Тест по развитию ребенка раннего возраста

Тест по развитию ребенка раннего возраста thumbnail

1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста

а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!

б) от рождения до кризиса прямохождения

в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»

г) от кризиса прямохождения до кризиса « Я сам»

2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет;

в) от 1 года до 3 лет.

3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

а) прямохождение;

б) речь;

в) игра;

г) предметная деятельность;

д) учебная деятельность.

4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:

а) способов передвижения;

б) предметных действий;

в) речи;

г) продуктивных видов деятельности.

5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:

а) слово взрослого;

б) используемое орудие;

в) собственное действие.

6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:

а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;

б) процесс развития психологической науки;

в) особенности индивидуального развития людей;

г) особенности развития педагогических навыков и умений.

7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:

а) ход развития;

б) цикл развития;

в) хронологический период;

г) период жизни.

8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

а) также, как в нормальных условиях;

б) быстрее, чем в нормальных условиях;

в) иначе, чем в нормальных условиях;

г) медленнее, чем в обычных условиях.

9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;

б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;

в) может сама пройти с возрастом;

г) сложно сказать что-то определенное.

10.  Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г) к 6-ти месяцам.

11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

а) отсутствие комплекса оживления;

б) замкнутость;

в) страхи;

г) боязнь безопасных предметов.

12.  Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:

а) отслеживание динамики развития;

б) отслеживание отклонений в развитии;

в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;

г) отслеживание особенностей развития теорий личности.

13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

а) неравномерность развития;

б) цикличность развития;

в) метаморфозы развития;

г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.

14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:

а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;

б) созревание и старение;

в) созревание;

г) старение.

15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

а) с узнавания себя в зеркале;

б) с употребления местоимения «Я»;

в) с осознания собственных желаний;

г) с усвоения своего имени.

16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

а) системы обучения;

б) общения с матерью;

в) системы социального обеспечения;

г) системы воспитания.

17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

а) предметно — манипулятивной деятельности;

б) мышления;

в) личности;

г) мелкой моторики.

18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г) к 2-м годам.

19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:

а)   применяемые технологии обучения;

б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;

в) уровень развития материальной культуры;

г) применяемые технологии воспитания.

20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;

б) отсутствие чувства стыда;

в) отсутствие эмоционального сопереживания;

г) амбивалентное поведение.

21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:

а) рисование;

б) орудийные действия;

в) лепка;

г) учебная деятельность.

22. Вставить пропущенные слова.

Знаковая функция сознания состоит в возникновении _замены____ одного объекта в качестве заместителя другого.

23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста являетсядейственное.

24. Дополнить предложение. Отличительной особенностью программы «От рождения до школы» является

25. Дополнить предложение. К критериям успешной адаптации ребенка относятся:

26. Дать определение понятию «адаптация»

27. Дать определение понятию «депривация»

28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода

29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является

30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.

31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.

32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации

33. Найти соответствие

1Основные линии развития детей раннего возраста

А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность

2 Симптомы кризиса трех лет

Б) знакомство с предметами и их функциями;

общение и совместная деятельность со взрослым;

освоение предметных действий;

3 Приемы торможения отрицательных эмоций

В) переключение; игры с песком, водой;

игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)

34. Найти соответствие

1В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались

А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

2 В период Средневековья, с III по XIV в

Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.

3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)

В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

34. Найти соответствие

1Оральная стадия психосексуального развития

А) от 3 до 6 лет

2 Анальная стадия психосексуального развития

Б) от рождения до 1 года

3 Фаллическая стадия психосексуального развития

В) от 1 года до 3-х лет

35. Найти соответствие

1 Л.И. Божович

А) Учение о стадиях когнитивного развития

2 Ж. Пиаже

Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка

3 Э. Эриксон

В)Учение о влияние на развитие социальных факторов

36. Найти соответствие

1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже

А) Дети приобретают и используют

познавательные операции (мыслительные действия,

являющиеся компонентами логического мышления)

2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже

Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже

В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.

37. Дополнить предложение.Поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый — это проявления ……

38. Дать определение понятию «протоязык»

39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенокнастаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …

40. Перечислить принципы, необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста

Источник

Тест по развитию ребенка раннего возраста

Учебный план к модулям  для воспитателей

Тест «Особенности воспитания детей раннего возраста»

Предназначен для оценки успешности овладения конкретными знаниями в особенности воспитания детей раннего возраста, выявить интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении детей. Для автогенерации сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов.

1. Конвенция о правах ребенка:

определяет проблемы всестороннего развития личности ребенка

обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса

обеспечивает целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества

2. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

с употребления местоимения «Я»

с осознания собственных желаний

с усвоения своего имени

с узнавания себя в зеркале

3. Какие права ребенка обязуются обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

право на жизнь, семейные связи, образование

право на жизнь, гражданство, образование

весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав

4. Психологические границы раннего возраста:

от рождения до кризиса прямохождения

от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам»

от комплекса оживления до кризиса «Я сам»

от кризиса рождения до кризиса «Я сам»

5. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

системы воспитания

общения с матерью

системы социального обеспечения

системы обучения

6. К образовательной программе ДОУ предъявляется определенное требование:

все ответы верны

в программе должен соблюдаться светский характер образования

программа должна строиться на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

она должна соответствовать Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению о ДОУ

7. Современный этап дошкольного образования характеризуется:

вариативностью существующих программ и технологий

умением администрации ДОУ находить спонсоров

связью с родителями детей

8. Первым носителем обобщения для ребенка является:

слово взрослого

используемое орудие

собственное действие

9. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

предметно — манипулятивной деятельности

личности

мышления

10. Возрастные границы раннего возраста:

от 1 года до 2 лет

от 1,5 года до 3 лет

от 1 года до 3 лет

11. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:

учебная деятельность

рисование

лепка

орудийные действия

12. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

отсутствие комплекса оживления

страхи

замкнутость

боязнь безопасных предметов

13. Социализацию дошкольника в сфере общения можно понимать как:

развитие речи

формирование способности ориентироваться на партнера

умножение контактов ребенка с другими людьми

14. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого

отсутствие эмоционального сопереживания

отсутствие чувства стыда

15. Полное понимание речи окружающих складывается:

к концу 1 года

к 6-ти годам

к 3-м годам

Автор публикации

Тест по развитию ребенка раннего возраста
140

Комментарии: 0Публикации: 465Регистрация: 26-02-2018

Навигация по записям

Источник

Задание
1.

Инструкция: Выберите правильный ответ.

1.
Возрастные границы младенчества:

а)
от рождения до 1,5 года;

б)
от рождения до 1 года;

в)
от 2 до 3 лет;

г)
от рождения до 2 месяцев.

2.
Возрастные границы раннего возраста:

а)
от 1 года до 2 лет;

б)
от 1,5 года до 3 лет;

в)
от 1 года до 3 лет.

3.
Психологические границы раннего
возраста:

а)
от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;

б)
от рождения до кризиса прямохождения;

в)
от комплекса оживления до кризиса «Я
сам»;

г)
от кризиса прямохождения до кризиса «Я
сам».

4.
Жизнь ребенка обеспечивается с момента
рождения:

а)
развитием ориентировки в окружающем
мире;

б)
развитием и действием ребенка;

в)
включением в работе органов чувств;

г)
безусловными рефлексами.

5.
Комплекс оживления — это:

а)
первая реакция на игрушку;

б)
первая двигательная реакция;

в)
первая социальная реакция ребенка.

6.
Важнейшими достижениями раннего возраста
являются:

а)
прямохождение;

б)
речь;

в)
игра;

г)
предметная деятельность;

д)
учебная деятельность.

7.
Ранний возраст сензитивен для развития:

а)
способов передвижения;

б)
предметных действий;

в)
речи;

г)
продуктивных видов деятельности.

8.
Первым носителем обобщения для ребенка
является:

а)
слово взрослого;

б)
используемое орудие;

в)
собственное действие.

9.
Поведение ребенка раннего возраста
зависит от:

а)
внешних обстоятельств;

б)
собственных замыслов ребенка;

в)
словесных объяснений взрослых.

Задание
2.

10.
Инструкция: Установите соответствие:

Возраст

Ведущая деятельность

1. Младенчество

а) речевая

2. Ранний возраст

б) игровая

в) ситуативно-эмоциональное
общение

г) внеситуативно-познавательное
общение

д) предметная

11.
Установите соответствие:

Вид действия

Характеристика

1. Соотносящее

а) рисование карандашом

2. Орудийное

б) манипулирование молотком

в) нанизывание колец пирамиды

г) действие совочком

д) закрывание матрешки

е) зашнуровывание ботинок

ж) закрывание коробок

з) действие ложкой

и) застегивание пуговиц

12.
Инструкция: Добавьте недостающие слова:

Важным
для новорожденного является развитие
его………………………………………..

и………………………………………………………………………..анализаторов.

13.
Эффективность в развитии речи детей
повышается, если им представляется
возможность……………………………………………………………………………..с
предметом.

14.
Отсутствие у ребенка значительного
количества врожден­ных форм поведения
представляет собой
его………………………………………………………

15.
Первым видом мышления ребенка раннего
возраста является ……………………………

16.
Для ребенка раннего возраста слово
взрослого раньше имеет…………………
……….значение, чем……………
…………….значение.

17.
На третьем году жизни формируется
……………………….….функция сознания.

18.
Знаковая функция сознания состоит в
возникновении
……………………………….одного объекта в
качестве……………………………..другого.

19.
Стремление ребенка к самостоятельности
больше всего проявляется в
период……………………………………………………………………….

20.
Важнейшим новообразованием личностного
развития ре­бенка раннего возраста
является
……………………………………………………………………………

21.
Инструкция:Установите правильную
последовательность. Развитие речи
младенца:

а)
гукание;

б)
гуление;

в)
лепет;

г)
сосредоточение;

д)
произнесение звуков;

е)
облегчение слова;

ж)
произнесение первых слов.

22.
Развитие понимания речи:

а)
подползает на зов взрослого жестом;

б)
ищет голос зовущего;

в)
приближается на словесный призыв
взрослого;

г)
поворачивается в сторону зовущего.

23.
Развитие движений:

а)
ползает;

б)
стоит у опоры;

в)
ходит самостоятельно;

г)
лежит на животе;

д)
удерживает голову, лежа на животе;

е)
переворачивается со спины на живот;

ж)
переворачивается с живота на спину;

з)
ходит у опоры.

24.
Развитие действий руки:

а)
нацеливание пальцами;

б)
манипулирование двумя предметами;

в)
активное манипулирование предметом;

г)
неточное движение всей рукой;

д)
указательное движение пальцами.

25.
Взаимодействие ребенка с предметом:

а)
глаз;

б)
рука;

в)
предмет;

г)
рука.

26.
Взаимодействие игровых действий:

а)
берет роль;

б)
использует предмет-заместитель без
игрового назва­ния;

в)
манипулирует с предметом по показу
взрослого;

г)
самостоятельно дает игровое задание;

д)
переносит действие на другие предметы;

е)
изображает действия конкретных взрослых

Тестовые
задания по теме «Психология развития
дошкольника»

Задание
3.

Инструкция: Выберите правильный ответ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Лобанова Галина Львовна
Вопросы для самопроверки по развитию детей раннего возраста с ответами

Вопросы для самопроверки.

1.Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

Ответ.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

Ответ.

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля, рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

3.Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

Ответы.

1. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством

новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

2. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка в пространстве.

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

Ответ.

Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

5.Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

Ответ.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка. 3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр. ; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр., гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

6.Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

Ответ.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

7.В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

Ответ.

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук, а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним. В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

8.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

Ответ.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца. Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

Ответ.

На 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками Происходит развитие познавательной активности во втором полугодии. В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкой моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

Ответ.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

Ответ.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. «Довербальный период» речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Развитие предпосылок речи в младенчестве имеет определенную динамику: · 3-4 недели – крик, хныканье как способ привлечение внимания взрослого; · 2-3 месяца – гуление (вокализация, усиливающееся при приближении взрослого.

12.Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

Ответ.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Активно идет развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни. Отмечается развитие сенсорики:. совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

13.В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Ответ.

Кризис одного года. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Кризис первого года начинается с естественного стремления малыша к самостоятельности, ведь он начинает уверенно вставать на ножки и совершать первые шажки. Эта первая свобода в перемещениях как бы разрывает ту прочную связь, которой он был привязан к маме весь первый год. Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе. Существование кризиса первого года можно определить через главное противоречие между зависимостью от родителей и ярким стремлением к самостоятельности. В этой своеобразной «диалектике» и рождается человеческая психика, способная к деятельности, познанию и социальным взаимодействиям.

Источник