Тревожные признаки в развитии ребенка

Тревожные признаки в развитии ребенка thumbnail

У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что  же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка? 

Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?

sport

Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:

Общие тревожные признаки:

  • Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрим вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.
  • Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, махает руками или раскачивается торсом. Особенно если он это делает часто и продолжительно. Если может больше пяти минут бегать по кругу, не меняя траектории и не отзываясь на ваши замечания, сюда же.
  • Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, дома и в саду точно все хорошо, но ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор и побои. Особенно, если не останавливается после ваших попыток его угомонить и может орать несколько часов. Иногда, кстати, так бывает у здоровых детей, при запущенном манипулятивном поведении и отсутствии нормальной коммуникации с родителями, но это тоже повод обратиться за помощью.
  • Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек/хомячков/жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».
  • Ааутоагрессия. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.
  • Савантизм. Это условное название ситуаций, когда в развитии способностей и навыков есть сильный перевес – одни развиты слишком хорошо, а другие слишком плохо. Например, ребенок в четыре умеет прибавлять трехзначные числа, но плохо говорит и почти не общается с ровесниками.
  • Полное нежелание контактировать с людьми. Как нарастающее, так и внезапное.
  • Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность – бурная протестная реакция. Ключевое слово – постоянно.
  • Страсть к упорядочиванию и однообразию. Это когда ребенок, попадая в любое пространство, начинает все игрушки или предметы раскладывать по цветам или по размеру (или вообще по любой придуманной закономерности, но главное – пока не упорядочит, не успокоится).
  • Неравномерность или задержка интеллектуального развития. Это когда ваш ребенок сильно отличается уровнем развития и поведением от ровесников на детской площадке или в детском саду/центре/кружке/школе. И когда резкие скачки в приобретениях навыков и успеваемости. Например, раньше хорошо учился, а тут друг перестал понимать, забыл, стал интересоваться более инфантильными играми, чем раньше.
  • Постоянное нервное возбуждение и гипер/гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки и/или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.
  • Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. То есть вы уверены, что это он сыт, памперс сухой, животик мягкий, но ребенок ни разу в сутки не засыпает больше чем на 40 минут и постоянно орет.
  • У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может. Такое может быть в норме, если ребенок легковозбудимый и вас был бурный день, но если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.
  • Любые двигательные недостачи и аномалии. Есть какие-то подозрительные или постоянно повторяющиеся движения, неодинаково двигаются парные конечности, тики, судороги подергивания.

children-cat-playing-photography-7__880

Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.

В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.

В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.

dve_devochki_s_tsvetami_1280

После 3 лет:

  • Слияние с матерью. Именно невозможность от нее оторваться, отпустить ее из виду или вообще находиться где-либо без нее.
  • Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким либо процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.
  • Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.
  • Паническое избегание неудач, когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики. Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще, ни в каких ситуациях, не смотря на ваши длительные усилия.
  • Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде.
  • Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.
  • Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили, а не решили, что он сам догадается).
  • Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.
  • Повышенная тревожность и не самостоятельность. Навязчивые мысли и действия.
  • Постоянные страхи насчет всего вокруг – людей, животных, мест.
  • Полное или частичное отсутствие речи во взрослом (от 5 лет) возрасте не связанное с логопедическими проблемами и задержкой развития. Пропадание речи происходит несознательно в стрессовых местах и ситуациях.
  • Несуществующие друзья, особенно до 5-7 лет. В пять семь такое часто бывает и у здоровых, но очень одиноких детей.
  • Да, из песни слов не выкинешь, частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.

Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.

Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.

Источник

Тревожные признаки отставания в развитии ребенка

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации ребенка.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения вашего малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, обучаться и развиваться в коллективе. Просто ему нужно больше уделять времени и внимания.

Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то пошло не так в развитии ребенка и вовремя обратиться за помощью к специалистам.

К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки, остановимся на самых критичных.

Общие тревожные признаки:

  • Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрит вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.

  • Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, раскачивается торсом, размахивает руками.

  • Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор, крики и побои.

  • Проявления садизма. Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек, хомячков, жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».

  • Аутоагрессия – причинение вреда себе в стрессовой ситуации. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.

  • Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность происходит бурная протестная реакция.

  • Постоянное нервное возбуждение и гипер-гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.

  • Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может, если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.

  • Отклонения в развитии речи ребенка. В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. В три года уже должны появиться первые предложения, минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, смотреть мультики. Когда главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.

  • Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким- либо из процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же относится неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое- либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.

  • Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.

  • Паническое избегание неудач. Когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики.

  • Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще.

  • Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде. Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.

  • Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения в саду, дома (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили).

  • Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.

  • Частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.

Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка? Идти на диагностику к специалистам, к профессиональным психологам или невропатологам. Чего не надо делать – пугаться и откладывать поход на диагностику в долгий ящик.  Часто родители сильно переживают из-за обычной простуды, но упорно не хотят видеть и решать более серьезные проблемы ребенка. Дети, о которых мы рассказали, – с пограничными состояниями. Они не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, воспитатели, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Все эти особенные дети могут к 14 годам вернуться в группу нормативно развивающихся детей – без отклонений и психологических проблем.

Тьютор А.В. Мишагина

Источник

Дети дошкольного и школьного возраста в большей степени подвержены тревожности, которая порой возникает без видимых причин. Диагностировать ее довольно просто благодаря комплексу характерных признаков, а вот устранение страхов может быть затруднительной задачей. Тревожный ребенок плохо реагирует на раздражители, слабо общается. Качество жизни таких детей понижается.

Почему возникает?

Основными причинами тревожного состояния ребенка в возрасте до 6 лет являются сложные взаимоотношения с родителями. В особенности это характерно для мальчиков. Степень тревожности у родителей в значительной степени отражается на схожем состоянии ребенка. Существенно повышает беспокойство применение авторитарного стиля воспитания, чрезмерные требования к малышу или сравнение его с окружающими. Зачастую тревожность возникает в результате неврозов и прочих психических расстройств.

тревожные дети дошкольного возраста

К числу главных причин возникновения такого состояния относят:

  • отсутствие ощущения безопасности у ребенка;
  • отталкивание малыша взрослыми, их враждебность;
  • неблагоприятная семейная обстановка;
  • плохие материальные возможности семьи;
  • несоответствие требований родителей реальным возможностям ребенка;
  • неадекватные притязания взрослых к малышу;
  • завышенный показатель тревожности у родителей;
  • предъявление взрослыми требований, противоречащих друг другу;
  • родители не способны соблюдать последовательность в воспитании ребенка;
  • авторитарное воспитание;
  • излишняя эмоциональность родителей;
  • постоянное сравнивание ребенка со сверстниками;
  • стремление родителей соответствовать общепринятым стандартам.

Виды и типы беспокойного состояния

Если замечены изменения в поведении, в особенности то, что ребенок тревожный, рекомендации специалистов предписывают обратиться за советом к врачу. Лечение будет зависеть от нескольких факторов.

занятия с тревожным ребенком

Различают два вида беспокойства:

  1. Тревожность как сложившийся характер. В этом случае играют роль особенности личного темперамента, копирование модели поведения неуравновешенных взрослых.
  2. Тревожность ситуативная. Она, как правило, вызвана отдельными событиями.

Детей, страдающих тревожностью, подразделяют на несколько типов:

  1. Невротики. Повышенная степень тревожности у таких детей приводит к соматическим нарушениям, а именно к тику, заиканию, неконтролируемому мочеиспусканию.
  2. Расторможенные дети. Данный тип детской тревожности выражается в виде повышенной активности и чрезмерной эмоциональности.
  3. Застенчивый ребенок, который боится практически всего.
  4. Замкнутые дети. Этот тип характеризуется неприветливостью, отсутствием отзывчивости, повышенной настороженностью малыша.

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

работа психолога с тревожным ребенком

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения — посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Чем опасно такое состояние у детей?

тревожное состояние ребенка

У тревожного ребенка могут развиться следующие проблемы:

  1. Ухудшение успеваемости. Стоит отметить, что некоторые дети, наоборот, начинают лучше учиться, боясь гнева или наказания родителей.
  2. Социальное отчуждение. Оно выражается тем, что ребенок уходит в себя и перестает общаться со сверстниками и окружающими людьми, за исключением родителей. В дальнейшем он может так и не научиться контактировать, не усвоит основных социальных навыков, станет изгоем.
  3. Каждый новый человек в окружении, разговор с малознакомым человеком вызывает беспокойство ребенка.
  4. Страх перед совершением ошибки. Это серьезная проблема, которая со временем будет отражаться не только на нерешительности ребенка при совершении ответственного шага, а даже в мелочах. Он, вероятнее всего, привыкнет всегда и во всем отступать, вырастет нерешительным. Если для девушек такая черта характера простительна, то юноша столкнется со многими проблемами в жизни.
  5. Неадекватное поведение. Тревожные дети, вырастая, зачастую становятся так называемыми фриками. Даже перерастая детские страхи, они стремятся любым способом выделиться или, наоборот, отстраниться от социума.

Как проявляется состояние в дошкольном возрасте?

Постоянная обеспокоенность может развиться у ребенка на любом этапе жизненного пути. Тревожные дети дошкольного возраста составляют большую группу, которая нуждается в обязательном вмешательстве специалиста на ранних стадиях.

Так, у малышей в возрасте от одного года до трех лет зачастую отмечаются ночные кошмары. В два года ребенок резко реагирует на неожиданные звуки, испытывает страх одиночества и боли, к примеру, бурно и продолжительно реагирует на медицинских работников.

С трех до пяти лет у малышей массово выделяют страх темноты, замкнутого пространства или одиночества. Одной из главных причин паники у детей в возрасте пяти-семи лет является страх смерти.

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима. Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится. С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

характеристика тревожного ребенка

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно. Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей. При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Навыки управления собой

Крайне редко ребенок делится своими переживаниями и страхами, поэтому необходимо привить ему навыки управления собой:

  1. Вместе сочиняйте истории.
  2. Обсуждайте волнующие малыша ситуации.
  3. Не сравнивайте ребенка с посторонними детьми.
  4. Не заставляйте участвовать в любых соревнованиях.
  5. Интересуйтесь причинами беспокойного поведения ребенка.
  6. Установите доверительное общение.

Снижение мышечного тонуса

Для беспокойных ребят чрезвычайно полезны релаксирующие упражнения. В перечень рекомендаций родителям тревожных детей входит проведение сеансов массажа, йоги, дыхательной гимнастики.

Отличный способ снять повышенное беспокойство у ребенка — раскрасить лицо ненужными помадами или специальными красками. Можно устроить своего рода маскарад или шоу с переодеваниями. Для этого совместно с детьми делают маски, костюмы и прочие аксессуары. Такое импровизированное представление расслабит малыша и доставит массу удовольствия.

Профилактика тревожности

Если родители хотят, чтобы ребенок вырос уравновешенным, в первую очередь необходимо создать в семье благоприятную психологическую обстановку, способствующую гармоничному личностному развитию. Если с малых лет установить доверительные отношения с малышом, то развития беспокойства у него можно избежать.

тревожный ребенок признаки

Коррекционная работа с тревожными детьми, а также профилактические меры включают обсуждение возникающих проблем у чада, близкое общение, совместное времяпрепровождение, прогулки, пикники и прочее. Родителей и малышей сближает непринужденная обстановка, совместное творчество, позволяющее расслабиться.

Как правильно играть с обеспокоенными детьми?

коррекционная работа с тревожными детьми

Начиная занятия с тревожным ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Новую игру вводят постепенно, сначала объяснив ее правила. Затем наглядно показывают, как в нее играют другие дети. Ребенка привлекают, только если он захочет становиться ее участником.
  2. Рекомендуется избегать соревновательной составляющей конкурсов.
  3. Вводя новую игру, следует помнить, что ребенок не должен ощущать опасности от встречи с неизвестным. Желательно осуществлять обучение на уже знакомом материале. Можно частично использовать правила уже хорошо освоенной ранее игры.
  4. Занятия с завязанными глазами вводят только после тщательно проведенной подготовительной работы и с согласия малыша.

Комплексная коррекция поведения, внимательное отношение близких людей, радушная обстановка в семье – все это позволит добиться положительной динамики и вырастить ребенка, уверенного в себе.

Источник