Требования к среде развития ребенка
Среда развития ребенка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные -витальные — потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям — познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием — игро-
вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы определяют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.
Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестациидошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
Дата добавления: 2015-02-15; просмотров: 943; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11099 — | 7478 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Почему
же требования к развивающей среде
являются компонентом
государственного образовательного
стандарта? Ответ на этот
вопрос связан прежде всего со спецификой
дошкольного возраста,
с
теми особенностями, которыми дошкольник
отличается от
более старших субъектов образования.
Ребенок дошкольного возраста,
как правило, еще не умеет читать. Даже
те элементарные навыки
чтения, которые складываются к концу
дошкольного возраста
у отдельных детей, не позволяют им
самостоятельно использовать
книгу. Социальный опыт и новые сведения
об окружающем
маленький ребенок получает от других
людей, в первую очередь от взрослых
(педагогов и родителей) в непосредственном
общении
с ними. Другим источником знаний,
социального опыта и развития ребенка
является среда
пребывания ребенка. Поэтому
очень
важно, чтобы эта среда была именно
развивающей.
Развивающая
среда создает благоприятные условия
для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной
деятельности: ребенок осваивает
свойства и признаки предметов (цвет,
форма, фактура), овладевает
пространственными отношениями; постигает
социальные
отношения между людьми; узнает о человеке,
животном и растительном
мире, временах года и т.д.; овладевает
миром звуков, приобщается
к музыкальной культуре; развивается
физически, познает
особенности устройства собственного
организма; экспериментирует
с цветом, формой, создает продукты
собственного творчества;
приобретает полезные социальные навыки
и т.д. Иными словами,
среда
развития ребенка, обеспечивающая разные
виды его активности
(умственной, игровой, физической и др.),
становится основой
для самостоятельной деятельности,
условием для своеобразной
формы самообразования маленького
ребенка. При
этом развиваются
любознательность и творческое воображение,
умственные и художественные способности,
коммуникативные навыки (навыки общения).
Происходит развитие личности.
Разумеется,
в условиях самостоятельной деятельности
детей развивающей
среды еще недостаточно для полноценного
развития
ребенка. В педагогическом процессе
самостоятельная деятельность
ребенка обязательно сочетается со
специально организованными занятиями.
Занятия
и самостоятельная (нерегламентированная
взрослым) деятельность детей — это две
основные формы
обучения дошкольника в детском саду.
При
этом организация
занятий обеспечивается соответствующими
образовательными
программами и технологиями, а также
определенными способами
и средствами взаимодействия взрослого
с ребенком (характером
взаимодействия педагога с детьми).
3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
До
введения в действие государственных
образовательных стандартов
действуют временные (примерные) требования
к деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
Эти требования утверждены приказом
Министерства образования Российской
Федерации (приказ № 448 от 22.08.96). Раздел
этого документа
посвящен среде развития ребенка и
представлен в следующем
параграфе данного учебника.
ВРЕМЕННЫЕ
(ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Екатерина Пономарева
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Подготовила Е. К. Пономарёва — воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома.
«Требования к развивающей предмет-но-пространственной среде».
Е. К. Пономарёва — воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома.
«Требования к развивающей предмет-но-пространственной среде».
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира.
Среди нее ребенок будет жить, развиваться,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы.» Е. И. Тихеева
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»
(С. Л. Новоселова).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункцио-нальную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает макси-мальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
1слайд Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2слайд Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
3слайд-4слайд. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
5слайд Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
6слайд Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
7слайд Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
8слайд Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
9слайд Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характери-стики и принципы построения предметно – пространственной среды.
10 слайд
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.
Обеспечение возможности для исследования и научения.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потреб-ность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятель-ности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».
Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.
Принцип функциональности.
Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.
Принцип опережающего характера содержания оборудования.
Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
Принцип динамичности – статичности среды.
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:
• привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды:
• Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
• Отсутствие конфликтов среди детей;
• Наличие продуктов детской деятельности;
• Динамика развития ребенка;
• Невысокий уровень шума.
Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
• Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
• Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
• Совсем незнакомые предметы и материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда
рассматривается
как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;
включает
обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;
позволяет
педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспиты-вающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и само-деятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Источник