Тренинг раннего развития мама ребенок
Авторы представляют тренинг, разработанный ими на базе ГДОУ детский сад № 91 г. Санкт-Петербурга и прошедший успешную апробацию.
Вынужденно отдавая ребенка в детский сад, многие родители не ждут от него ничего хорошего: ребенок может подхватить болезнь, начать неправильно выговаривать слова, скандалить, предчувствуя посещение садика, и т. п.
Понимая эти проблемы детей и родителей, авторы создали в детском саду такую атмосферу, которая благоприятно влияет не только на психологическую адаптацию ребенка в группе, но и на взаимоотношения с матерью.
В тренинг включены укрепляющие и закаливающие упражнения, рекомендации по воспитанию, оздоровлению, физическому развитию ребенка.
Книга будет полезна как воспитателям, психологам дошкольных учреждений, так и родителям.
СПб.: Речь, 2008 г.
ISBN 5-9268-0656-9
Количество страниц: 272.
Содержание книги ««Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок для родителей и детей от 1 года до 3 лет»:
- 3 Родом из детства
- 6 Скоро сказка сказывается
- 10 Основы организации школы «Кенгуру»
- 10 Задачи школы «Кенгуру»
- 11 Организационный формат и основные приемы развития малыша
- 18 Организация предметно-пространственной среды
- 18 Развивающие материалы и оборудование
- 23 Практикум для родителей
- 27 Особое искусство налаживания контакта
- 30 Основные приемы развития ребенка (на основе системы М. Монтессори)
- 32 Оздоровление ребенка, формирование у родителей понимания значимости здорового образа жизни в семье
- 40 Приобщение ребенка и его родителей к духу, традициям детского сада
- 42 Помощь в адаптации ребенка
- 44 «Тройственный союз»: ребенок — родитель — детский сад
- 47 Конспекты занятий школы «Кенгуру»
- 53 Тема «Овощи»
- 60 Тема «Фрукты»
- 65 Тема «Дифференциация фруктов и овощей»
- 70 Тема «Дикие птицы»
- 76 Тема «Грибы»
- 81 Тема «Домашние птицы»
- 87 Тема «Дикие животные наших лесов»
- 94 Тема «Домашние животные»
- 100 Тема «Животные жарких стран»
- 106 Тема «Зима»
- 113 Тема «Зима»
- 119 Тема «Зима. Подготовка к Новому году»
- 126 Тема «Наземный транспорт»
- 130 Тема «Водный и воздушный транспорт»
- 136 Тема «Дифференциация различных видов транспорта»
- 140 Тема «Игрушки»
- 145 Тема «Одежда»
- 150 Тема «Посуда»
- 156 Тема «Весна»
- 162 Тема «Деревья»
- 168 Тема «Мебель»
- 173 Тема «Инструменты»
- 178 Тема «Профессии»
- 184 Тема «Спорт»
- 189 Тема «Подводное царство. Рыбы»
- 194 Тема «Насекомые»
- 200 Тема «Цветы»
- 206 Тема «Лето»
- 213 Тема «Дифференциация времен года»
- 220 Адаптационная гимнастика для малышей Воробьева
- 222 Гимнастика для глаз
- 224 Комплекс остеопатической гимнастики
- 229 Тренажерный путь
- 231 Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей
- 234 Методы позитивного воспитания
- 237 Сценарий новогоднего представления
- 246 Сценарий Масленицы
- 257 Литература
- 261 Послесловие
- 262 Развивающие программы детского сада
- 266 Индивидуальное консультирование психолога
Инструкция как скачать книгу Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю.: «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок для родителей и детей от 1 года до 3 лет в форматах DjVu, PDF, DOC или fb2 совершенно бесплатно.
622
Источник
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Мини — тренинг для родителей
«Учимся понимать своих детей»
Подготовила педагог — психолог
Сюремова Любовь Леонидовна
Ильинский, 2019
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Задачи:
Обучить родителей навыкам эффективного общения с детьми.
