Требования к возрастному развитию ребенка
ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Содержание:
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕН-КА
3. Вопросы для самопроверки.
4. Домашнее задание
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
Правильные варианты ответов
Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)
Правильные ответы:
физическое развитие — 6-12 лет
эмоциональное/ социальное развитие — 4-6 лет
Интеллектуальное развитие — 4-6 лет
Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других
Правильные ответы:
физическое развитие — 2-3 года
эмоциональное/ социальное развитие — 14-24 месяца
Интеллектуальное развитие — 2-3 года
2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
НАЛИЧИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УХОД, ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СОБСТВЕННУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗНАКОМЫЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА
ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСАНИИ, КОНТАКТЕ «ГЛАЗА В ГЛАЗА», УЛЫБКЕ, «ГУЛЕНИИ», РЕАКЦИЯХ НА ЗНАКОМЫЕ СИТУАЦИИ, УДОВОЛЬСТВИИ ОТ КУПАНИЯ, УХОДА ЗА НИМ, ПОЗЖЕ — В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТАМИ, РАЗЛИЧЕНИИ СВОИХ И ЧУЖИХ, ЛЕПЕТЕ
САМ ЕСТ, КОНТРОЛИРУЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПОМОГАЕТ В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ, ИГРАЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ, ПОНИМАЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И ПРОШЛЫМ, УМЕЕТ ОТЛОЖИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ НА БУДУЩЕЕ (МОЖЕТ ПОДОЖДАТЬ).
НАЧИНАЕТ ОВЛАДЕВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С ВЗРОСЛЫМ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, ВОЗНИКАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ; РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА И СТРЕМЛЕНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛЫХ.
В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ДОВЕРИИ И СИМПАТИИ К БЛИЗКИМ, В ПОТРЕБНОСТИ В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО, ОБЩЕНИИ С НИМ ПО ПОВОДУ ИГРУШЕК, ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ; В НАЧАЛЬНОМ УМЕНИИ ВЕЖЛИВО СЕБЯ ВЕСТИ; УМЕНИИ СЛУШАТЬ ВЗРОСЛОГО, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБУ, ПОРУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.
РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ, САМ РАЗДЕВАЕТСЯ И ОДЕВАЕТСЯ, НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ, ЛЮБИТ ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПЕРЕОДЕВАНИЕМ. ЗНАЕТ ПОНЯТИЯ «ПО ОЧЕРЕДИ», «ДЕЛИТЬСЯ», «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ». ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ. ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ
ДЕЙСТВУЕТ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЗАЩИЩАЕТ МЛАДШИХ И ЖИВОТНЫХ, УЧАСТВУЕТ В СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ИГРАХ; ИМЕЕТ ОБШИРНЫЙ ЗАПАС СЛОВ, РАССКАЗЫВАЕТ ДЛИННЫЕ ИСТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ, ЧТОБЫ ИЗОБРЕТАТЬ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПО ОЧЕРЕДИ, СПОРИТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ; ПРОВОРНО ЛАЗАЕТ, ИЗОБРЕТАЕТ ТРЮКИ, ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ.
ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОЗНАЕТ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИХ. ЗАМЕЧАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРОЯВЛЯЕТ ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ; МОЖЕТ ВХОДИТЬ В УСТОЙЧИВЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЕТ В ОБЩЕНИИ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГРУСТЬ И Т. П. В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИНТЕРЕСЕ, ВНИМАНИИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩИМ, В ИСКРЕННЕМ ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, В ПОНИМАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ («Я ХОРОШИЙ»).
ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ.
ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ (ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ КАК «ДОЛЖЕН»), ОН ИСПЫТЫВАЕТ ГОРДОСТЬ И ГНЕВ. ОН ЗНАЕТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, У НЕГО НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРИВЫЧКА ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СТИМУЛИРУЕТ ЕГО К НОРМАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
В БОРЬБЕ «ХОЧУ» И «НАДО» ОСОЗНАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА «НАДО».
ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЗНАЕТ О СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОЛУ И СТАРАЕТСЯ УТВЕРДИТЬСЯ В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ.
ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПОНИМАЕТ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ; СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШО ДЕЙСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И СВЕРСТНИКОВ; ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
СВОБОДНО ВЫРАЖАЕТ СВОИИ ЖЕЛАНИЯ, АКТИВЕН, ГОТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЕН К ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ.
ПРИ ПРАВИЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНОК ОСТОРОЖЕН, ИЗБЕГАЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗНАЕТ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В НЕЗНАКОМОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПРОЯВЛЯЕТ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.
ИМЕЕТ ЗАВЫШЕННУЮ САМООЦЕНКУ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СВОБОДНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СФЕРЫ.
ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОТСТАИВАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВНИМАНИЕ!!!
ИТАК, К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РЕБЕНОК:
- ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАЕТ, КАКОЕ МЕСТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЗАНЯТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ — СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ;
- УМЕЕТ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ, С РОВЕСНИКАМИ И ПОСТОРОННИМИ ВЗРОСЛЫМИ;
- ПОНИМАЕТ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ПО ПОСТУПКАМ, У НЕГО РАЗВИТА СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
- ПОНИМАЕТ, ЧТО МОТИВУ «Я ДОЛЖЕН» ПОЛАГАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАТЬ НАД «Я ХОЧУ»;
ВАЖНЕЙШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС, КАК УСТРОЕНЫ ВЕЩИ И КАК ИХ МОЖНО ПРИСПОСОБИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ.
ГЛАВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕТИ УЧАТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА И СЕБЯ, ОЦЕНИВАТЬ, УСВОЕНО ИЛИ НЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ И ПОСТОЯННОЕ, А НЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ЕГО ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ БЫ УВЛЕКАЛ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ САМАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЙ ОН СТРЕМИТСЯ ОВЛАДЕТЬ. ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕБЕНКУ. ЕЕ НАЛИЧИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕЛОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.
ОСОБЕННО ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ И РАБОТА ДЛЯ НЕГО — ПРОСТО НЕПРИЯТНАЯ ПОВИННОСТЬ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ПОД УСИЛЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ТО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАВНО НУЛЮ (ЕСЛИ НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ) — РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ НЕЕ, ЗАБЫТЬ О НЕЙ.
РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ТРУДУ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.
ИГРА — ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.
ДЕТИ ПРИУЧАЮТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, В НИХ НАХОДИТ ВЫХОД НЕУЕМНАЯ ТЯГА ДЕТЕЙ К ДВИЖЕНИЮ, К СОРЕВНОВАНИЮ. ИГРА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЙ, ЕЩЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, КОГДА В НЕЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫЙ.
С 7 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБРАЗУЮТ ОДНОРОДНЫЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ГРУППЫ СО СВОИМИ РИТУАЛАМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ГРУППОЙ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ. У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ С ВЗРОСЛЫМ СВОЕГО ПОЛА.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — ЭТО ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ.
ДОСТИЖЕНИЕ «ВЗРОСЛОЙ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ», ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗВИТИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРИЗНАНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
ПОДРОСТКУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЗА НИМ ПРИЗНАЛИ НЕ ТОЛЬКО «ВЗРОСЛЫЕ» ОБЯЗАННОСТИ, НО И «ВЗРОСЛЫЕ» ПРАВА.
СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОСТКА К ЗАНЯТИЮ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, БОЛЕЕ «ВЗРОСЛОЙ» ПОЗИЦИИ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ (РОДИТЕЛЯМИ, ЗАМЕНЯЮЩИМИ ИХ ЛИЦАМИ) — ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.
ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ЗАМЕЩАЕТСЯ ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.
В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) И ВХОЖДЕНИЕ В ГРУППУ СВЕРСТНИКОВ. В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТОК ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ.
МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ И К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ), ЛИБО УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС.
ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ОПРОБОВАТЬ ВЗРОСЛОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВОИ БУДУЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ.
ПОДРОСТОК ОСОЗНАЕТ СВОЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, Т.Е. ОТ ДЕТСКОГО ПРОШЛОГО ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕБЯ В БУДУЩЕМ.
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЫБОРЫ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ).
РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА
В 10-11 ЛЕТ У ПОДРОСТКА ПРЕОБЛАДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В САМООЦЕНКЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕУМЕНИЕМ ОЦЕНИТЬ СЕБЯ, МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО СВОИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ.
