Творческие инструменты для всестороннего развития ребенка

Светлана Ныркова
Представление педагогического опыта «Музыкальные инструменты в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?
Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Мой небольшой педагогический опыт направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение совей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.
Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет любовь через всю жизнь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая с дошкольниками, я поняла, чтодетей привлекает звучание различных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные познания, но и будет способствовать их всестороннему развитию.
Отсюда вытекает цель:
Создание дошкольного детского музыкального оркестра.
В связи с этим я поставила для себя задачи:
1. С помощью детских музыкальных инструментов побуждать ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
2. Учить детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.
3. Развивать творческие способностивоспитанников через систему творческих игр и заданий.
4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
5. Воспитывать у детей чувство коллективизма и ответственности, выдержку, настойчивость в достижении цели.
6. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.
7. Наработать вспомогательный музыкально — дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Теоретическая база опыта.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по обучению детей игре на музыкальных инструментах стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, Н. Г. Кононовой.
Так же основой моего опыта послужили работы таких авторов, как:Т. Э. Тютюнникова и ее авторская программа “Элементарноемузицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К. Орфа”. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематический применяю на музыкальных занятиях различные игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям, расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую активность.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
На первом этапеработы я стала изучать литературу, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. Наметила возрастные группы с которыми буду работать.
Подобрала все детские инструменты, которые есть в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, румбы, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубенцы, трещотки.
Большую помощь в приобретении музыкальных инструментов для оркестра оказывают родители воспитанников. Откликаясь на наши просьбы, они старались по мере возможности приобрести новые инструменты для детского оркестра.
Инструменты в оркестре распределяю с учетом возможностей детей, стараясь прислушаться к их желанию. Такие сложные инструменты, как металлофон, ксилофон предлагаю более способным.
Прежде чем научить детей играть на музыкальных инструментах, сначала я раздаю детям деревянные палочки, на которых они отстукивают ритм музыки. Знакомство с музыкальным произведением, которое впоследствии будет звучать в оркестре, осуществляю на музыкальных занятиях или во второй половине дня. Всей группой дети усваивают ритмический рисунок, движение мелодии. После того как дети хорошо усвоили мелодию, ее ритмический рисунок, перехожу к индивидуальным занятиям с каждым ребенком. И только после этого объединяю несколько ребят в ансамбль.
Также использую презентации, которые наглядно иллюстрируют последовательность звучания каждого инструмента.
Сбор информации, материала, проводимые занятия, также задания детям и родителям на дом, позволили мне выполнить задачи по развитию творческих способностей воспитанников. Поощряя музыкальнуюдеятельность детей и родителей, а это поиск материалов, информации, изготовление нетрадиционных шумовых инструментов, я видела результаты своего труда.
Шумовой оркестр доставляет большую радость не только детям, но и нам педагогам. На наших глазах дети преобразовывались: появился интерес к музыкальным занятиям, дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать интересные игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни игрой на них.
Анализ результативности.
В результате проделанной работы дети научилисьпроявлять интерес к музыкальным инструментам, показывают высокий уровень развития творческих способностей; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру произведения на музыкальных инструментах. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.
За время работы в детском саду сделала4 выпуска, которые получили первоначальные азы музыкальной подготовки. В настоящее время они продолжают успешно развивать свои музыкальные способности в начальных классах, музыкальной школе.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Чтобы достичь определенных успехов на занятиях музыки в дошкольных образовательных учреждениях, соблюдая при этом возможности вышеназванные мною, существуют определенные проблемы.
Арсенал музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста и отсутствие педагогической системы по их изучению именно в дошкольных образовательных учреждениях.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Все работы размещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе музыкальными руководителями.
Источник
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Каждому известно такое понятие, как творческий ступор. Когда ничего не лезет в голову, а идеи рождаются самые примитивные. В такие моменты можно и нужно использовать специальные инструменты для творческого мышления.
Вот некоторые из них. Но чтобы разобраться в том, как ими пользоваться, необходимо знать английский язык на уровне не ниже среднего.
1
Jump Start
Хотите быстро влиться в творческий процесс? Зайдите на этот сайт, чтобы создать бесплатный инструмент для творчества, который придаст вам энтузиазма.
Вот как это работает:
- Определите свою творческую проблему в виде вопроса «Как я могу….?» (How can I?).
- Нажмите на «сгенерировать прилагательные» («generate adjectives»), чтобы начать думать.
- При помощи мозгового штурма и случайных прилагательных, начинайте выдавать идеи одну за другой. Не забывайте о главном свойстве мозгового штурма: первые десятки идей будут, скорее всего, ужасными, поэтому преодолейте негативные эмоции и думайте дальше. Потом дела пойдут лучше.
2
Eyewire Creativity Cards
На этом сайте следует нажимать исключительно кнопку F5 для обновления страницы. Каждый раз вы будете получать новый совет, который можно применить прямо сейчас. Например: «Расскажите сказку. Представьте, что все окружающие вас вещи больше, быстрее, лучше, ярче, чем обычно. Пробуйте преувеличивать и посмотрите, что получится».
На этом сайте советы представлены в виде карточек. Таким образом, вы можете создавать подобные карточки вручную из картона, а затем вытягивать их вслепую, когда столкнетесь с очередным творческим кризисом или желанием получить новую идею.
3
Idea Lottery
Idea Lottery — это еще один инструмент от авторов Jump Start. Вот как он работает:
- Запишите свою проблему-задачу в форме «Как я могу…?»
- Запишите около 15 элементов своей задачи в боксах.
- Напишите 6 случайных слов, не связанных с вашей задачей.
- Нажмите «Generate grid», чтобы сгенерировать сетку.
- Мозговой штурм (используйте новые связи на вашей сетке, чтобы получить новые идеи).
4
Творческие подсказки
На этом сайте вы найдете «списки списков». Автор этого блога мониторит интернет и выискивает в нем много полезной информации для творческих людей.
Например:
- 49 креативных вещей, которые вы можете сделать уже сегодня
- Справьтесь с любой проблемой при помощи «Списка 100»
- Блогогенератор
5
Писательские подсказки
На этом сайте вы найдете 365 тем для своего дневника. Автор проделал просто гигантскую работу и нашел много интересных тем.
Например:
- Драма: напишите о случае, когда вы не могли разорваться между двумя враждующими людьми, потому что ценили обоих.
- Кукольный домик: напишите стихотворение или рассказ с точки зрения того, кто живет в кукольном домике.
- Знаменитая картина: выберите знаменитую картину и напишите о ней.
- Герой: напишите о вымышленном или реальном герое.
6
Imagination Prompt Generator
Это генератор мгновенных сообщений. Все просто: жмете на кнопку «Get New Prompt» и получаете новую подсказку. Она может зажечь новую мысль и помочь справиться с творческим блоком. Например:
- Зачем ждать?
- Вы верите в любовь с первого взгляда?
- Какие ценности вы цените, несмотря на то, что они противоречат общественным ценностям?
- Какая у вас была любимая книга в детстве?
- Закройте глаза на мгновение и сделайте глубокий вдох. Когда откроете глаза, напишите о том, что чувствуете.
7
Idea Explore
Очень странный сервис. На нем собраны несколько тем (бизнес, наука, образование и так далее). Если выберем науку, то на выбор получим несколько под-тем (физика, химия, биология). Если выберем физику, попадем на страницу интересных фактов и вопросов. Например:
- Можем ли мы преобразовать звуковую энергию в электрическую энергию, чтобы избежать звукового загрязнения?
- Как насчет того, чтобы каждая страна использовала свои вулканы в качестве свалок? Мусор (не ядерный) сгорит и заполнит линии разломов.
Надеемся, что хотя бы один из инструментов обязательно пригодится вам.
Желаем удачи!
Источник
Анастасия Соловьева
Мастер-класс «Игра как средство развития творческих способностей ребенка»
Тема: «Игра, как средство развития творческих способностей ребенка».
Цель: освоение приемами игровой технологии, направленной на развитие музыкально- творческих способностей и создание творческого продукта в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с приемами, используемыми педагогом для развития творческих способностей дошкольников.
• Обеспечить освоение приемов игровой технологии педагогами в си-туациях практического проигрывания
Оборудование: ударные музыкальные инструменты (бубен, трещотка, маракас, ложки, треугольники, ксилофон, металлофон, колокольчики, «телевизор», кукла, весы, фишки, звездочки.
Ход мастер-класса
В своей педагогической работе каждый из нас ставит перед собой задачи – воспитать, обучить и развить ребенка. Дать ему определенные знания, привить навыки. Но у каждого из нас есть свои цели, которые каждый педагог ставит перед собой. Кто-то делает акцент на нравственность, кто-то на патриотизм. Я, как музыкальный руководитель, пытаюсь решить проблему развития творческой личности. Хочу вам признаться, у меня, как у каждого человека есть мечта. Эта мечта связана с моей работой. Может для кого-то она покажется нереальной и смешной. Заключается она в том, что я хочу воспитать настоящую «звездочку». Я хочу, чтобы хотя бы один из моих воспитанников стал музыкантом или композитором, артистом или певцом. Чтобы тот огонек, который я зажгла в его душе, разгорелся в настоящий костер.
Как воспитать творческую личность? Как раскрыть в ребенке скрытый та-лант? Задатки творческих способностей присущи любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить. Но сделать это нужно так, чтобы самому ребенку было интересно, он с удовольствием занимался. Как известно, самым любимым занятием детей дошкольного возраста является игра. Она же является и ведущим видом деятельности. Играя, он получает знания, приобретает навыки. А почему бы с помощью игры не развивать творческие способности? Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с играми, которые использую на своих занятиях, и которые помогают воспитать настоящую «звездочку».
