Тест на развитие ребенка готовность к школе
Категория: Подготовка ребенка к школе
6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.
Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Профессии мамы и папы.
- Определять время по часам.
- Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
- Погодные явления.
- Основные цвета.
- Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
- Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
- Знать понятия «больше, меньше, поровну».
Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
- Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
- Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
- Может ли точно скопировать простой узор?
- Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
- Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
- Включается ли он в игру других детей?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»
Картинки можно скачать и распечатать.
Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.
И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Источник
Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы для родителей на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.
В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.
Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.
Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.
У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?». Ответ был «Нет».
Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа. Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..
Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!
То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).
А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:
1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?
2. Расскажи о себе. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?
3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут…Папу зовут…Мама работает… Папа работает… Кто еще живет с вами?
4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.
5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?
Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого? Почему?
Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.
. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?
Несколько тестов
1.Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.
2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?
3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?
4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.
На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?
5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.
Далее идут несколько заданий психологического характера.
1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.
Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : «Делай, как можешь!» Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.
2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.
- Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
- Срисуй или спиши фразу: «Он ел суп» (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
- Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
- Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)
- Мы не будем подводить итоги скрупулёзно, по баллам. Но некоторые моменты по рисуночным тестам я напишу в следующий раз.
- Скажу только, что если вы увидите, что ваш ребенок не совсем готов к школе, не пугайтесь. Смело подходите к учителю или психологу школы и просите особого внимания, корректирующих занятий с психологом , дополнительного обследования.
- А я могу помочь рекомендациями и советами, как учиться. если слабая память, внимание, логика, как быстро научить ребенка читать считать. запоминать стихи и т. д.
- Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч, удачи и счастья!
- Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории , с этого учебного года на заслуженном отдыхе.
Источник
Готовность ребенка к школе определяется сразу несколькими критериями. Во внимание берется не только речь и знания, но и психологическое состояние. Во всех учреждениях проводятся тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе.
Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу
Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:
- свои ФИО;
- ФИО обоих родителей;
- полный адрес проживания (включая страну и город).
Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.
Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.
Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:
- безошибочно называть дни недели;
- не путаться в понятиях «право-лево»;
- знать основные праздники;
- уметь рассказать о популярных видах спорта;
- знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.
Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок.
Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе
Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:
- интеллектуальной;
- психологической;
- речевой.
Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.
Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.
В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.
Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.
В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:
- Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
- Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
- Правильное употребление форм сложных слов.
- Рассказ стихотворения на память, с выражением.
- Изменение слов, образуя новые.
- Использование антонимов.
- Понимание образных выражений.
- Отгадывание загадок.
- Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
- Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).
Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.
Примеры тестов на готовность детей к школе
Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.
Тесты на развитие внимательности:
- Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
- Копирование узоров на бумаге или движений.
- Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.
Отлично развивают память и следующие упражнения:
- Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
- Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
- Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
- Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.
Тесты на повышение уровня мышления:
- Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
- В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
- Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
- Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
- Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
- Определять последовательность событий.
- Складывать пазлы без помощи взрослых.
- Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.
Тесты на развитие кругозора:
- Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
- Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
- Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
- Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
- Назвать основные цветы и геометрические фигуры.
Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.
Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе
В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:
- воспроизводить картинки по образцу;
- находить лишние предметы;
- запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
- определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
- назвать недостающие предметы и рисовать их;
- соотносить количество предметов с указанными цифрами;
- в уме складывать и вычитать простые числа;
- проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.
Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.
Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.
Групповая диагностика готовности к школе
Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:
- групповое тестирование;
- индивидуальное собеседование.
В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.
Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса.
От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:
- умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
- умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
- умение складывать и вычитать, насколько они математики;
- понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
- умеют ли проводить сравнения множества;
- навыки классифицирования;
- состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
- развит ли фонематический слух;
- умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.
Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе. Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.
Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября. Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.
Источник