Тренажер для развития моторики рук ребенка

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.
(В тексте приведены ссылки для справки).
Игры для детей 0+
♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;
♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.
Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.
♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.
♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!
♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.
♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.
♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.
♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.
‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!
Игры для детей 2+
♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.
♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.
♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.
♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).
♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.
РЕКОМЕНДУЕМ
♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.
♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.
♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.
Игры для детей 4+
♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.
♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.
♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.
РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.
♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.
Способствуют развитию мелкой моторики:
♥ Игры с прищепками (в Май-Шопе, в Лабиринте, Алиэкспресс).
♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.
♥ Наклеивание мелких наклеек.
♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.
♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.
♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.
♥ Оригами.
♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.
♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.
♥ Эспандер (в Май-Шопе).
♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.
♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.
♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).
Тренажеры для развития мелкой моторики
Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).
Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)
С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.
Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики
Шнуровки.
Манипуляции с пуговицами и молнией.
Плетение.
Игры с прищепками.
Книги по развитию мелкой моторики
Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).
Рабочие тетради по развитию мелкой моторики
Издательство «Я могу»:
Издательство «Проф-Пресс»:
Издательство «Клевер Медиа Групп»:
Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей
Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!
Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.
Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!
Источник
Тренажеры и их использование в разных возрастных группах.
Виды движения и действий
Тренажеры
Группа
Рекомендации
1. Отработка силы нажима пальцами
1. Выпуклые кнопки, например, звонка
2. Тренажер с несколькими «тугими» кнопками разного цвета
— муз. телефон
— муз. книги
— рули
— будильник с кнопкой
— муз. пианино
— духовые инструменты
— тетрис
— клавиатура
3. Выключатели
— настольная лампа
-фонарик
4. Пульты
Мл.
Мл. ср.
Мл. ср
Мл. ср.
Ср., ст., под
Ст. под.
Ср. ст. под.
На тренажере найти пальчиком кнопку и нажать на нее так, чтобы раздался звуковой сигнал.
Удерживать ее некоторое время.
Ребенку предлагается по очереди нажимать на все кнопки, результат подкрепляется световым сигналом. Затем ребенку можно предложить нажать кнопку определенного цвета.
По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат нажатия подкрепляется звучанием разных мелодий.
Включить и выключить свет, нажав на выключатель одним, несколькими пальцами, сначала по показу, затем самостоятельно.
Аналогичное задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата подкрепляются световым сигналом.
Нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить нажать кнопку с определенной цифрой.
2. Отработка действий большого и указательного пальцев
1. Шариковые ручки (раскрутить и закрутить)
Пробки от бутылок
2. Шпингалет
3. Шпингалет-кнопка
4. Прищепка
— развешивание кукольной одежды
— канцелярская мал.
5. Выключатель на шнурке
6. Пружинки
Игра-пружинка
7. Резинки
8. Вкручивание и выкручивание шурупа
9. Мелкий бросовый материал
— бусинки
— семена
— фасоль
— трубочки для коктейля(разрезанные)
10. Мозаика
— крупная
— мелкая
11. Пипетка, пинцет
Ср, ст. под.
мл
Мл. ср.
Ст. под.
Мл. ср.
Ст., под.
Ст., под.
Ср, Ст. под.
Под.
Ср. ст. под.
Ср. ст. под.
мл
Мл.
Ср. ст. под.
Ср. ст. под.
У ребенка в руках шариковая ручка; предложить ее сначала раскрутить двумя пальцами (показать), затем закрутить. Ручки могут быть разного цвета. После этого можно предложить нарисовать дорожки разного цвета.
Открыть и закрыть шпингалет. Движение осуществляется двумя пальчиками, предварительно действие показать.
Открыть дверь, нажав на кнопку шпингалета указательным пальцем, а закрыть его двумя пальцами.
Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок.
На каждый ударный слог стихотворения ребенок делает одно соответствующее движение:
Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину веревку.
(движение совершаются двумя пальцами).
Ребенку предлагается двумя пальчиками, ухватив шнурок, включить (выключить) светильник.