В 12-13 ЛЕТ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ СЕБЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЗАВИСЯЩИМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ОЦЕНОК ОКРУЖАЮЩИХ, ОСОБЕННО СВЕРСТНИКОВ. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ЧЕРТЫ СОБСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
В 14-15 ЛЕТ ВОЗРАСТАЕТ КРИТИЧНОСТЬ К СЕБЕ.
ФОРМИРУЕТСЯ «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ»: ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ, ДОВЕРИИ, ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЯ ОГРАДИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВОИ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.
ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГЛУБОКИМИ ЗНАНИЯМИ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ЛИБО ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ!!!
ЗАДАЧА ВОЗРАСТА — ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ ВСЕ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О СЕБЕ, ЧЕМ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОПРИНЯТИЕ,
- РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ,
- РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
ПРИЧИНОЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОГУТ БЫТЬ КАК ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПО ИНТЕРЕСАМ, ТАК И ВНУТРЕННИЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОДЕРЖАНИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:
- ВЫБОР УЧЕБЫ, ТРУДА, ДРУГА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И Т. Д.;
- ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК — ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖА, ОТЦА, ЖЕНЫ, МАТЕРИ;
- СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ.
РЕЗУЛЬТАТОМ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ СВЯЗАТЬ СЕБЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ «ЛЮБИТЬ И РАБОТАТЬ».
ЮНОШИ ЗАМЕНЯЮТ КОЛИЧЕСТВО ДРУЗЕЙ КАЧЕСТВОМ БЛИЗКОЙ ДРУЖБЫ С НЕМНОГИМИ СВЕРСТНИКАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ИХ ЦЕННОСТИ. ДРУЖБА УЧИТ СОИЗМЕРЕНИЮ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ЖЕЛАНИЙ, ПЛАНОВ С ПОСТУПКАМИ, ЖЕЛАНИЯМИ И ПЛАНАМИ ДРУГОГО, ЗАБОТЕ И ЧУТКОСТИ. ЛЮДИ, НЕ ИМЕВШИЕ ПОДОБНОГО ОПЫТА, НЕРЕДКО НЕУДАЧЛИВЫ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОНИ НЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.
ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. РЕБЯТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАЕТ ВНЕШНОСТЬ И БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.
ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И КАЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО ПОДЧИНЯТЬСЯ НОРМАМ, ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ, ДАЮТ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ:
- ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СПОСОБНОСТЬ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
- ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К БЫТОВОМУ ТРУДУ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СУММОЙ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
- ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ И УВЕРЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.
ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ, ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
- СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ;
- СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮ-ЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ВЗАИМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ;
- УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
- ГОТОВНОСТЬ СОВЕРШАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ В ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;
- ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ;
- УМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 3-М ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ — №2, 5 баллов
2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 4 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ — №2, 5 баллов
3.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНОК ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 6 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ — №2, 5 баллов
4.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 6 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ — №3, 5 баллов
5.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО
1 ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ — №3, 5 баллов
6. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕОБРЕТАЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
1 ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ — №2, 5 баллов
7. ПОДРОСТОК МОЖЕТ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ, ЕСЛИ
1 ВЗРОСЛЫЙ ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА
2 ПОДРОСТОК ЗНАЕТ СВОИ ПРАВА
3 ВЗРОСЛЫЙ ПРИЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ
Ключ:
Правильные ответы — №2, 3. За каждый правильный ответ оценка — 5 баллов.
8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАДАЧЕЙ РАЗВИТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПО-ЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ ГРУППОЙ СВЕРСТНИКОВ
1 ОТ 16 ДО 18 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ — №3, 5 баллов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА НА ЕГО ВХОЖДЕНИЕ В НОВУЮ СЕМЬЮ»
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С МАТЕРИАЛОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ТАБЛИЦЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ, НОВЫЕ ЗВУКИ, ЗАПАХИ, ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОМЕЩЕНИИ
2 «ЦЕПЛЯНИЕ» ЗА ВЗРОСЛОГО
3 СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
2. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС-ТА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 «ЦЕПЛЯНИЕ» ЗА ВЗРОСЛОГО
2 ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ
3 СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
3. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О НОВЫХ И СТАРЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
2 ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ
3 «ЗОВ КРОВИ»
Источник
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
Правильные варианты ответов
Случай 1. Наташа, 15 лет — пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)
Правильные ответы:
Физическое развитие — 6-12 лет
Эмоциональное/ социальное развитие — 4-6 лет
Интеллектуальное развитие — 4-6 лет
Случай 2. Миша — 5 лет — очень подвижен, разбирает простые предметы и собирает их, проявляет негативизм, стадия слова «нет», начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других
Правильные ответы:
Физическое развитие — 2-3 года
Эмоциональное/ социальное развитие — 14-24 месяца
Интеллектуальное развитие — 2-3 года
2. Новый материал требования к возрастному развитию ребенка
Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.
Познакомьтесь, пожалуйста, с потребностями детей различного возраста и показателями возрастного развития
Ребёнок до года.
Основные потребности
Наличие привязанности к родителям или замещающим лицам, индивидуальный уход, ощущение безопасности, включающей собственную принадлежность, стабильность личных взаимоотношений, знакомые условия обитания, возможность учиться на собственном опыте.
Социальное поведение ребенка до года
Выражается в сосании, контакте «глаза в глаза», улыбке, «гулении», реакциях на знакомые ситуации, удовольствии от купания, ухода за ним, позже — в манипулировании предметами, различении своих и чужих, лепете
Ребёнок к 3-м годам
Сам ест, контролирует физиологические процессы, помогает в домашней работе, играет с другими детьми, демонстрирует привязанность к младшим братьям и сестрам, понимает различия между настоящим и прошлым, умеет отложить желаемое на будущее (может подождать).
Начинает овладевать элементарным сотрудничеством с взрослым, нуждается в общении с взрослыми и сверстниками, начинает проявлять инициативность, самостоятельность, независимость, верить в свои возможности, у него появляется потребность действовать самому, возникают элементы волевого поведения; развивается самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых.
В практическом поведении это выражается в доверии и симпатии к близким, в потребности в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним по поводу игрушек, действий с ними; в первоначальных представлениях что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя; в начальном умении вежливо себя вести; умении слушать взрослого, выполнять просьбу, поручение взрослого.
Ребёнок к 4-м годам
Ребёнок уже умело самостоятельно ест, сам раздевается и одевается, независим и упрям до дерзости, любит игры с воображаемыми ситуациями, переодеванием. Знает понятия «по очереди», «делиться», «прошлое, настоящее и будущее». Постоянно задает вопросы. Понимает значительно больше слов, чем использует.
Ребёнок к 5-ти годам
Действует в согласии с другими, демонстрирует чувство юмора, защищает младших и животных, участвует в сложных групповых играх; имеет обширный запас слов, рассказывает длинные истории, постоянно задает вопросы, нуждается в обществе сверстников, чтобы изобретать, делать что-то по очереди, спорить и договариваться; проворно лазает, изобретает трюки, прыгает и скачет.
Ориентируется в человеческих отношениях, осознает отношение к себе окружающих. Замечает изменение эмоционального состояния людей, проявляет внимание, сочувствие; может входить в устойчивые игровые объединения детей, выражает в общении и совместной деятельности радость, восторг, грусть и т.
В практическом поведении это выражается в интересе, внимании и доброжелательном отношении к окружающим, в искреннем выражении своих чувств, в понимании эмоционального состояния людей, в положительном отношении к собственной личности («я хороший»).
Ребёнок к 6-ти годам
Хочет быть признанным.
Возникает такое нравственное чувство как совесть (выражается в поведении как «должен»), он испытывает гордость и гнев. Он знает нормы поведения, у него начинает складываться привычка хорошо себя вести. Стремление к самоутверждению стимулирует его к нормативному поведению.
В борьбе «хочу» и «надо» осознается необходимость выбора «надо».
Шестилетний ребенок уже знает о своей принадлежности к определенному полу и старается утвердиться в своей позиции.
Ребёнок к 7-ми годам
Проявляет доброту и заботу, оказывает помощь, может сам попросить о помощи, хорошо ориентируется в новой обстановке, понимает разный характер отношения к себе, понимает эмоциональные состояния окружающих; способен управлять своим поведением, хорошо действует в обществе, как взрослых, так и сверстников; проявляет чувство собственного достоинства; стремится занять в обществе подобающее место, адекватно оценивает себя в сравнении с другими людьми.
