Третьим этапом развития самосознания ребенка является

Третьим этапом развития самосознания ребенка является thumbnail

Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.[1]

Проблема развития самосознания[править | править код]

Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]

Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.

Структура самосознания[править | править код]

В структуре самосознания можно выделить (по Л. Д. Столяренко):

  1. Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
  3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
  4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.[3].

Стадии развития самосознания[править | править код]

Выделяют следующие стадии развития самосознания'[4].

1. Ранний возраст[править | править код]

  • Осознание границ своего тела — 1 год.
  • Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
  • От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
  • К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.

2. Дошкольный возраст[править | править код]

  • Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.

3. Младший школьный возраст[править | править код]

  • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
  • К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
  • Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

4. Подростковый возраст[править | править код]

  • Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
  • Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
  • Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
  • В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
    • Сознание отличия себя от остального мира.
    • Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
    • Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
    • Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.[3]

Примечания[править | править код]

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. — С. 177—193. — 272 с.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — С. 4—100. — 288 с.
  3. 1 2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — С. 144.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 84—89. — 155 с. — ISBN 978-5-8291-1823-5.

Источник

#1

bychkovskaj

bychkovskaj

    Абитуриент

  • Третьим этапом развития самосознания ребенка является

  • Студенты
  • Pip

  • 17 сообщений

Отправлено 27 Февраль 2013 — 12:44

  1351.02.01;МТ.01;1

1. «Комплекс оживления» возникает к концу
1-ого месяца жизни
2. «Комплекс оживления» знаменует собой появление у младен­ца потребности в
общении
3. Безусловные рефлексы, полученные в наследство от животных предков, бесполезные для ребенка и исчезающие в первые месяцы жизни, называют
атавистическими
4. Безусловный рефлекс, проявляющийся в повышенной цепкости новорожденного к палочкам или пальцам, вложенным в его ладони, называют
обезьяньим
5. В основе способности ребенка к обобщению лежит
предметное значение речи
6. Важной характеристикой восприятия ребенка раннего воз­раста является его
аффективная окрашенность
7. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является
игра
8. Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является
учебная деятельность
9. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста явля­ется
предметно-манипулятивная деятельность
10. Восприятие глубины у ребенка возникает после
8-ми месяцев жизни
11. Впервые мотив сотрудничества появляется у ребенка в
раннем возрасте
12. Вторым этапом развития самосознания у ребенка является
называние себя по имени в третьем лице
13. Высокий уровень речевого развития и памяти ребенка на фоне недостаточного развития восприятия и наглядно-образного мышления называется
вербализмом
14. Главным приобретением переходного периода между младен­чеством и ранним возрастом является
автономная речь
15. Грусть или острый испуг, возникающий у младенца при от­носительно продолжительном отсутствии матери (или человека ее за­мещающего), называется
страхом расставания
16. Действия младенца по вкладыванию одного предмета в дру­гой называют
соотносящими
17. Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимени­ем «я» («Вова идет гулять», «Я играю»), Д.Б.Эльконин назвал
личными
18. Действия ребенка, при которых одни предметы используются вместо других (например, брусок вместо кровати), называются
замещающими
19. Деятельность ребенка, проявляющаяся в том, что он не иг­рает, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредо­точиваясь на самих действиях с ними, называется
предметно-манипулятивной деятельностью
20. Замещающие действия у ребенка появляются в
раннем возрасте
21. Замирание ребенка и недолгая задержка взгляда на ярком предмете называется
зрительным сосредоточением
22. Зрительное сосредоточение возникает
на 3-5-й неделе жизни
23. Игра дошкольника, в которой игра в роли взрослых допол­няется сюжетом деятельности, отражающейся в игре, называется
сюжетно-ролевой
24. Игра ребенка, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину), называется
режиссерской
25. Игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и их отношения, называют
ролевой
26. Игровая деятельность ребенка формируется на основе
предметно-манипулятивной деятельности
27. Из четырех компонентов: 1) мотивация; 2) моделирование; 3) учебная задача; 4) учебные операции; 5) контроль, в структуру учебной деятельности, по Д.Б.Эльконину, входят
1, 3, 4, 5
28. Источником появления демонстративности в поведении ре­бенка является
недостаток внимания взрослых
29. К концу первого года ребенок может вспомнить где спрята­на его игрушка по прошествии
1-7 секунд
30. Какие реакции младенца сопровождают «комплекс оживле­ния»: 1) фиксация взгляда на лице матери; 2) слуховое сосредото­чение; 3) движения рук и ног; 4) улыбка
1, 3, 4
31. Кризис 7-ми лет, по Л.И.Божович, это период рождения
социального «я» ребенка
32. Лепет появляется у ребенка в(о)
втором полугодии
33. Мышление ребенка в раннем возрасте называют
наглядно-действенным
34. Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
сюжетно-ролевой
35. Общение ребенка раннего возраста в основном ориентирова­но на общение с(о)
близкими взрослыми
36. Одним из первых механизмов памяти младенца является
