Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка
Анна Скляр
«Создание развивающей среды в группе — важное условие в формировании творческих способностей ребенка»
Консультация для воспитателей
«Создание развивающей среды в группе – важное условие в формировании творческих способностей ребенка»
Окружающий мир и развивающая среда ребенка дошкольного возраста должны быть построены так, чтобы ребенок приходя в детский сад хотел в нем оставаться как можно дольше. Окружающие его предметы должны вызывать у ребенка интерес, любопытство, желание играть и заниматься в окружающей его обстановке. Так же важны условия для развития личности, самостоятельности, творчества, дающие возможность заниматься любимым делом.
Вот какими принципам необходимо руководствоваться при оформлении предметно – развивающей среды в группе детского сада.
Принцип индивидуальной комфортности, который заключает в себя — обеспечение эмоционального благополучия ребенка, уравновешивание эмоционального фона, оказание благоприятного влияния на нервную систему детей.
Принцип эстетичности. Удачно подобранная цветовая гамма способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Принцип зонирования. При организации различных игровых зон и уголков, открытых стеллажей в группе создаются условия для различных видов детской деятельности (игровой, творческой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
Принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Необходимо чтобы дети могли вносить свои предложения в процессе оборудования игровых зон и уголков. Необходимо создать условия для совместной деятельности воспитанников, а так же для индивидуальной.
Принцип разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования. К вопросу насыщения игрушками необходимо подходить с осторожностью для того, чтобы среда не выглядела перенасыщенной. При выборе игр предпочтение отдается настольно-развивающим играм способным стимулировать развитие детей.
Принцип «гендерных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие и дело по душе, в группе необходимо выделить уголки определенного вида деятельности. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Например, природный уголок может стать исследовательским центром.
Рабочий день воспитателя начинается с утреннего приема детей. Прием осуществляется в раздевалке, где находятся также информационный уголок для родителей, консультации для родителей, доска детского творчества.
В группе необходим театральный уголок — важный объект развивающей среды. В театральном уголке могут размещаться различные виды театров. Дети и играют роли и выступают в роли зрителей с большим удовольствием. Все это способствует развитию творчества, фантазии и воображения ребенка.
Строительный уголок должен занимать немного пространства, дети группы могут играть (конструкторами, кубиками, крупным и мелким деревянным строительным материалом и схемами к ним) все это позволяет организовывать конструктивную деятельность, как с большой группой так же и индивидуально.
В группе необходимо выделить место и для сюжетно-ролевых игр – «больница», «парикмахерская», «семья» и др. Именно такие игры позволяют ребенку развивать умения и навыки общения со сверстниками, а после применять их во взрослой жизни.
Какая группа может обойтись без книжного уголка, дети очень любят, когда им читают, поэтому очень часто сами рассматривают знакомые уже иллюстрации сказок и рассказов сидя за столом.
Для того чтобы дети знали больше о культуре, традициях и быте на Кубани создается кубанский уголок – это уникальный проводник в мир истории и быта наших предков.
Таким образом, можно сказать, что вся развивающая среда в группе должна способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников детского сада, вызывать у детей желание приходить в группу и побуждать к активной творческой деятельности.
Источник
Мастер-класс
Тема: «Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка на основе собственных разработок , дидактических пособий, игр и других оригинальных средств обучения и воспитания»
Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны инновационные технологии.
Необходимость проведения серьезной коррекционной работы логопеда через игру очевидна. Работа учителя-логопеда – это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу Вам представить пособие, изготовленное собственными руками, и называется оно «Домик для звуков». Опиралась я на книгу «Инновационная мастерская логопеда. Пластелинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика» под редакцией М.А.Ежова, И.В.Гусаковская.
Выполнено мое пособие из дерева, но можно заменить коробкой из- под конфет.
Самым трудным для детей бывает усвоение артикуляции отдельных звуков, так как это сложный двигательный навык.
Задачи :
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умение правильно произносить звуки;
Познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ, положение языка, характер воздушной струи);
Характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели.
2. Коррекционно-развивающие:
Подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;
Применить пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;
Создать зрительный образ язычка своими руками;
Использовать детские аппликаторные слепки как обучающее пособие;
Развивать речевую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
Повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;
Воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Для полного ознакомления с языком привлекаются двигательные анализаторы (нужно дать ребенку потрогать, пощупать, обвести пальцами контуры предмета).
Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.
В образовательной деятельности используется обычный детский пластилин как элемент подготовительной работы по постановке звуков.
Использую я «Домик для звуков» в основном на первых занятиях каждого нового исправляемого звука. Учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок, пластилиновые губы. Считается, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками.
Твердый комочек пластилина сравнивается со спастичным «непослушным» языком. При разминании пластилина руками передаются его тепло и мягкость; эти ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата).
На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.
1. Форма языка:
• «горка» или «чашечка»;
• узкий язычок – «иголочка» или широкий язычок — «лопатка».
2. Положение языка:
• вверх, вниз.
3. Динамика языка:
• как формируются боковые края язычка;
• как углубляется средняя часть спинки язычка или выгибается «горкой»;
• как формируется узкий и широкий язычок;
• как язычок упирается, отталкивается.
Изготовленные руками дошкольников аппликаторные слепки применяются на занятиях. В язычок — «чашечку» наливают капельку воды, объясняя, что положение языка нужно удержать. Дети видят, как им не нравится «кривая» капелька в неаккуратно слепленном язычке.
Для полноценного ознакомления с языком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина. Созданный руками язычок служит наглядно опорой для речевых упражнений.
Объёмные губы (Модель объёмные губы выполняется из пластилина красного или розового цвета). Дети энергично, с усилием разминают пластилин в руках, сравнивая его с «непослушным» спастичным язычком.
Этапы работы по изготовлению модели «Объёмные губы»:
1. Размять пластилин в руках;
2. Изготовить ровный гладкий шарик;
3. Сформировать жгут длиной 12-14 см;
4. Соединить два конца жгута, получит кольцо;
5. Место соединения закрепить и соединить в угол;
6. Выделить уголки губ;
7. Смоделировать форму верхней губы;
8. Сравнить модель с рисунком.
Источник
Оксана Крюкова
Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка
Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности. Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:
-разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
-включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
-предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);
-резерв свободного места и времени для игр (свободное
пространство в раздевалке и спальной комнате)
-возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по
собственному усмотрению;
-определение максимального уровня размещения игрового и дидактического
материалов согласно росту;
-универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
-учет прежнего опыта.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов. Позиция взрослого при организации развивающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления позаботится он сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость. Активность в разных видах деятельности: среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивной подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Проявление активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности. Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как, общение, предметная и художественная деятельность, игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал. Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:
— обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;
— поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
-создание условий для реализации творческих идей на практике.
-использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;
-использование личного примера творческого решения проблем;
— создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей. Учет возрастных особенностей детей подразумевает выявление специфических признаков в содержании развивающей среды и признаков ее организации. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол. Для детей четвертого года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко-выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять развивающую среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т. д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т. п. На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создании рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей. Для старших дошкольников свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки, создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей. Модель построения многоуровневого игрового пространства едина: в центре группы находится игровая площадка для свободного общения детей. За ней располагается возвышение в виде двух — трехэтажных подиумов, разных по высоте, оборудованных лестницами, скатами, полузакрытыми пространствами. Нишеобразные зоны создают условия для психического и физического развития детей. Многоуровневое пространство увеличивает площадь на 20-40% площади групповой комнаты.
Источник
«Влияние предметно – развивающей среды
на творческие способности детей»
Залогом успешной работы считаю — создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал.
Развивающая среда, созданная мною в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. Уголки оформляю в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями. Например «Уголок природы» оформлен в виде панно с цветами и насекомыми, где много сшитых мягких деталей, действуя с которыми, у детей развиваются еще и тактильные ощущения. Он схематичен и многофункционален. Организую пространство так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.
Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.
Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.
В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.
Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия и взаимопонимания – а это прямой путь к творчеству. Учу детей не бояться ошибок, настраиваю их только на позитивный результат («Я сумею, смогу, узнаю»). Любую деятельность детей оцениваю с позиции творческого замысла и нестандартного пути решения. Поэтому дети уверены в себе и своих возможностях. Они имеют максимальную свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них чувство вкуса и чувство меры. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.
Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно использую технические средства: телевизор, DVD, музыкальный центр.
В своей жизни я всегда придерживалась правила: «Взялся за дело, делай его хорошо». А для этого необходимы знания, надо постоянно учиться. Ведь мы имеем право учить до тех пор, пока учимся сами. А чем больше узнаешь, тем яснее понимаешь, как мало еще знаю. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.
Современная жизнь диктует применение новых подходов к работе, использование новых технологий. Новые знания позволяют познавательнее и увлекательнее организовывать деятельность детей. Использую разнообразные формы проведения занятий: интегрированные, развивающие, проблемные, игровые, включаю элементы ТРИЗ, игровые этюды.
Веду в группе кружковую работу. Работает кружок ручного труда «Задумка», в котором приобщаю детей к основам рукоделий. Ребята, которым особенно нравится этот вид деятельности, которые хотят непременно создавать красоту своими руками, стали моими первыми помощниками и кружковцами.
А недавно организовали персональную выставку рисунков «Маленькие шедевры». Накопившиеся работы моей воспитанницы Насти Решетниковой, заставили меня задуматься о статусе детского рисунка, его значении и ценности. Я считаю, что в ребёнке обязательно надо проявлять и поддерживать любое его стремление к творчеству. Ведь за всеми этими изображениями и кроются подлинные проявления её хрупких чувств. А как известно, лучшей наградой для художника, особенно для маленького, является публичное признание его творчества. И, возможно, в будущем из неё получится настоящий художник!
Накопленный мной опыт передаю коллегам в своем саду и на МО. Принимаю активное участие в различных конкурсах.
Сейчас появилась возможность для участия детей в конкурсах. Мои дети участники и победители многих из них. Это дополнительный стимул к развитию.
Гораздо больших успехов в работе можно добиться в сотрудничестве с родителями. Проводимая мною работа по развитию творческих способностей, нашла у них полную поддержку. Организовала родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей в различных видах художественно-эстетической деятельности», через практикумы знакомила их с основными направлениями работы. Родители стали проявлять интерес и активно участвовать в обустройстве группы. Появилась добрая традиция к Новому году проводить конкурс на лучшую игрушку или украшение. В этом году провели конкурс на самую оригинальную новогоднюю игрушку и композицию. Родители порадовали своим творческим подходом.
Участие родителей в различных конкурсах стало доброй традицией в нашей группе. У меня замечательные родители. Они такие, какими я хочу их видеть.
Руками родителей изготовлено много нестандартного оборудования и пособий. Особой гордостью наших сотрудников и родителей воспитанников являются наши участки. Дети гордятся своими родителями и, конечно, перенимают у них опыт творчества.
Одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.
Но в наши дни дети мало получают информации по русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры. Погрузить детей в атмосферу старины помогла организация музея «Русская изба», в которой мы провели много бесед и встреч. Здесь дети знакомились с песней, танцами, народно-прикладным искусством, бытом русского народа. Недавно у нас в детском саду прошло итоговое мероприятие по данному проекту «Посиделки». Хочу выразить особую благодарность родителям (Елистратову В. А., Фединой Г. М., Саратовской О.В., Долгошеевой Н.В., Чикалкиной Ю.Г., Черкашиной С. В., Советниковой Н. И.), которые помогли нам в создании музея «Русская изба».
Видя вокруг себя оригинальные, интересные оформления, ребенок невольно, сначала просто подражая, переносит это и в свою деятельность, а приобретая новые навыки и умения, пытается самостоятельно переосмыслить и создать что-то индивидуальное, неповторимое, т.е. проявить творчество.
Детское художественное творчество находится в тесной связи с другими видами деятельности ребенка, в которые он и переносит свой опыт, т.е творчество становится стилем его жизни.
Скоро моим «подготовишкам» предстоит войти в самостоятельную школьную жизнь, но я за них спокойна, ведь они активные, инициативные, умеющие оригинально мыслить, имеющие активную жизненную позицию. «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Значит мне удалось уловить «искорку» самостоятельной мысли и развить ее в потребности думать, рассуждать, творчески мыслить.
Творческий ребенок – это успешный ребенок.
Источник