Итак, тема сегодняшнего нашего мастер-класса «Игра, как средство развития творческих способностей ребенка».
Для начала ответьте мне на вопрос, какая личность считается творческой?
— всесторонне развитая, способная и т. д.
Вот сегодня мы с вами проверим свои способности. Предлагаю начать с внимания. Умения слушать и слышать. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Сломанный телевизор». Эта игра поможет нам развить внутренний слух, внимание и навыки точного интонирования. Нам понадобится певец и зрители. Как только заиграет музыка, певец начнет петь. По знаку ведущего певец замолкает, продолжая петь песню про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения «звука» (также по знаку ведущего) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным!
Проводится игра.
Молодцы, внимательные певцы у нас. А давайте попробуем себя в роли композиторов и поэтов. Мы сочиним свою песню. Это не сложно. Вот сегодня я предлагаю попробовать сочинить свою колыбельную. Прежде, чем мы приступим к творчеству, давайте вспомним, какой должна быть колыбельная песня.
— Спокойной, мелодичной, певучей.
Замечательно. А теперь несколько рекомендаций. Вы должны придумать любую спокойную, мелодичную, певучую мелодию. И придумать текст. Чтобы рифма легче получалась, в конце каждой строчки добавляйте «баю-бай». Тогда получится складно. Давайте попробуем.
Участники сочиняют колыбельную.
Замечательно. У нас получились настоящие шедевры. А давайте мы их украсим игрой на музыкальных инструментах. Как вы думаете, какие инструменты по звучанию подойдут для нашей колыбельной? (Бубен, трещотка, металлофон, ксилофон, колокольчик, ложки, маракасы)
Участники выбирают инструменты.
Мы еще раз исполним нашу колыбельную и подыграем себе на инструмен-тах. Не забудьте, что нужно четко и точно воспроизвести ритм.
Игра на музыкальных инструментах.
И вот мы с вами не только исполнители, но и композиторы, и поэты. Оста-лось попробовать себя в танце. Открою вам маленький секрет: пластичность и четкость движения в танце не главное. Больше всего ценится выразительность. Любой танец – это рассказ. Танцор должен четко и эмоционально передать образ. Над этим мы сейчас и поработаем. Мы поиграем в игру, которая называется «Зоопарк». Давайте встанем в круг. Водящий выходит в центр круга. Он должен с помощью жестов, мимики, выразительных движений показать животное. Участники должны угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом водящий не произносит ни звука.
Проводится игра.
Молодцы, получилось очень эмоционально. А теперь, мы с вами потанцуем. Сейчас время ваших идей. Проявите свое творчество. Мы с вами попробуем себя в качестве хореографов. Давайте встанем в круг. Первый участник выходит в центр и показывает движения танца. Танец вы должны придумать сами. Внимательно слушайте музыку, вспоминайте характерные для нее движения и танцуйте. Остальные участники должны эти движения повторять. Таким образом, мы в этой игре вспоминаем знакомые движения, которые характерны для определенного танца, учимся постановке танца и учимся танцевать в коллективе. Давайте попробуем.
Проводится игра.
Великолепно. Вот так, играя, мы с вами поработали над выразительностью, эмоциональностью, коммуникабельностью. Провели серьезную работу над ритмом, сочинили свою колыбельную и проверили наш «внутренний слух».
А наш мастер-класс с вами уже подошли к концу. Надеюсь, Вам было интересно. Думаю, что тот небольшой материал, который был представлен Вашему вниманию, пригодится и так же понравится вашим детям. Главное, что его можно использовать на различных занятиях и при проведении досугов.
А сейчас я хотела бы сделать анализ мастер-класса. Но мне понадобится ваша по-мощь. Давайте взвесим все «плюсы» и «минусы» музыкально-развивающих игр. Взвесим в буквальном смысле слова. Вы будете называть достоинства и недостатки, а я буду класть фишки на чаши весов. Посмотрим, какая чаша перевесит.
Проводится анализ мастер-класса.
Игры – это интересно и весело, это не сложно и очень нравится детям. Ре-зультат не заставит себя долго ждать. Выразительность, четкость, ритмич-ность, музыкальность — как трудно порой развить у ребенка эти способности. А простые и доступные игры являются незаменимыми помощниками.
Вот так, играя, можно зажечь на небосклоне «звезды». И пусть эти «звезды» еще маленькие, но лучик позитива подарят всем без исключения. Давайте поприветствуем наших маленьких «звездочек».
Дети подготовительной группы исполняют танец «Почемучки».
Спасибо всем за участие в мастер-классе. На память о сегодняшней нашей встрече мы хотим подарить вам звездочки.
Дети подготовительной группы дарят гостям звездочки.
Дети подготовительной группы дарят гостям звездочки.
Источник