Предлагается двумя пальчиками сжать пружинку потом, отпустив её, посмотреть, как далеко она улетела.
Ребенку надевают резинку на два пальчика и просят разжать пальчики, показав, какой он сильный. Резинки могут быть разного цвета.
Двумя пальчиками сначала вкручивать шуруп, потом его выкручивать.
Двумя пальчиками собирать в корзинку рассыпанные бусы. Сортировка семян. Рисунок из фасоли.
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки
Собрать картинку из мозаики двумя пальчиками.
Пипеткой переливать воду, пинцетом перекладывать мелкие предметы
3. Отработка действий трех пальцев
1. Замок с ключом
2. ложка, совок
Ср, Ст. под.
Мл. ср.
Предложить ребенку тремя пальчиками взять ключ и вставить в замок. Начинать нужно с большого ключа и замка, а заканчивать маленьким ключиком и замком с фигурной скважиной. При необходимости демонстрировать действие.
Замки использовать навесные и внутренние. Результат подкрепляется любым стимульным материалом.
Поворачивание ключа в скважине тремя пальчиками, открывание и закрывание замка.
Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, или предложите ему вылавливать из воды по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку
4. Отработка действий всех пальцев
5. Отработка действий двумя руками
2. Ручка дверная, вращающаяся:
— круглая,
— многоугольная,
— фигурная
3. Крышка с
резьбой
4. Лампочки с патроном
(Игра)
5. Резиночка
6. Карандаш, шарики
1 Пуговицы
— большие
Маленькие
Круглые
Овальные
Треугольные
2. Молнии
3. Веревки, шнурки для завязывания, развязывания узлов
Толстые
тонкие
4. Ленты, шнурки, веревочки и т.п. для завязывания бантов
5. Крючок-петля,
кнопка, застежка – липучка
6. Гайка – болтик
7. Шнуровки разных видов
— игры- шнуровки
8. Ремешки с разными способами застегивания, расстегивания
9. Бусы на шнуровке
мелкие
10. Конструктор
— крупный
— мелкий
11. разноцветные скрепки
мл
Мл.
Мл.
Ст. под.
Ср. ст. под
Ст. под.
мл
Ср. Ст. под.
мл
мл
ср, ст, под.
Ср. ст. под.
Ср. ст. под.
Мл.
Ст. под.
Мл. ср.
Ср, Ст. под.
Ср. ст. под.
мл
Мл.
Ср. ст. под.
Открывание и закрывание двери сначала с круглой ручкой, затем с многоугольной фигурной ручкой.
Заранее поместить в банку игрушку и закрыть ее крышкой, попросить ребенка достать из банки игрушку.
Предложить ребенку взять лампочку только пальчиками и вкрутить (выкрутить) ее в патрон или выкрутить из патрона, если необходимо предварительно показать действие.
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой
Начинать работу следует с больших пуговиц круглой формы. Закреплять навык следует во время одевания на прогулку
Работа начинается с того, что сначала в обе руки берем две разъемные части молнии и вставляем одну часть в другую. Затем одной рукой придерживаем, а другой застегиваем или расстегиваем (при необходимости показываем действие).
Объяснить: чтобы завязать узелок работаем обеими руками; берем две нитки (тесемки, ленты и т.д.) переплетаем и тянем концы в разные стороны (при необходимости нужно показать действие. При развязывании узлов показ действия сопровождается объяснением).
При работе с данным тренажером показ сопровождается объяснением. Работаем одновременно двумя руками. Закрепляем при завязывании бантика на ботинке.
Работа начинается с объяснения того, что нужно работать двумя руками (объяснить, что застегивание, кроме крючка, требует усилия, необходимо сверху надавить на кнопку.
Объяснить, что сначала нужно соединить гайку с болтиком, а потом вращательным движением (показ с объяснением) закрутить гайку на болтике.
Работу с данными тренажерами необходимо начинать с самых простых вариантов, используя более крупные отверстия и плотные шнурки. Постепенно отверстия для шнуровки уменьшаются, используются более тонкие и мягкие шнурки.
Работаем двумя руками. Одной рукой держим ремень, другой вставляем ремень впряжку и протягиваем его, затем закрепляем его, вставив в отверстие гвоздик, и еще раз протягиваем его в пряжку. Закрепляем во время одевания и раздевания на прогулку.
Работаем двумя руками: левой рукой держим бусину, а правой рукой продеваем шнурок. Задание можно усложнить, изменив цвет, размер бус и шнурка, длину шнурка и форму бус.
Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.
Повышение мускулатуры рук с помощью эспандеров
- звуковой эспандер
- поролоновый шарик
3.малый мяч резиновый
4.малый мяч пластмассовый
5.цилиндр малый 3 см
6. цилиндр большой 7см
7. палочка деревянная
8. кольцо диаметр 12-15 см пластмассовое
9. кольцом диаметр 4 см деревянное
10. эспандер пружинный
11. летающая тарелка
12. массажер пупырчатый
Мл.
Все группы
Все группы
Все группы
Ср. под.
Ср. под.
Все группы
Ст. под.
Ст. под.
Ст. под.
Ст. под.
- сжимание и разжимание эспандера пальцами (поочередно правой, левой рукой,
одновременно двумя руками); - поочередное сжимание и разжимание эспандера пальцами (указательным и большим, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим).
сжимание и разжимание шарика пальцами;
- катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки
— прокатывание шарика между ладошши вверх-вниз (при разном положении рук:
шкальном, горизонтальном).
- прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;
- сжимание мяча пальцами рук;
- стоя на коленях, прокатывание мяча круговыми движениями правой и левой рукой;
- катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;
- вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;
- перебирание мяча кончиками пальцев;
- прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев к локтю и обратно;
— прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями (сидя на полу, ноги расставлены).
упражнения те же, что и с малым резиновым мячом.
— прокатывание цилиндра между ладонями вверх-вниз;
- прокатывание цилиндра от себя к себе, стоя на коленях;
— нажми на кнопочку» — зажать цилиндр правой и левой рукой;
- удерживание цилиндра с двух сторон пальцами обеих рук, стоя на коленях;
- зажимание цилиндра в кулаке (поочередно каждой рукой);
- прокатывание цилиндра по руке от кончиков пальцев до локтя и обратно;
- нажимание на стоящий впереди цилиндр поочередно каждым пальцем,
- прокатывание цилиндра вперед-назад правой и левой рукой (сидя на полу);
- вращение цилиндра пальцами правой руки на левой ладони, пальцами левой руки
— повороты цилиндра вправо и влево на различных плоскостях и в разных направлениях
прокатывание между ладонями вверх вниз и вперед назад
-перехват палочки кулачками вверх-вниз
-на столе раскатываем тесто
-прокатывание палочки от себя к себе обеими руками
-игра на дудочке
-прокатывание палочки по руке, от кончиков пальцев до предплечья
— вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки
(кольцо лежит на столе, полу);
- выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
- вращение кольца на запястье левой руки пальцами правой руки;
- вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре);
- вращение кольца, надетого на запястье, энергичным движением кисти;
прокатывание кольца, перебирая пальцами
- вращение кольца вправо и влево, перебирая пальцами;
- вращение кольца вправо и влево, зажатого в кулаке;
- вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки (кольцо лежит на столе, на полу);
- выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
- вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре); прокатывание кольца, перебирая пальцами
— сжимание и разжимание эспандера , зажатого в кулаке
-пальцами
— прокатывание тарелки по полу, не отрывая от неё рук;
— прокатывание с отрывом рук от тарелки;
— тарелка на двух ладонях — подбрасывать её вверх и ловить двумя руками;
— подбрасывать тарелку вверх, перебрасывая ее с одной руки на другую;
— зажать тарелку между ладонями, подбросить вверх, разъединив ладони, а затем
поймать,
1. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Л.И. Моулрот, Л.А. Ремезова
Воспитатель: Медведева Л.Н.
Источник