Свободно выражает свои желания, активен, готов к деятельности, способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний.
При правильном социальном развитии ребенок осторожен, избегает экстремальных ситуаций, знает, как себя вести в незнакомой обстановке, проявляет разумную осторожность.
Имеет завышенную самооценку, что позволяет ему свободно осваивать новые сферы.
Обладает чувством собственного достоинства, отстаивает собственную позицию.
Внимание!!!
Итак, к концу дошкольного детства ребёнок:
- осознает свою половую принадлежность, свое место среди людей, знает, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем — стать школьником;
- умеет строить отношения с родственниками, с ровесниками и посторонними взрослыми;
- понимает, что его оценивают по поступкам, у него развита способность анализировать свое поведение;
- понимает, что мотиву «я должен» полагается преобладать над «я хочу».
Важнейший итог развития дошкольника — психологическая готовность к школьному обучению.
Ребёнок в возрасте от 7-ми до 11-ти лет
Обостряется интерес, как устроены вещи и как их можно приспособить к чему-нибудь.
Главной является учебная деятельность. Дети учатся контролировать друг друга и себя, оценивать, усвоено или нет то или иное учебное действие.
При общении детей между собой развиваются такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого.
Очень важно обеспечить реальное и постоянное, а не эпизодическое включение ребенка в процесс самообслуживания, осуществляя его подготовку к самостоятельной жизни.
Не менее важно создать условия для организации творческого труда ребенка, который бы увлекал его своим содержанием, процессом работы и конечным результатом.
Это может быть самая разнообразная деятельность, привлекательная для ребенка, которой он стремится овладеть. Инициатива в выборе и осуществлении этой деятельности принадлежит ребенку. Ее наличие способствует развитию умелости и компетентности, повышает самооценку ребенка.
Особенно важно сформировать у ребенка интерес к результатам своего труда. Если этого нет и работа для него — просто неприятная повинность, которую он выполняет только под усиленным контролем, то ее воспитательное значение равно нулю (если не отрицательной величине) — ребенок стремится поскорее отделаться от нее, забыть о ней.
Решающее условие воспитания у ребенка любви к труду: личный пример взрослых, их отношение к делу.
Игра — это способ принять участие во взрослой жизни.
Особое значение имеют игры с правилами.
Дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
Игра способствует выявлению творческих возможностей, в них находит выход неуемная тяга детей к движению, к соревнованию. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной, когда в ней принимает участие взрослый.
С 7 лет начинается второй этап полоролевой социализации. Мальчики и девочки образуют однородные по половому признаку группы со своими ритуалами и нормами поведения. Отношения с противоположной группой часто принимают характер противостояния. У мальчиков и девочек появляется насущная потребность в эмоциональной близости с взрослым своего пола.
Подростковый возраст
Подростковый возраст — это период между детством и взрослостью.
Достижение «взрослой ответственной позиции», прежде всего, связано с развитием самостоятельности.
Развитие стремления к самостоятельности возможно только при признании со стороны взрослых возможности подростка действовать самостоятельно!!!
Подростку необходимо, чтобы за ним признали не только «взрослые» обязанности, но и «взрослые» права.
Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более «взрослой» позиции накладывает отпечаток на его отношения с взрослыми (родителями, заменяющими их лицами) — происходит ослабление эмоциональных связей.
Преобладающее влияние семьи замещается влиянием группы сверстников.
В связи с этим происходит постепенное освобождение от опеки родителей (лиц, их заменяющих) и вхождение в группу сверстников. В группе сверстников подросток хочет получить признание, быть принятым.
Меняется отношение и к учебной деятельности.
Либо осуществляется переход на новый, более высокий уровень (раскрывается смысл учебной деятельности как самообразование и самосовершенствование), либо утрачивается интерес.
Подросток начинает опробовать взрослое поведение, свои будущие взрослые роли.
Подросток осознает свою временную перспективу, т.е. от детского прошлого до представлений себя в будущем.
Осуществляет выборы (выбор профессии, полового поведения, жизненных ориентиров).
Развивается самооценка.
В 10-11 лет у подростка преобладают отрицательные оценки, и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценить себя, может анализировать только свои отдельные поступки.
