Тест на развитие общения с ребенком
Тестовые задания по МДК 02.06 «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
1 вариант
Определите вид деятельности: взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата – это…
А. игра
Б. труд
В. общение.
О чем идет речь: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения: возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, взрослый выступает как источник информации:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5.Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы:
А. ситуативно-личностное
Б. внеситуативно- познавательное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: общение целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера, не связано с их предметными действиями. Основные средства общения – экспрессивно-выразительные движения.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. «Устный дневник» — это:
А. фиксация взрослым темпов развития ребенка
Б. беседа о событиях из жизни детей.
8. О чем идет речь: деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств – это:
А. форма общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
9. О чем идет речь: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
10. Что называют «школой произвольного поведения»:
А. труд,
Б. ролевую игру,
В. соревнование?
11. Назовите 4 методики, с помощью которых можно определить социометрический статус ребенка в коллективе сверстников_______________________________________________________
2 вариант
1. О чем идет речь: образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения, – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
2. О чем идет речь: операции, с помощью которых осуществляются действия общения – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
3. Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения: выражаются в способности к сотрудничеству в игре, в общей деятельности, взрослый выступает как партнер:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
4. Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: позы, жесты, действия с игрушками:
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: проявляет интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любит разговаривать о том, ка надо себя вести, стремиться действовать по правилам:
А. внеситуативно-личностное
Б. ситуативно-личностное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста, наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника, появляется конкурентное, соревновательное начало, среди средств общения начинают преобладать речевые.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. Психологическая сущность потребности в общении состоит в:
А. потребности в безопасности,
Б. потребности во впечатлениях,
В. в стремлении к познанию самого себя и других.
8. «Госпитализм» — это:
А. длительное нахождение в больнице маленьких детей по болезни,
Б. внесемейное воспитание, оставшихся без родителей маленьких детей.
9. Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением называется:
А. произвольным поведением
Б. непроизвольным поведением.
10. Расставьте формы общения дошкольников со сверстниками в порядке их возникновения:
А. Ситуативно-деловая,
Б. внеситуативно-деловая,
В.эмоционально-практическое.
11. Назовите возможные варианты социометрического статуса ребенка в коллективе сверстников______________________________________
Ключ к тестовым задания по МДК 02.06
«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
1 вариант
Определите вид деятельности: взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата – это…
А. игра
Б. труд
В. общение.
О чем идет речь: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения:
— возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, взрослый выступает как источник информации;
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
Определите, к какой категории относятся следующие средства общения:
— взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5.Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка:
— предпочитает только играть со взрослым, волнует только, какие игрушки разрешит взять воспитатель, какую игру предложит; избегает любого разговора на познавательные и личностные темы:
А. ситуативно-личностное
Б. внеситуативно- познавательное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками:
— общение целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера, не связано с их предметными действиями. Основные средства общения – экспрессивно-выразительные движения.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. «Устный дневник» — это:
А. фиксация взрослым темпов развития ребенка
Б. беседа о событиях из жизни детей.
8. О чем идет речь: деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств – это:
А. форма общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
9. О чем идет речь: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
10. Что называют «школой произвольного поведения»:
А. труд,
Б. ролевую игру,
В. соревнование?
11. Назовите 4 методики, с помощью которых можно определить социометрический статус ребенка в коллективе сверстников
«Репка», «День рождения», «Два домика», «Капитан корабля», «Полет на луну», «Пьедестал», «Радости и огорчения» и др.
2 вариант
1. О чем идет речь: образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения, – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
2. О чем идет речь: операции, с помощью которых осуществляются действия общения – это:
А. средства общения
Б. продукты общения
В. функции общения.
3. Определите, к какой категории относятся следующие мотивы общения:
— выражаются в способности к сотрудничеству в игре, в общей деятельности, взрослый выступает как партнер:
А. деловые
Б. познавательные
В. личностные.
4. Определите, к какой категории относятся следующие средства общения: позы, жесты, действия с игрушками:
А. речевые
Б. экспрессивно-мимические
В. предметно-действенные.
5. Определите уровень развития общения ребенка со взрослым по характеристикам поведения ребенка: проявляет интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любит разговаривать о том, ка надо себя вести, стремиться действовать по правилам:
А. внеситуативно-личностное
Б. ситуативно-личностное
В. ситуативно-деловое.
6. Определите форму общения дошкольников со сверстниками: складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста, наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника, появляется конкурентное, соревновательное начало, среди средств общения начинают преобладать речевые.
А. эмоционально-практическое
Б.ситуативно-деловое.
7. Психологическая сущность потребности в общении состоит в:
А. потребности в безопасности,
Б. потребности во впечатлениях,
В. в стремлении к познанию самого себя и других.
8. «Госпитализм» — это:
А. длительное нахождение в больнице маленьких детей по болезни,
Б. внесемейное воспитание, оставшихся без родителей маленьких детей.
9. Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением называется:
А. произвольным поведением
Б. непроизвольным поведением.
10. Расставьте формы общения дошкольников со сверстниками в порядке их возникновения:
2. А. ситуативно-деловая,
3. Б. внеситуативно-деловая,
1. В.эмоционально-практическое.
11. Назовите возможные варианты социометрического статуса ребенка в коллективе сверстников
«Звезды», популярные; предпочитаемые, игнорируемые, отвергаемые
Источник
Тестирование родителей «Общение ребёнка со сверстниками».
Цель: выявить уровень коммуникативных навыков детей.
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказать своей точки зрения
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражает, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражает
6. Когда ваш вас ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д.
А) Да
Б) не всегда
В) нет
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) начинает плакать, обижается, капризничает
В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) не обратит никакого внимания
В) сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) достойно ответит
Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
Источник
Диагностика коммуникативных способностей ребенка
Методика 1.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что
все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке
рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?Задание 3.
На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2.
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что мама его поблагодарит.Задание4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой
мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.Задание 3.Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.Задание4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Источник