Развить навыки доверительных отношений родителей с детьми.
Уважаемые родители! Предлагаю сегодня вам небольшой тренинг по развитию навыков общения с детьми.
Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.
Начать хочу со сказки.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.
Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,
а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот…
Что же было дальше? Что за сказка без конца?
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?
Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих «проблем».
Давайте вспомним функции родительства.
Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка
Обеспечение безопасности
Обеспечение адаптации к жизни
Воспитание ребенка
Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.
Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение, то в каждой семье может воцариться счастье.
Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути — это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали «проекцией». И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.
Например:
Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же «некрасивыми» словами перемывает косточки начальству.
Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.
Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.
А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.
Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.
Упражнение «Список правил»
1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.
2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.
3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.
Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?
Чего же ребенок ждет от родителей?
Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.
Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов:
то, что мы хотели сказать,
что сказали,
что услышал собеседник,
что он понял,
что хотел сказать в ответ,
что сказал,
что мы услышали
и как его поняли.
Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов. Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.
Как мы слушаем детей и разговариваем с ними – целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.
Игра «Передай другому».
Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.
Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить. Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать. И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?
Притча о понимании.
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все молодое поколение говорит на тарабарском.
— А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать
Игра «Пойми меня»
— Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем.
Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать.
Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.
Боль, злость, обида, чувство нелюбви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.
Одобрение, благодарность, радость.
Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.
Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.
Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки – все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.
Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.
Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».
Освоение техники «Я-высказывания»
Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.
Я хочу познакомить вас с техникой «Я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты — высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. «Я-высказывание» — это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «Я», «мне», «меня».
Давайте поиграем в переводчиков. Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.
«Ты-высказывание»
«Я-высказывание»
Почему все должна делать я? (Обида.)
Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь… (Без обиды.)
Ты всегда ужасно себя ведешь!
Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.
Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?
Ты всегда без спросу берешь мои вещи!
Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.
Ты никогда меня не слушаешь!
Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.
Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.
Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!
Источник
Тренинг для родителей детей раннего возраста
Оптимальное количество участников — 10–15 человек.
Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии.
ХОД ВСТРЕЧИ:
1. Приветствие.
Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на эту встречу, которую мы проводим в форме тренинга).
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
2. Цели и задачи тренинга, организационные моменты: режим работы.
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.
— активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
— осознание родителями особенностей психофизического развития детей
Предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей.
На этой нашей встрече мы поработаем над некоторыми очень важными моментами нашего взаимодействия с детьми.
3. Принятие норм и правил групповой работы
• Право на собственное мнение
• Регламент высказывания
• Конфиденциальность
• Добровольность участия
• Высказывание по одному
• Правило «здесь и сейчас»
4. Знакомство.
Упражнение «Нас с вами объединяет…»
Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку ( мяч, мягкая игрушка), ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и закончить следующее предложение: : « Я думаю, нас с вами объединяет…» ( либофразу «Мой ребенок…»)
Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.
5. Основная часть.
Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е.О. Смирнова отмечает:
«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».
А.
Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку,
Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)
Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.
Б.
Упражнение «Погружение в детство»
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
— Удалось ли окунуться в детство?
— Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
— Что для вас значит «надежное плечо»?
— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
— Что хотелось сделать?
В.
Психолог: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Г.
Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.
Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.
Тест “Можно и нельзя”
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
Наказание невозможно | Наказание возможно | |
Ребенок болеет | o | o |
Перед сном | o | o |
Сразу после сна | o | o |
Во время еды | o | o |
Во время занятий | o | o |
Во время игры | o | o |
Непосредственно после душевной или физической травмы | o | o |
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается | o | o |
Воспитатель находится в плохом настроении | o | o |
После выполнения теста проводится его обсуждение:
— Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.
Оставшаяся часть в качестве “памятки” может использоваться в работе.
Д.
Психолог: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
6. Подведение итогов работы. Рефлексия.
— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?
— Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?
— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?
Источник