В 12-13 лет общее положительное отношение к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Пытается понять черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.
В 14-15 лет возрастает критичность к себе.
Формируется «чувство взрослости»: потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых. Формируется система ценностей.
Подросток стремится к овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области.
Жизненно необходимо расширение зоны самостоятельности!!!
Юношеский возраст
Задача возраста — личностное и профессиональное самоопределение.
Старшеклассники при оценке себя и окружающих все больше начинают зависеть от накопленных знаний о себе, чем от мнения других людей.
Профессиональное становление предполагает:
- развитие уверенности в себе и самопринятие,
- развитие положительного отношения к миру и принятие других,
- развитие самостоятельности, автономности, мотивации самосовершенствования.
Причиной неправильного выбора профессии могут быть как внешние обстоятельства, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неправильным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии должен происходить на основе осознания своих склонностей и способностей.
Жизненное самоопределение включает:
- Выбор учебы, труда, друга, образа жизни, места жительства и т. Д.;
- Оказывает влияние на формирование положительных семейных установок — желание иметь собственную семью, детей, выполнять социальные роли мужа, отца, жены, матери;
- Способствует усвоению необходимых навыков.
Результатом жизненного самоопределения является готовность связать себя конкретными обязательствами «любить и работать».
Юноши заменяют количество друзей качеством близкой дружбы с немногими сверстниками, разделяющими их ценности. Дружба учит соизмерению своих поступков, желаний, планов с поступками, желаниями и планами другого, заботе и чуткости. Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личной жизни, они не могут научиться взаимопониманию.
Появляются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Ребят меньше занимает внешность, и больше интересуют качества личности и планы на будущее.
Общение с взрослыми помогают сформировать способности строить отношения с окружающими, разбираться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе, дают знания, необходимые для будущей самостоятельной жизни.
Большую роль в юношеском возрасте начинает играть:
- трудовая деятельность
- способность вести самостоятельную жизнь
- подготовленность к бытовому труду, которая предполагает овладение необходимой суммой знаний и практических умений и навыков.
- здоровый образ жизни, ответственное и уверенное отношение к собственному телу и физическому здоровью.
Готовность к самостоятельной жизни предполагает достижение зрелости, основными показателями которой являются:
- стремление к самосовершенствованию и самореализации;
- способность устанавливать отношения, предполагаю-щие долгосрочные обязательства и взаимную преданность при сохранении внутренней независимости;
- умение принимать на себя ответственность за последствия своих действий;
- готовность совершать усилия для достижения своих целей, основанная на уверенности, что очень многое в жизни зависит от собственных усилий и способностей;
- ориентация на себя при принятии решений;
- умение видеть разные возможности и поступать в зависимости от сложившейся ситуации.
Домашнее задание: «Влияние возраста ребенка на его вхождение в новую семью»
Познакомьтесь, пожалуйста, с материалом, представленным в таблице
Младенец (возраст ребенка от 0 до года) | До 6 месяцев помещение ребенка в новую семью может пройти достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с теми, к кому он привязан, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва привязанности. Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 месяцев). Страх является показателем, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к разлуке с тем, к кому он привязан и временно снижаются возможности для формирования новой привязанности. Ребенок негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей и т. Д. Проблемы могут возникать и в интеллектуальной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни. |
Дети от 1 года до 3 лет | У этих детей отделение от тех, к кому он привязан, может проявляться либо в «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в новую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого из него делали «козла отпущения», этот стереотип он будет пытаться перенести и в новую семью и провоцировать ее обращаться с ним как с «козлом отпущения». Новая семейная роль может вызвать у него протест. Появление старших и / или младших братьев и сестер также может быть для него неожиданным. При помещении в новую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с «переводчиком», с тем, кто «лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты и соответствующим образом реагировал на них». Если в семье существует тайна усыновления ребенка, то лучше сказать ему об этом сейчас. Но лучше всего в ситуации, в которой участвуют и другие усыновленные дети, для которых это не является тайной. |
Дошкольный возраст | В этом возрасте дети считают, что смена семьи — результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Особенно важна проработка его чувства «вины». Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается, что он не виноват, что покинул родную семью. Однако утверждение, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить, что произошло, в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возмож? |