Тесты на развитие воли ребенка

Диагностика волевых качеств ребенка
(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).
Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» – при несогласии, «не знаю» – при сомнении, неуверенности. Если ребенку непонятно какое – либо выражение, перефразировать вопрос в доступной форме.
Вопросы
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?
2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?
4. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?
5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вече-
ром?
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?
9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами – являешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?
12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?
13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?
Обработка результатов:
Ответ «да» — 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — 1 балл.
1 – 12 баллов
С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?». Любую просьбу, обязанность он воспринимает, чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.
13 – 21 балл
Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.
22 – 30 баллов
С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.
Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).
Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации.
Способ поведения в конфликте.
1. Угрожаю и дерусь:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
3. Ищу компромисс:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
5. Избегаю противника:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
8. Иду на компромисс:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
9. Сдаюсь:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
10. Меняю тему:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
14. Предлагаю мир:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
15. Пытаюсь обратить все в шутку:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
Обработка результатов:
Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть, уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г – мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Источник
Бланк-карта «Круг воли»
Ф.И._________
Возраст__________
Дата_________________
Инструкция
Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.
Подберите те цвета карандашей, которые, как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектор, соответствующий количеству этого качества у вас.
Воля — это сознательное и целенаправленное управление человеком своим поведением. Волевым людям свойственны дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность, инициативность, настойчивость, предприимчивость и решительность.
Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
Классный руководитель. Сейчас мы проведем самодиагностику. У вас на партах лежат листы с тестом «Сильная ли у тебя воля?». Выберите свой вариант ответа на вопросы теста и подсчитайте количество баллов, которые вы набрали. На доске написано, как считать результаты.
(Дети работают с тестом.)
1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на себя со стороны?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
4. Если тебе пропишут диету, сможешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
5. Найдешь ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
6. Быстро ли ты сдаешь книги в библиотеку?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
7. Если у тебя вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения идти к врачу?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
8. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
9. Сдержишь ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет тебе немало хлопот?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
10. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
11. Тебя не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение домашней работы?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
12. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к тебе слова?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
Послушайте, о чем говорят ваши результаты. (Читает.)
1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это может повредить тебе. К обязанностям нередко относишься спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Твоя позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого ты только выиграешь.
13-21 балл — сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но данное слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.
22-30 баллов — с силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Источник

Зачем этот тест? Что мы узнаем из этого теста о нашем ребёнке?
Забегая вперёд, хочу сказать, что дети удачно прошедшие этот тест в дальнейшем удачны и по жизни.
Этот эксперимент являлся долгосрочным, и дети после эксперимента потом наблюдались длительное время. И обнаружилось, что боле выдержанные дети ещё в школе, в средних и старших классах, были более успешными в школе, как в учёбе так и в общение со сверстниками.
Более выдержанные дети, относились к так называемому подклассу отличников, успешных детей.
Дети же, которые плохо прошли тест, стали «трудными подростками».
И позже в возрасте 27-30 лет, дети, которые удачно прошли тест, становились предпринимателями и их дела хорошо шли в гору. Этим людям легче принимать долгосрочные планы и поддерживать длительные отношения с женщинами.
Как проводить этот тест.
Во-первых, в качестве «конфетки» для ребёнка должна быть какая-то значимая для него вещь или вкусность, которую он любит.
Во-вторых, в комнате не должно быть ни чего чтобы могло отвлечь ребёнка, например игрушки, при помощи которых ребёнок мог бы отвлечься от теста.
Дети ведут себя по-разному.
Первая в комнату вошла строгая, серьёзная первоклассница, которой было трудно справиться с испытанием. Она сжимала кулачки, прижимала пальчик к губам, чтобы было легче преодолеть соблазн, съесть конфетку. И после удачного теста эта девочка получила большое вознаграждение и с большим чувством достоинства, пошла показывать маме свой приз.
Второй мальчик, выбрал для себя отвлекающий манёвр, он стал раскачиваться на стуле, и таким образом, отвлекая себя, так же смог с достоинством пройти тест.
Следующим был мальчик так же с очень серьёзным видом, из разряда отличников, он с серьёзным лицом смотрел на конфетку, и создавалось впечатление, что это не мы проводим тест, а он проводит какой-то научный эксперимент.
Следующим был мальчик, одетый в строгий костюм и галстук. После того, как его оставили одного, он убедился в том, что дверь закрыта, и он один. Он с чистой совестью съел конфетку, а потом, свернув фантик в виде конфетки, опять положил его на место, как будто ни чего и не было.
Некоторые дети отодвигают, конфетку подальше на край стола.
Некоторые, во время ожидания усердно ковыряют в носу, видимо их это успокаивает.
Чтобы облегчить тест, для вашего ребёнка, конфетку можно накрывать, например полотенцем. Ребёнок не видит лакомства, и ему так легче воспитывать сдержанность.
При этом можно задать вопрос ребёнку, хочет ли он, чтобы конфетку было видно или спрятать её.
Здесь тоже интересный опыт, многие дети хотят видеть лакомство потому, что им приятно на него смотреть.
Но, этот эксперимент проводится не для изучения детей, а для того чтобы узнать механизмы этого, узнать что в
большей мере влияет на такое поведение.
Когда же у ребёнка начинаются осознанные действия по контролю своего сознания? Ведь в начале жизни младенец хочет исполнять только свои желания: кушать (сосать материнскую грудь) и какать.
Но уже в 2-4 года происходят изменения, ребёнок уже может действовать осознанно, может затормаживать свои желания. Вот именно в этом возрасте и нужно начинать давать первые уроки по самообладанию.
Именно в этом возрасте нужно начинать воспитывать сдержанность и самообладание у ребёнка, что бы потом ему было легче выбирать правильный путь в жизни или наоборот отказаться от чего то.
Во второй части книги приводятся примеры, как провести этот эксперимент со взрослыми людьми. При этом, заменив конфетку: на пиво, шоколадный торт или деньги.
Приводятся научные данные (инцефалограммы мозга), что происходить в нашем мозгу вовремя таких желаний и как с этим бороться.
Далее…
«Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста».
Уолтер Мишел
Полезная книга, стоит почитать.
Особенно про то как тестировать пьяного мужа.
Да, там нужно мативировать человека тем, что для него важно.
Поставить перед ним бутылку водки и сказать:
— Год пить не будешь, получишь две …
Источник
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:
- «да», то за это присваивается – 2 балла;
- «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;
- «нет» – 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
Текст опросника
- В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
- Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
- Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
- Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
- Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
- Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
- Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
- Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
- Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
- Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
- Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:
- от 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
- от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.
- от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Экспедитор по перевозке грузов (агент по снабжению)
- Исследование качества звукопроизношения
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- «S-тест»
- Тест Мюнстерберга на восприятие
- Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
- Методика «Определение типа памяти» у младших школьников
- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе
- Методика «Изучение наглядно-образной памяти»
- Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Источник
Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
Цель: Определение уровня развития волевой саморегуляции.
Инструкция.
Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений.
Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по
отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения
поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).
Тест — опросник
- Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело
- Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией
- При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева
- Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
- Меня трудно отвлечь от начатой работы.
- Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
- Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
- Я всегда «гну» свою линию.
- Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
- Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
- Я считаю себя терпеливым человеком.
- Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
- Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
- Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
- При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
- Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
- Считаю себя решительным человеком.
- С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
- Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
- Испортить мне настроение не так-то просто.
- Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
- Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
- Переспорить меня трудно.
- Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
- Меня легко отвлечь от дел.
- Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
- Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
- Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
- Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
- Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов
Определить величины индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и»самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
Читать далее »
Тест «Самооценка силы воли»
Тест описан Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.
Текст опросника
Читать далее »
Источник