассказ
или сказку.

Темы
для рассказывания могут быть с конкретным
содержанием: «Как мальчик нашел щенка»,
«Как Таня ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел
на елку в детский сад», «Почему девочка
плакала», «Как Катя потерялась в
зоопарке». Когда дети научатся придумывать
рассказ с конкретным содержанием, можно
усложнить задачу – предложить
рассказывание на отвлеченную тему:
придумать рассказ «Про веселый случай»,
«Про страшный случай» по типу «У страха
глаза велики», «Про интересный случай».

В
методике развития речи не существует
строгой классификации творческих
рассказов, но условно можно выделить
следующие виды: рассказы реалистического
характера; сказки; описания природы. В
ряде работ выделяется сочинение рассказов
по аналогии с литературным образцом
(два варианта: замена героев с сохранением
сюжета; изменение сюжета с сохранением
героев). Чаще всего дети создают
контаминированные тексты, поскольку
им трудно давать описание, не включая
в него действие, а описание сочетается
с сюжетным действием.

Начинать
обучение творческому рассказыванию
лучше с придумывания рассказов
реалистического характера («Как Миша
варежку потерял», «Подарки маме к 8
Марта»). Не рекомендуется начинать
обучение с придумывания сказок, так как
особенности этого жанра заключаются в
необыкновенных, иногда фантастических
ситуациях, что может привести к ложному
фантазированию.

Наиболее
сложным заданием является создание
текстов описательного характера о
природе, поскольку выразить в связном
тексте свое отношение к природе ребенку
сложно. Для выражения своих переживаний,
связанных с природой, ему надо владеть
большим количеством обобщенных понятий,
в большей степени уметь синтезировать.

Приемы
обучения творческому рассказыванию
зависят от умений детей, задач обучения
и вида рассказа.

В
старшей группе в качестве подготовительного
этапа можно использовать простейший
прием рассказывания детей вместе с
воспитателем по вопросам. Предлагается
тема, задаются вопросы, на которые дети
по мере их постановки придумывают ответ.
В конце из лучших ответов составляется
рассказ. По существу воспитатель
«сочиняет» вместе с детьми.

Например,
по теме «Что случилось с девочкой» детям
были предложены такие вопросы: «Где
находилась девочка? Что с ней случилось?
Почему она заплакала? Кто ее утешил?»
Было дано указание «придумать» рассказ.
Если дети затруднялись, педагог
подсказывал («Может быть, она была на
даче или заблудилась на шумной улице
города»).

С
целью развития творческих умений
рекомендуется такой прием, как придумывание
детьми продолжения авторского текста.
Так, после чтения и пересказывания
рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай»
педагог предлагает продолжить его.
Показывает,
как можно придумать конец, давая свой
образец.

В
подготовительной к школе группе задачи
обучения творческому рассказыванию
усложняются (умение четко выстраивать
сюжетную линию, использовать средства
связи, осознавать структурную организацию
текста). Используются все виды творческих
рассказов, разные приемы обучения с
постепенным усложнением.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник