Траектория развития ребенка в дополнительном образовании это
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абрамова Галина Ивановна,
Педагог дополнительного образования
Детского объединения «Вокальное мастерство»
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова»
Г.Нижнекамск
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут.» (Януш Корчак)
Всем известно, что способных людей много, а одаренных единицы. А, что касается детей- то они талантливы от природы. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности. Не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности и активно их продемонстрировать.
И педагогу предстоит помочь раскрыть ребенку свои способности в чем-либо, направляя в ту область деятельности, в которой бы способности ребенка проявились с большей силой. Одаренный ребенок критически относится не только к окружающим, но и к самому себе. В нашем понимании одаренный ребенок более восприимчив к обучению и у него более выражены творческие проявления. По словам Гете — музыкальная одаренность – « есть то сущее, что не делиться на разум без остатка».
В системе дополнительного образования имеется возможность учить всех, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. На занятиях нужно, прежде всего, создать благоприятную атмосферу взаимопонимания. Педагогу необходимо стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Только творческая атмосфера позволяет передать ребенку свои чувства и переживания и все это поможет овладеть и закрепить тот или иной навык. Часто одаренные дети ставят перед собой не осуществимые цели, что приводит к эмоциональному расстройству.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, используя индивидуальные формы обучения. Большое значение в формировании и реализации индивидуального дарования имеют: собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности. Одним из факторов развития одаренности детей является индивидуальная траектория развития – это целенаправленная программа, обеспечивающая ребенку развитие и реализацию при помощи педагога. Индивидуальная траектория развития формирует и развивает творческую индивидуальность и это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка.
Задачи траектории развития:
— Формирование устойчивого интереса к пению,
— обучение выразительному пению,
— обучение певческим навыкам.
-развитие слуха и голоса детей,
— развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового чувства, музыкально — слуховых представлений.
— укрепление и сохранение психологического здоровья детей,
— приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах различного уровня),
— создание благоприятной ситуации успеха и комфортного психологического климата.
Этот образовательный маршрут ориентирован на личностное развитие и успешность одаренного ребенка – Азалии. Она пришла к нам в объединение «Вокальное мастерство» три года назад. Училась она в пятом классе и была очень эмоциональной девочкой. Азалия хотела научиться правильно и красиво петь. При прослушивании я сразу обратила внимание на то, что у нее слабый дыхательный аппарат. Ведь дыхание — это основа вокального искусства. Как сказал Мануэль Гарсия «Искусство пения — есть искусство дыхания». И поэтому предстояла большая работа в этом направлении. Еще я отметила для себя, что вялость в работе артикуляционного аппарата является причиной плохой дикции Азалии. Меня порадовал ее звуковысотный слух (чистота интонирования) и хорошо развитый ритмический слух, музыкальная память. И я поняла, что ко мне пришла ученица с признаками одаренности, которая требовала преобразования и развития. Мною были выбраны такие формы обучения, как: индивидуальное обучение (в каникулярное время) и обучение в малых группах. Для укрепления дыхательного аппарата Азалии я использую упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. А для активности и слаженности работы артикуляционного аппарата применяю речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа. На занятиях используем упражнения для правильного образования звука (звукообразование), над чистотой и точностью интонирования, над развитием вокально-хоровых навыков.
И меня радуют успехи Азалии, и ее огромное желание петь, разучивать новые песни, выступать. Обладая хорошей музыкальной памятью и слухом, она самостоятельно разучивает понравившиеся ей песни, а на занятиях мы только дорабатываем детали. Азалия выступает на всех городских и школьных концертах и конкурсах различного уровня. Азалия поет соло и в ансамбле, как в академической, так и в эстрадной манере. У нее в репертуаре много разнохарактерных произведений.
Азалия имеет много дипломом и грамот: Республиканский конкурс –«Музыкальный звездопад» — 2015 год –Диплом — 3 степени; 2016 год – Диплом — 2 степени; Всероссийский конкурс «Рассударики»-2015 год -Диплом — 2; Региональный конкурс «Созвучие- 2016» — Диплом — 1 степени.
Азалия музыкально – одаренный ребенок: музыкальная память, хороший слух, чувство ритма, хорошие вокальные данные, но не хватает артистизма при исполнении произведений и чувствуется скованность на сцене.
Для дальнейшего развития Азалии был разработан индивидуальный образовательный маршрут с целью создания условий для развития актерских навыков через знакомство с вокальной деятельностью.
Задачи:
-развить вокальную культуру (фразировка, дикция, гибкость голоса, артикуляция.)
-приобрести свободу в выражении собственных эмоций,
-раскрытие творческого потенциала,
— помочь избавиться от скованности при выступлении.
Роль родителей в реализации маршрута.
Работа с одаренными детьми будет малоэффективна без тесного контакта с родителями. Родители Азалии принимают активное участие на всех выступлениях и конкурсах, сопровождая и помогая не только своей дочери, но и другим детям (приводят в порядок сценические костюмы и прически). Отрадно видеть, как родители радуются каждому успешному выступлению, тем самым поддерживая свою дочь.
Азалия поставила перед собой такие задачи, как:
— уметь ритмично и пластично двигаться при исполнении песен,
— развивать красоту голоса,
— уметь артистично исполнять песни.
Сама Азалия верит в то, что она достигнет хороших результатов, занимаясь этим видом деятельности с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы.
Источник
ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования
2 слайд
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них — принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
3 слайд
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.
Дети различаются:
разным уровнем гибкости мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;
разным темпом усвоения знаний — одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;
в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.
Возникает сложная проблема перед воспитателем — учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение – это личностно — ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового
Слайд 4
Понятие “индивидуальная образовательная траектория
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.
деятельностный — специальные педагогические технологии.
процессуальный — организационный аспект
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
слайд 5
Слайд 6
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут
можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
5 этап завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
7 слайд
Принципы построения образовательного маршрута:
Принцип психологической комфортности
Принцип демократизации
Принцип индивидуализации
Принцип гуманизма
Принцип дифференциации и интеграции
Принцип развивающего обучения
Принцип творчества
Принцип естественной двигательной активности
8 слайд
Компоненты образовательного маршрута:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
9 слайд
Этапы создания образовательного маршрута :
Цель:
1. Выявление дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.
2. Определение причин трудностей ребенка.
Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
Этап реализации.
через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,
организацию совместная деятельность педагога с детьми,
создание условий для самостоятельной деятельности,
Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
10 слайд
Типы индивидуального образовательного маршрута
Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста
11 слайд
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— профессионализмом педагогического коллектива;
— возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
— возможностями материально-технической базы детского сада.
12 слайд
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
13 слайд
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов
Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
14 слайд
Оформление индивидуального образовательного маршрута
Источник
Елена Левина
Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей»
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
— п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.
Существует два направления индивидуализации: Развитие индивидуальных способностей детей — это первоначальное направление, заключается оно в раскрытии неповторимости детской личности. Помимо получения знаний об индивидуальных особенностях воспитанников, педагогами ДОУ создаются также воспитательные условия, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, данное направление способствует полноценному формированию личности воспитанников.
Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.
Главной задачей педагогов нашего ДОУ стала переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода: как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по разному!
В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается как линии развития заложенного потенциала ребёнка.
Построение индивидуальной траектории в работе наших педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам.
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;
– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;
– составление психолого — педагогической характеристики, так как маршрут индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей темперамента, характера, образовательных способностей, в значительной степени влияющих на поведение ребенка в различных жизненных ситуациях. Индивидуальная образовательная траектория на практике работы педагогов ДОУ составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Индивидуальная траектория характеризуется как широкий комплекс действий направленных на выбор способов, приёмов, средств обучения и реализуется по трем этапам:
-содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).
— для одарённых детей.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в нашем учреждении реализуется в нескольких этапах:
Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете в начале уч. года.
При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом либо врачом ХЦРБ).
Педагогический коллектив таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.
На перспективу данной работы, мы запланировали со следующего учебного года начать разработку бланков индивидуального образовательного маршрута для воспитанников нуждающихся в этом.
При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка, педагоги опираются на следующие принципы:
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
— принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами:
-это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.
-компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.
-дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.
Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.
Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Источник