Точки развития речи у ребенка
Что такое массаж для развития речи?
Как он поможет улучшить речь ребенка?
Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?
На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Содержание:
- Логопедический массаж. Понятие
- Требования к проведению речевого массажа
- Какой специалист назначает речевой массаж
- Показания к проведению
- Противопоказания к применению
- Массаж ладошек для развития речи
- Приемы пассивного массажа
- Приемы активного массажа
- Массаж лица для развития речи
- Массаж лба
- Массаж щек
- Массаж рта
- Массаж подбородка
- Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Логопедический массаж. Понятие
Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.
Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).
Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.
Требования к проведению речевого массажа
Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.
Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.
Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.
Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.
Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.
Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.
Какой специалист назначает речевой массаж
Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.
Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.
Показания к проведению
Показаниями к процедуре являются такие нарушения:
- ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
- дислалия (нарушение произношения звуков);
- дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
- ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).
Противопоказания к применению
Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:
- недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
- гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
- гематомы на массируемых участках;
- инфекционные раны на коже;
- эпилепсия;
- онкологические заболевания;
- туберкулез;
- болезни сосудов или капилляров;
- острые аллергические заболевания.
Массаж ладошек для развития речи
Массаж ладошек для развития речи
В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.
Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.
Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.
Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.
Приемы пассивного массажа
- «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.
- «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.
— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
- «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.
Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.
- «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.
Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.
- «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.
Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Приемы активного массажа
- «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)
- «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!
- «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
- «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Массаж лица для развития речи
Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.
Массаж лба
Массаж проводится следующим способом:
- поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
- разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
- вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж щек
Далее массируют щеки:
- разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
- легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.
Массаж рта
Этот участок массируют так:
- поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
- аналогичными движениями массируют нижнюю губу.
Массаж подбородка
Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.
При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.
Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.
Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.
Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.
Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.
Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.
Массаж проводится так:
- Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
- Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
- Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
- Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.
Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.
Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.
Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.
Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребенка. Интеллект — это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребенком начнете заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребенка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление — это две стороны одного процесса, а вернее — своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, — массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще — вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся — как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула — это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
- противокозелок;
- треугольная ямка;
- зона перехода ножки завитка в его восходящую часть;
- воронка, самая глубокая часть раковины.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее — ножки завитка, повторяя прием 2—3 раза. Затем 2—3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2—3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2—3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3—5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо — левой рукой, правое ухо — правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук — еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4—5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой — на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой — это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Специалисты рекомендуют также упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. Каждое упражнение выполняется по пять раз.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя — очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее — расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Источник