Тип семейного воспитания и эмоционально личностное развитие ребенка

Тип семейного воспитания и эмоционально личностное развитие ребенка thumbnail

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

Кризис

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Незрелость

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

характер

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Источник

Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто воспринимается как синонимы. Безграничное воздействие родителей на детей дошкольного возраста, а также характер этого авторитета признаются теми механизмами социализации ребенка, которые с огромной отдачей стимулируются в семейном воспитании. Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.

 Семейное воспитание – направленное взаимодействие взрослых членов семьи с младшими, построенное на любви и внимании личного достоинства и чести детей, предвкушающее  их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей дошкольного возраста с точки зрения их возможностей и в согласии с достоинствами семьи и общества.

Исключительностью семейного воспитания значится и тот факт, что семья символизирует собой разновозрастную общественную группу: в ней есть представители двух, трех, случается и четырех поколений. Следовательно, это различные ценностные установки, многообразные критерии оценок актуальных явлений, разнообразные идеалы, взгляды, мнения, что и дает возможность создавать явные традиции.

   Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. В семье ребенок дошкольник вливается в жизненно ценные виды деятельности, проходит все ее этапы: от первоначальных испытаний (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до запутанных социально — личностно существенных форм поведения.

     Семейное воспитание располагает большим временным размахом воздействия: оно длится всю жизнь, осуществляется в любое время суток, в любой момент.

По взглядам Т.А.Куликовой, всякая семья располагает значительными или меньшими воспитательными возможностями, педагогическим потенциалом. Под педагогическим потенциалом семьи нынешние ученые предвидят характеристики, показывающие различные условия и обстоятельства жизнедеятельности семьи, выясняющие ее воспитательные условия: ее тип, структуру, материальный достаток, местожительства, психологическую атмосферу. Обычаи  и традиции, уровень культуры и образования родителей и др. Наряду с этим необходимо рассматривать все факторы в совокупности, а не отдельно друг от друга.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. Положительное влияние на личность выражается в том, что никто кроме близких родственников не обращается с дошкольником лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Вместе с тем никакой другой социальный институт не смеет потенциально сделать столько вреда в воспитании. Ввиду  с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как максимально повысить положительные и максимально уменьшить отрицательные воздействия семьи на поведение развивающегося дошкольника. Для этого желательно отчетливо определить внутрисемейные социально психологические факторы, обладающие воспитательным значением.

В роли существенных условий зарубивших лучший тип семейного воспитания, выступают: настоящая любовь к дошкольнику, логичность в поведении, целостность требований со стороны окружающих взрослых, соответственность воспитательных мер, наказаний. Все названные требования нацелены на то, чтобы гарантировать ребенку дошкольнику мягкость, прочность, надежность атмосферы, что является гарантией его внутреннего спокойствия и устойчивости психики.

А.Я. Варга и В.В. Столин акцентируют внимание на четырех типах родительских отношений:

1. Принимающий – авторитарный – личное благополучие родителей: мягкое  расположение и принятие ребенка дошкольника  с требованиями социальных свершений и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантильности и социальной инвалидизации –темпераментное отвержение ребенка дошкольника, маленькая важность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сопоставлению с реальным возрастом, присваивание плохих наклонностей.

3. Симбиотический – готовность установить с ребенком дошкольником непосредственный тяжелый темпераментный контакт, участвовать в полной мере в мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и полный контроль поведения психической жизни ребенка дошкольника, осаждение исполнения необходимости в психосоциальной идентификации.

Образцовой числится, работа С. Броди, сделанная в рамках клинического подхода. Просматривая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком дошкольником, она сделала акцент на четырех типах материнского отношения:

1 тип. Мать свободно и неотделимо притирается к интересам ребенка дошкольника. Для нее своеобразно одобрительное, разрешающее поведение.

2 тип. Специально мать пытается приспособиться к интересам ребенка дошкольника, но из-за натянутости и нехватке непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто бессмысленны. Мать частенько господствует, чем уступает.

3 тип. В сущности материнства – чувство обязательства. В подходе к ребенку отсутствует внимание, ласка, неожиданность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя несоответствующее возрасту и интересам ребенка дошкольника. Ее педагогические действия нечетки и различны.

По взглядам С. Броди, особенно губительным для ребенка дошкольника оказался 4-й стиль материнства (регулярная внезапность материнских реакций отделяла ребенка дошкольника от мира постоянства и вызывала повышенную тревожность).

Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.

Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:

1.Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Дошкольник оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.

2.Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка дошкольника не обучают самостоятельности и ответственности.

3.Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка дошкольника от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.

4.Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка дошкольника игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители  принимают ребенка дошкольника обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной  заботой и вниманием к нему.

5.Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке дошкольнике срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и дошкольником стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка дошкольника требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».

По-видимому из примеров, приведенных выше, общей основы классификаций типов семейного воспитания нет. Временами брались за основу эмоциональные компоненты воспитания, в отдельных случаях способы воздействия на ребенка дошкольника, кое — когда  родительские позиции и т.п.

Е.К. Яковлева (1960), В.Н. Мясищев (1934, 1939), С.Г. Файнберг (1967) отмечают, что воспитание в условиях суровых, но различных запретов  и требований является располагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении. К развитию истерических черт характера ведет воспитание по типу большого внимания и удовлетворения всех желаний ребенка дошкольника.

Г. Стейнер, Б. Берельсон  резюмируя результаты многих исследователей, констатируют, что чем меньше заботы, тепла, ласки испытывает ребенок дошкольник, тем неторопливо он определяется как личность, тем больше он готов к инертности и апатии. К тому же вероятно, что в дальнейшем у него сложится слабый характер.

Следовательно, анализируя литературу на эту тему можно снова удостовериться в том, как неоспоримо велика роль семьи. А именно родителей, в формировании здоровья и психики ребенка дошкольника. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что типы и характер семейного воспитания обоснованно проявляют важное влияние на личностное развитие дошкольников. Но не во всех случаях это влияние хорошо наблюдается. Видимо, это вызвано действием побочных факторов.

   Получается, можно сказать, что, конечно, имеется точное влияние семейного воспитания на личность дошкольника, потому что ребенок дошкольник  видит себя глазами взрослого и воспринимает себя так, как его воспринимает взрослый.

Источник