Тесты эмоционального развития ребенка и его нарушений
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.
Adobe Acrobat Document
291.1 KB
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;
— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
283.5 KB
Бланки Волшебная страна чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
624.1 KB
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика «Выбери нужное лицо»
Тест тревожности.pdf
Adobe Acrobat Document
611.7 KB
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Test_CAT_H.pdf
Adobe Acrobat Document
427.4 KB
Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды
Методика «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.
Методика «Два дома»
metodika_dva_doma.pdf
Adobe Acrobat Document
98.8 KB
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Методика
«Несуществующее животное»
Несуществующее животное.pdf
Adobe Acrobat Document
134.9 KB
Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика «Кактус»
Методика Кактус.pdf
Adobe Acrobat Document
175.8 KB
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.
Рисунок семьи
Рисунок семьи.pdf
Adobe Acrobat Document
255.0 KB
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
методика Паравозик.pdf
Adobe Acrobat Document
270.0 KB
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников).
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Источник
Составитель
Н. Д. Денисова
Введение
Концепцией
модернизации российского образования
определены приоритетные цели и задачи,
решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического
сопровождения. Интенсивное развитие
теории и практики психолого-педагогического
сопровождения в последние годы связано
с расширением представлений о целях
образования, в число которых включены
цели развития, воспитания, обеспечения
физического, психического, психологического,
нравственного и социального здоровья
детей.
Одной из важнейших
задач модернизации является осуществление
квалифицированной комплексной диагностики
возможностей и способностей ребёнка,
начиная с раннего возраста.
Для реализации
этого направления модернизации
образования, городской научно-методический
центр департамента образования
администрации города Томска ориентировал
работу специалистов образовательных
учреждений на повышение эффективности
и качества психолого-педагогического
сопровождения дошкольников. Результатом
ее стал сборник психодиагностических
материалов,
необходимый и достаточный для выявления
индивидуальных особенностей детей с
целью осуществления личностно-ориентированного
подхода к их развитию, позволяющих
проводить мониторинг динамики их
эмоционального состояния.
В содержание
сборника вошли методические материалы
по диагностике эмоционального развития
детей раннего возраста (К. Л. Печора), их
познавательного уровня (А. А. Венгер),
способов деятельности (Г. Л. Выгодская,
Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной
и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также
стиля взаимодействия с родителями (В.
В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального
самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине)
эмоционального благополучия в детском
саду (Г. Любина, Л. Микулик).
Представленные
материалы прошли апробацию в дошкольных
образовательных учреждениях города
Томска, которая определяла соответствие
выбранных тестов объекту исследования,
соблюдение прав ребёнка в процессе
диагностики. Результаты апробации и
внедрения обсуждались на заседаниях
методических объединений, проблемно-творческих
групп, городских семинарах.
Актуальность
представленных материалов заключается
в том, что их комплексное использование
позволит организовать психолого-педагогическое
сопровождение, направленное на то, чтобы
индивидуальный подход к развитию
эмоционального мира детей в дошкольном
образовательном учреждении стал более
эффективным. При таком подходе
психолого-педагогическое сопровождение
предполагает не только раннюю диагностику,
но и своевременную коррекцию нарушений
в развитии детей.
1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Л. П. Стрелковой
были разработаны следующие параметры
эмоционального развития дошкольника:
адекватная
реакция на различные явления окружающей
среды;
дифференциация
и адекватная интерпретация эмоциональных
состояний других людей;
широта
диапазона понимаемых и переживаемых
эмоций, интенсивность и глубина
переживания, уровень передачи
эмоционального состояния в речевом
плане, терминологическая оснащенность
языка;
адекватное
проявление эмоционального состояния
в коммуникативной сфере.
Исходя из этого,
в условиях детского дошкольного
учреждения можно использовать разные
методики изучения эмоционального
развития ребенка.
В качестве основных
методов, позволяющих выявить особенности
эмоционального развития и оценить
эмоциональное состояние ребенка,
используются наблюдение,
эксперимент
и проективные рисуночные
тесты.
Этими методиками могут успешно
пользоваться как специалисты-психологи,
так и воспитатели, которые, наблюдая
ребенка каждый день, имеют возможность
тщательно исследовать его поведение в
реальных жизненных обстоятельствах.
Регулярное наблюдение позволяет
достаточно объективно оценить
эмоциональное состояние ребенка в
условиях детского сада – при взаимодействии
с воспитателем и со сверстниками, в
процессе организационной деятельности
и отдельных режимных моментах. Однако
при использовании данного метода
возникают следующие сложности:
невозможно
избежать субъективизма наблюдателя,
так как интерпретируя результаты
наблюдений, психолог (педагог) не
ограничивается только научными
представлениями, но и включает в оценку
собственные стереотипы суждений,
эмоциональные отношения, ценностные
ориентации и т. д.;
• наблюдатель
может фиксировать только внешние
выражения эмоций, а различные эмоции
могут выражаться одним и тем же способом.
Например, и от страха, и от удивления
широко открываются глаза, увеличиваются
зрачки; опущенные глаза и голова могут
выражать застенчивость, страх или
нежелание общаться; слезы могут быть
вызваны страхом, печалью или гневом.
