Типы нарушений семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Детско-родительские отношения — подсистема отношений семьи как системы — могут быть определены следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — принятие (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Из этих параметров складываютсяинтегративные показатели детско-родительских отношений:
1. родительская позиция (характер принятия ребенка, мотивы, цености воспитания, образ ребенка и себя как родителя, модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством); Параметрами род. позиции являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность — способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность — умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
2. тип семейного воспитания (характер эмоциональных отношений, стиль общения, степень удовлетворения потребностей ребенка, родительский контроль и степень последовательности);
3. образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка стал предметом научного исследования и широкого обсуждения в результате отношения к ребенку как субъекту воспитания и равноправному участнику отношений.
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)
Действенная любовь. Родитель испытывает симпатию, уважение, близость. «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший»
Отстраненная любовь. Родитель испытывает симпатию, уважение, дистантность. Гипопротекция. «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
Действенная жалость. Родитель испытывает симпатию, неуважение, близость. Потворствование. «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его»
Снисходительное отстранение Родитель испытывает симпатию, неуважение, дистантность. Гипопротекция. «Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины»
Отвержение Родитель испытывает антипатию, неуважение, дистантность. Игнорирование. «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
Презрение. Родитель испытывает антипатию, неуважение, близость. Отвержение; тотальный контроль, применение наказаний, запретов, отсутствие поощрений. «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох»
Преследование. Родитель испытывает антипатию, уважение, близость. Жестокое обращение, тотальный контроль. «Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!»
Отказ. Родитель испытывает антипатию, неуважение, дистантность. Отвержение; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование. «Я не хочу иметь дело с этим негодяем!»
Типы семейного воспитания
1. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
2. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
3. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
4. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
§ взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
§ высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
§ признанием права ребенка на самостоятельный выбор и автономию;
§ отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
§ признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
§ обоснованной особенностями ребенка, разумной, адекватно предъявляемой системой требований;
§ систематическим контролем с постепенным переходом к его самоконтролю;
§ разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
§ устойчивостью, непротиворечивостью воспитания.
Виды нарушений семейного воспитания и последствия.
Гипопротекция — недостаточность заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный. Авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать защитное поведение (агрессию, негативизм, сопротивление, грубость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость, покорность, безынициативность. Приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчивой и конформной акцентуации.
Чистая гипопротекция – вариант безнадзорности.
Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция.
Потворствующая гипопротекция — низкий уровень принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности.
Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения), но идет компенсация за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.
Гиперпротекция — чрезмерная родительская забота, завышенный уровень протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. Гиперопека может выражать острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Или часто причиной гиперопеки становится страх потери ребенка из-за несчастья.
Потворствующая гиперпротекция — воспитание кумира семьи, только поощрения, санкций — нет. Предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт характера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.
Доминирующая гиперпротекция В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, характерно для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков.
Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимающей скрытые формы.
Противоречивое воспитание — несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. Причинами могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи и часто причина в большом количестве вовлеченных в процесс воспитания взрослых, не согласующих свои воспитательные подходы. Приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности— чрезмерность требований к ребенку. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если нет помощи от родителей, то в сочетании с жесткими санкциями это может стать причиной невротизации ребенка. Здесь дети очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности. Причины: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей); условия ССР (неполная семья). Развитие психастенической акцентуации, усиление уже имеющейся психастении.
Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительная концентрация родителя на соц. статусе ребенка, его успехах, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета его особенностей, возможностей и ограничений. Шаблонность воспитательных схем без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка.
Жестокое обращение с ребенком— применение широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. Ребенок — «козел отпущения». Образ ребенка искажается, ему приписываются всевозможные недостатки. Ведет к усилению эпилептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при конформном типе.
Воспитание в культе болезни — навязывание ребенку роли «больного члена семьи», что ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.
Воспитание вне семьи приводит к нарушениям в формировании привязанности и автономии личности (Дж. Боулби) и базового доверия к миру (Э. Эриксон). В результате — расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения.
Неадекватные типы материнского отношения(А.Я. Варга).
Отношение матери к сыну по замещающему типу. «Сын – супруг» — поиск поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына, необходимость заботы о матери.
Симбиотическая связь матери с ребенком – гиперопека, низкая степень эмоциональной дифференциации. Родитель и ребенок в сознании матери не разделены, симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.
Лишение родительской любви Любовь — инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.
Воспитание посредством актуализации чувства вины — угроза для развития личности ребенка, формирование наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1232 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Семейное воспитание это – управляемая система взаимоотношений родителей и детей. Ведущая роль в ней принадлежит родителям, поскольку они выступают образцом поведения.
Основные условия, обеспечивающие оптимальный тип семейного воспитания:
— искренняя любовь к реб.
— последовательность в поведении
— единство требований со стороны окружающих взрослых
— адекватность наказаний и воспитательных мер
— невключение в конфликтные отношения взрослых
Направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики.
Неблагоприятными чертами личности матери, способствующими происхождению семейных конфликтов, по определению А.И.Захарова, являются:
сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
тревожность- склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
доминантность или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Нарушения процесса воспитания в семье оценивают по следующим параметрам:
Уровень протекции – чрезмерная и недостаточная;
Степень удовлетворённости потребностей ребёнка – потворствование и игнорирование потребностей ребёнка;
Количество и качество требования к ребёнку – чрезмерность и недостаточность требований – обязанностей ребёнка;
Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля.
Устойчивые сочетания выделенных параметров представляют собой различные типы негармоничного (неправильного) воспитания.
Наиболее распространенными типами неправильного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, являются гиперопека и гипоопека (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина):
Гиперопека или гиперпротекция, — чаще всего встречающийся со стороны матери. Характеризуется чрезмерной опёкой родителей. Ребёнка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся всё выполнить за него. Это делает ребёнка беспомощным и также приводит к ещё большему отставанию в развитии.
Гиперопека проявляется в двух полярных формах: мягкой, потворствующей, и жесткой, доминирующей.
Первая форма часто приводит к формированию демонстративных черт личности, вторая – к развитию психастенического типа личности, то есть человека, склонного к постоянным сомнениям, неуверенного в себе.
В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и, прежде всего, от родителей. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста- инициативности.
Второй тип – гипоопека или гипопротекция – неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы к ребенку.
Родители не уделяют должного внимания ребёнку, предоставляют его самому себе. Это приводит ещё большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребёнка. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по–разному. Одни – замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие – погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией. Есть семьи, где детей вроде бы и любят и внимательны к ним, но воспитывают очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы. При этом не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют необходимые для «взрослой» жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства.
3. Беспорядочные, не скоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.
Существует тесная связь между неадекватными формами взаимодействия в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у ребенка. Тот или иной тип воспитания способствует формированию определенных черт характера. Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения, формируют у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.
7.Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в развитии
Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, описаны в исследованиях Ю.А.Блинкова, Т.Г.Богдановой, Т.Н.Волковской, С.А.Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, А.Г.Московкиной, М.М.Семаго, В.В. Ткачевой и др. Выделим общие признаки, характеризующие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития:
1. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
2Личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;
3Семейные отношения нарушаются и искажаются;
4 Социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития ребёнка от друзей и знакомых, соответственно, круг вне семейного функционирования снижается;
5 «Особый психологический конфликт» в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка. В.В.Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Исследователи выделяют несколько стадий преодоления кризиса: 1.Когнитивная (внешне управляемая). Кризисный процесс начинается с сомнения в нормальности развития ребенка, организации его обследования и осознания медицинского диагноза.
2.Эмоционально – неуправляемая стадия. Данная стадия имеет ярко выраженный характер фрустрации, агрессии, усматривания вины в действиях врачей, а также непонимание, любопытство окружающих, неожиданные, воспринимаемые как несправедливые психические и физические нагрузки по уходу за ребенком, потеря обычного круга друзей, социальная изоляция приводят к сильным эмоциональным потрясениям, разрывам в семье.
3. Действенная (самоуправляемая). Заключительная стадия обработки факта инвалидности ребенка, которая предполагает установление контактов с родителями, находящимися в подобной жизненной ситуации; на этой стадии семья принимает ограниченность возможностей ребенка, определяет стратегию действий по интеграции его в окружающий мир.
Т.Г.Богданова, Г.Г.Гузеев, Д.Льютеман, Е.Шухард выделяют четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Суть второй фазы – отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители принимают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей его излечения. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду. Четвертая фаза – сознательное, самостотельное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты
Психологический уровень. Факт появления на свет ребенка не такого как у всех, является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, переключение её внимания на больного ребенка формируют у отца не проходящее чувства дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если взаимоотношения между супругами были плохими, то появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении ребенка, часто семья распадается. Аффективная напряженность матери неблагоприятно влияет и на взаимоотношения со своим ребенком. Такая мать скованна, напряжена, редко улыбается, крайне непоследовательна и неровна в общении с ребенком. Ребенок в этом случае растет нервным, возбудимым, требующим к себе постоянного внимания. Он не отпускает мать ни на шаг, однако в её присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная болезненная зависимость – мать–ребенок. Если же мать находит в себе силы, сохраняет душевное равновесие и становится активным помощником малышу, то создается наиболее благоприятная семейная атмосфера для помощи ребенку. Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Некоторые родители подсознательно отвергают своего ребенка, что выражается в отсутствии интереса к его потребностям, недостаточного взаимодействия с ним. У некоторых матерей, как указывает М.И. Буянов, постепенно формируется сверхценное отношение к больному ребенку. Родители убеждены, что их миссия состоит в умении ограждать ребенка от трудностей. Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке. Эти нарушения внутрисемейных отношений являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Часто причинами таких нарушений оказывается недостаточная педагогическая компетентность родителей. В свою очередь, педагогические неудачи усиливают эмоциональную напряженность родителей, отрицательно влияют на развитие детей. Социальный уровень. Семья становится малообщительной. Она сужает круг своих знакомых в силу особенностей состояния своего ребенка, а также личностных установок самих родителей. Больной ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. В 32% случаев такие браки распадаются (по данным В.В. Ткачевой). Для более успешного развития ребенка важным является сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила в себя, не стеснялась своего ребенка. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с нарушениями в развитии, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Считается общепринятым, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Однако исследования, проводимые в последние годы, показали, что первые острые чувства, которые родители испытывают в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребёнку: Родители стыдятся странностей своего ребёнка, излишне оберегают его. Ребёнок не чувствует себя спокойным и в безопасности. Он замкнут, неудовлетворён собой; Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребёнка и не приносят ему никакой пользы; Родители не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстёгивают ребёнка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе; Родители воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все. Таким образом, семьи, воспитывающих детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности. Выше обозначенные особенности семей свидетельствуют о необходимости оказания им специальной психологической помощи не только в вопросах воспитания, но и в вопросах восприятия, принятия особого ребёнка и взаимодействия с ним. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, включает следующие направления работы: диагностику, консультирование, психокоррекцию и профилактику. То, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, способна ли она запросить и получить помощь, определяет в значительной степени выбранный ею путь. Сохранить здоровую атмосферу семьи поможет достойное принятие особенностей жизни в семье, связанных с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии.
©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…
Источник