узнавание
37. Особенность личности ребенка, проявляющаяся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих, называется
демонстративностью
38. Первичная самооценка ребенка имеет характер
защитный
39. Первичная самооценка ребенка появляется в
раннем возрасте
40. Первые функциональные действия у ребенка появляются
после 10-ти месяцев
41. Первым признаком зарождающегося самосознания у ребенка является
узнавание себя в зеркале
42. Пищевое сосредоточение возникает у ребенка при
прикосновении к углам губ
43. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в гипертрофи­рованном стремлении к самостоятельности действий и решений, назы­вается
своеволием
44. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в жестком про­явлении им власти над окружающими его взрослыми, диктате своих желаний, называется
деспотизмом
45. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в изменении позитивного отношения к правилам поведения, вещам, занятиям на негативное, а также проявление этого негативного отношения в действиях ребенка называется
обесцениванием
46. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в негативной реакции не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого, называют
негативизмом
47. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в нетерпимом отношении к другим детям, стремлении ограничить их права в семье, называется
ревностью
48. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в системати­ческих конфликтах со взрослыми в течение длительного времени, на­зывают
протестом-бунтом
49. Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в том, что он настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется
упрямством
50. Поведение 3-летнего ребенка, направленное не против конкретного взрослого, а против всей системы, сложившейся в ран­нем детстве, принятых в семье норм воспитания, называется
строптивостью
51. Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется
полевым
52. Познавательному развитию ребенка способствует
разнообразие впечатлений
53. Появление «комплекса оживления» означает
окончание периода новорожденности
54. Проявлением интеллектуальной неготовности к школе явля­ется
вербализм
55. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе яв­ляется
«уход от реальности»
56. Психологическая готовность детей к школе включает готов­ность
личностную и интеллектуальную
57. Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является
изменение системы отношений со взрослыми и выделение свое­го «я»
58. Реакция на цвет у ребенка появляется
в 3-4 месяца жизни
59. Ребенок может схватить предмет
в 5-6-ти месяцев жизни
60. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале после
2-х лет жизни
61. Ребенок начинает улыбаться знакомым людям после
3-4-х месяцев жизни
62. Режиссерская игра появляется у ребенка в
раннем возрасте
63. Речевой слух и гуление появляются у ребенка в(о)
первом полугодии
64. Сжимание пальцев ног новорожденного, вызванное нажатием пальцев на подошву стопы ребенка, является рефлексом, который на­зывается
безусловным
65. Сложное психологическое образование, предполагающее дос­таточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной сфер ребенка и обеспечивающее эффективность его обу­чения в школе, называют
психологической готовностью к школе
66. Слуховое сосредоточение появляется
на 2-3-й неделе жизни
67. Слуховое сосредоточение проявляется в замирании ребенка, вызванном
резким звуком
68. Смысловая ориентировочная основа поступка ребенка воз­никает в
младшем школьном возрасте
69. Совокупность понимаемых ребенком слов называется
пассивным словарем
70. Совокупность произносимых ребенком слов называется
активным словарем
71. Сочетание таких личностных особенностей ребенка, как демонстративность и тревожность, приводят к
«уходу от реальности»
72. Специфика социальной ситуации развития младенца заключа­ется в полной зависимости от
взрослого человека
73. Способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор называется способностью соподчи­нять
соподчинять мотивы
74. Среди особенностей поведения ребенка 3-х лет: 1) негати­визм; 2) появление первичной самооценки; 3) протест-бунт; 4) строптивость; 5) обесценивание, признаками кризиса 3-х лет явля­ются следующие
1, 3, 4, 5
75. Страх расставания обостряется между
15 и 18-ю месяцами жизни
76. Страх расставания появляется у ребенка между
7 и 11-ю месяцами жизни
77. Стремление ребенка получить не только эмоциональную под­держку от взрослого, но и «втянуть» его в свои игры, в совместные действия называется
мотивом сотрудничества
78. Сюжетно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
с правилами
79. Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребенка после
8-ми месяцев жизни
80. Третьим этапом развития самосознания ребенка является
называние себя по имени в первом лице
81. У ребенка раннего возраста способность соподчинять моти­вы
не сформирована
82. Условные рефлексы у ребенка возникают к концу
первого месяца жизни
83. Функциональные действия ребенка имеют
подражательный характер
84. Характеристика речи ребенка раннего возраста, заключаю­щаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различ­ные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то сущест­венному признаку или способу действия с ними, называется
предметным значением речи
85. Цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца Жан Пи­аже назвал
круговыми
86. Четвертым этапом развития самосознания ребенка является
появление первичной самооценки
87. Эмоционально подчеркнутые состояния ощущений (по Л.С.Выготскому) — это ощущения новорожденного, которые
недифференцированы от эмоций
88. Явление, названное Л.С.Выготским обобщением переживаний, возникает в
младшем школьном возрасте
89. Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка ран­него возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками называют
аффективными вспышками

#2

СкрепкА

СкрепкА

    Супермодер

  • Третьим этапом развития самосознания ребенка является

  • Методисты
  • Третьим этапом развития самосознания ребенка является

  • 7 040 сообщений

Отправлено 27 Февраль 2013 — 17:28

Источник

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник