Тест на речевое развитие ребенка 3 года
29.03.2015,
Проблемы с речью, Статьи
В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года, и рассмотрели основные признаки общего недоразвития речи. Сегодня вы можете самостоятельно провести диагностику ОНР с помощью комплексного теста.
Отметьте «+» ваш результат в каждом пункте.
1. Проверяем произношение звуков.
Попросите ребенка назвать вслед за вами все звуки, отметьте те, которые ребенок не может произнести или произносит неправильно.
Результат:
а) Произношение большинства звуков нарушено – возможно, ОНР.
б) Неверно произносятся некоторые звуки (они в меньшинстве) – норма.
2. Проверяем соблюдение рисунка слова.
Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.
Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.
Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.
Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.
Результат:
а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР
б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.
3. Проверяем словарный запас.
Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»
Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».
Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».
Примерные слова.
Части тела: брови, щеки, шея, голова, живот.
Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.
Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.
Животные: собака, кошка, заяц, медведь.
Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.
Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.
Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.
Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».
Результат:
а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР
У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.
4. Проверяем грамотность речи.
Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.
Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».
Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».
Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.
Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом. Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-. Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».
Результат:
а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.
Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.
б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.
5. Проверяем фразовую речь
Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».
Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу. Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку. Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.
Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия. Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».
Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.
Задавайте наводящие вопросы.
Результат:
А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.
Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.
Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.
6. Проверяем понимание речи.
Понимание смысла слов. Назовите предмет на картинке и попросите ребенка показать его. Предметы должны быть ему знакомы. Например, стол, стул, дерево и так далее.
Понимание смысла грамматических конструкций. Показывайте ребенку картинки с изображением однородных предметов, названия которых различаются грамматическими формами слов. Например: «Покажи кота (котенка), палец (пальцы). Покажи, где дверь открыта (закрыта), где собачка убежала (прибежала)».
Понимание смысла предложений. Давайте ребенку простые инструкции: «Попрыгай на одной ноге. Возьми карандаш и бумагу». Давайте инструкции для выполнения многоступенчатых действий. Выговаривайте инструкцию за один раз, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне».
Результаты:
а) Ребенок не понимает значения многих слов, не ориентируется в грамматических формах, до конца не понимает инструкций (действия выполняет не полностью или приблизительно). Он понимает речи только в пределах узкого повседневного обихода (стереотипные фразы частого употребления) – тяжелая форма ОНР.
Ребенок понимает не все слова и грамматические конструкции. Он способен выполнять простые инструкции – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок выполняет все задания. Он может не знать некоторых слов, иногда не может выполнить многоступенчатую инструкцию, потому что не запомнил ее – норма.
Оценка результатов теста:
Если хотя бы один из пунктов теста показал возможное наличие общего недоразвития речи у ребенка, для своего спокойствия обратитесь к специалисту.
Помните: ОНР успешно корректируется в раннем возрасте с помощью специальных упражнений и занятий с логопедом!
Удачи!
Алёна Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи
Источник
Напишу основы пмпк комиссии по определению интеллекта, поскольку именно зпр/задержка психического развития/ или уо/умственная отсталость являются зачастую факторами задержки речи. Итак, интеллектуальное развитие ребенка:
Тест для 2.5-3-х леток
Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет.
Восприятие.
1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.
Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.
Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.
2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей
Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются
Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.
Дифференцировка величины предмета.
Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине
Память.
Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд
Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен
Развитие пространственных представлений.
Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
Оценка речи.
Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.
Развитие двигательной сферы
Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,
Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
Оценка крупной моторики
Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Оценка тонкой моторики
Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.
Особенности общения
Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)
Навыки самообслуживания
Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игра
Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.
Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:
·недоразвитие речевых функций;
·недоразвитие навыков самообслуживания;
·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
·недоразвитие игровой деятельности;
·несформированность возрастных форм поведения.Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет
Восприятие.
1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.
Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.
Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.
2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей
Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются
Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.
Дифференцировка величины предмета.
Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине
Память.
Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд
Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен
Развитие пространственных представлений.
Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
Оценка речи.
Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.
Развитие двигательной сферы
Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,
Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
Оценка крупной моторики
Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Оценка тонкой моторики
Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.
Особенности общения
Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)
Навыки самообслуживания
Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игра
Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.
Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:
·недоразвитие речевых функций;
·недоразвитие навыков самообслуживания;
·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
·недоразвитие игровой деятельности;
·несформированность возрастных форм поведения.
Источник