Поэтому, чтобы
уменьшить количество ошибок при
интерпретации результатов, следует
отказаться от преждевременных выводов,
тщательно фиксировать внешние проявления
поведения, продолжать наблюдение по
возможности длительное время и лишь,
потом приступать к анализу результатов.
Подтвердить или опровергнуть сделанные
выводы можно с помощью специальных
рисуночных методов.
Наблюдения за
ребенком должны происходить в естественной
ситуации: в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него.
В ходе наблюдения следует обратить
внимание на такие параметры эмоциональных
проявлений, как эмоциональный
фон, имеющий
много общего с настроением (но это более
размытая, продолжительная и устойчивая
форма выражения эмоционального
состояния), который может быть либо
положительным, либо отрицательным. В
целом эмоциональный фон дает психологу
информацию о степени эмоционального
благополучия ребенка.
Другой важный
параметр – выраженность
эмоций.
Зачастую дошкольники не владеют
культурными формами выражения эмоций,
не всегда могут сдерживать такие
эмоциональные проявления, как плач,
крик и т. п. Важно попробовать увидеть,
насколько богат и разнообразен
эмоциональный мир ребенка, усвоил ли
он эмоциональные оттенки, или его эмоции
«плоские», односторонние, невыраженные.
Следующий важный
параметр – эмоциональная
подвижность.
Эмоции детей более подвижны, чем у
взрослых, что внешне выражается в быстрой
и легкой смене от печали к радости, «от
горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая
и частая смена настроений говорит о
повышенной эмоциональной подвижности,
неустойчивости.
Выделяют следующие
ситуации, в
которых эмоциональное состояние ребенка
проявляется наиболее ярко,что дает
возможность пронаблюдать и оценить
степень эмоционального реагирования
ребенка на данные воздействия.
Страх:
приход
в детский сад;незнакомая,
удивительная игрушка;поломка
игрушки;плач,
крик сверстника, друга;нападение
сверстника, друга;неуспешность
в деятельности;незнакомые
звуки;запрет,
ругань, крик со стороны взрослого;незнакомое
помещение;появление
и приближение незнакомых взрослых или
детей.
Гнев:
уход
матери, близкого взрослого;желание
иметь что-то, чем обладает сверстник;желание
иметь что-то, чем обладает взрослый;желание
иметь что-то, что нельзя взять;сложная
в использовании игрушка, поломка
игрушки;внимание
близкого обращено на другого ребенка;другой
ребенок забирает игрушку, нападает,
дразнится, прячет игрушку;сверстники
не принимают в игру;неуспешность
на занятиях;воспитатель
забирает игрушку, обижает, ругает;физическое
наказание;наличие
препятствия.
Радость:
приход
в детский сад/домой;выполнение
задания, действия;восприятие
собственного отражения в зеркале;восприятие
отражения другого ребенка, друга в
зеркале;сверстник
дурачится;внимание,
похвала другого человека при взаимодействии
и общении;совместная
игра;смешные
незнакомые звуки;воспитатель
заигрывает с детьми, веселит их.
Печаль:
приход
в детский сад;уход
матери, близкого взрослого;игра,
общение со сверстниками;невнимание
со стороны взрослого;наказание,
порицание взрослого;трудности
при выполнении задания;сверстники
не принимают в игру.
Интерес:
приход
в группу, прогулка;незнакомый
взрослый;незнакомый
сверстник;новая
игрушка;незнакомая
игра;рассказ
взрослого или показ чего-либо;проявление
интереса на прогулке, во время занятия
к предметам окружающей среды, явлениям
природы;подготовка
к праздникам.
Удивление:
появление
чего-либо/кого-либо в группе;незнакомая
игрушка;на
занятиях (прогулке) услышал или увидел
что-то новое;новая
игра;знакомый
сверстник, друг ведет себя по-другому;близкий
взрослый общается иначе.
Источник
Методики психологической диагностики.
Василенко О.Н.
№
Методики
Возраст
Назначение методики
Краткое описание методики
1.
«Лесенка»
с 3 – 7 лет
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
2.
Методика
«Человек под дождем»
с 6 лет
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
3.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4.
Методика
«Домики» Ореховой О. А.
4 – 12 лет
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
5.
Методика ДДЧ
(Дом-Дерево-Человек)
с 5 лет
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
6.
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
3,5 – 7 лет
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
7.
Hand-тест
(тест руки)
с 5 лет
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
8.
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
с 5 лет
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
9.
Тест Сонди
с 6-7 лет
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
10.
Методика
«Несуществующее животное»
С 6 лет
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
11.
Методика
«Контурный САТ-Н»
3 – 10 лет
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
12.
Методика
«Автопортрет»
с 6-7 лет
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
13.
Цветовой тест Люшера
с 3,5 лет
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
14.
Методика «Кактус»
с 4 лет
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
15.
Рисунок семьи
с 4 лет
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
16.
Тест
«Эмоциональные
сферы»
с 6 лет
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
17.
Тест «Сказка»
с 3,5 лет
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
18.
Методика
«Аппликация»
с 6-7 лет
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
19.
Методика
Рене Жиля
с 5 лет
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
20.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
21.
ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
С 6 лет
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
22.
Методика
«Мозаика»
С 6 лет
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
23.
Интервью «Волшебный мир»
(Л. Д. Столяренко)
С 5 лет
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
24.
Тест животных
Рене Заззо
С 5 лет
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник