Тест для определения развития речи у ребенка
29.03.2015,
Проблемы с речью, Статьи
В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года, и рассмотрели основные признаки общего недоразвития речи. Сегодня вы можете самостоятельно провести диагностику ОНР с помощью комплексного теста.
Отметьте «+» ваш результат в каждом пункте.
1. Проверяем произношение звуков.
Попросите ребенка назвать вслед за вами все звуки, отметьте те, которые ребенок не может произнести или произносит неправильно.
Результат:
а) Произношение большинства звуков нарушено – возможно, ОНР.
б) Неверно произносятся некоторые звуки (они в меньшинстве) – норма.
2. Проверяем соблюдение рисунка слова.
Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.
Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.
Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.
Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.
Результат:
а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР
б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.
3. Проверяем словарный запас.
Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»
Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».
Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».
Примерные слова.
Части тела: брови, щеки, шея, голова, живот.
Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.
Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.
Животные: собака, кошка, заяц, медведь.
Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.
Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.
Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.
Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».
Результат:
а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР
У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.
4. Проверяем грамотность речи.
Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.
Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».
Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».
Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.
Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом. Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-. Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».
Результат:
а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.
Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.
б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.
5. Проверяем фразовую речь
Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».
Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу. Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку. Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.
Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия. Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».
Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.
Задавайте наводящие вопросы.
Результат:
А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.
Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.
Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.
6. Проверяем понимание речи.
Понимание смысла слов. Назовите предмет на картинке и попросите ребенка показать его. Предметы должны быть ему знакомы. Например, стол, стул, дерево и так далее.
Понимание смысла грамматических конструкций. Показывайте ребенку картинки с изображением однородных предметов, названия которых различаются грамматическими формами слов. Например: «Покажи кота (котенка), палец (пальцы). Покажи, где дверь открыта (закрыта), где собачка убежала (прибежала)».
Понимание смысла предложений. Давайте ребенку простые инструкции: «Попрыгай на одной ноге. Возьми карандаш и бумагу». Давайте инструкции для выполнения многоступенчатых действий. Выговаривайте инструкцию за один раз, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне».
Результаты:
а) Ребенок не понимает значения многих слов, не ориентируется в грамматических формах, до конца не понимает инструкций (действия выполняет не полностью или приблизительно). Он понимает речи только в пределах узкого повседневного обихода (стереотипные фразы частого употребления) – тяжелая форма ОНР.
Ребенок понимает не все слова и грамматические конструкции. Он способен выполнять простые инструкции – более легкая форма ОНР.
б) Ребенок выполняет все задания. Он может не знать некоторых слов, иногда не может выполнить многоступенчатую инструкцию, потому что не запомнил ее – норма.
Оценка результатов теста:
Если хотя бы один из пунктов теста показал возможное наличие общего недоразвития речи у ребенка, для своего спокойствия обратитесь к специалисту.
Помните: ОНР успешно корректируется в раннем возрасте с помощью специальных упражнений и занятий с логопедом!
Удачи!
Алёна Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи
Источник
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назови своих любимых сказочных героев.
- Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
- Какие города ты знаешь?
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные дают нам молоко?
- .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
- Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или
зимой?
- Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 14.
Блок 1
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:
А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).
Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).
В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).
Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).
Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:
Корова — бык, курица — ? Утка — утёнок, лошадь — ?
Птица — гнездо, пчела — ? Гвоздь — молоток, шуруп — ?
Длинный — короткий, широкий — ?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.
Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:
письменный стол — обеденный стол;
деревянный стол — стеклянный стол;
пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 7. Закончи предложения.
Курам нужен курятник, а муравьям — …
На гармони играет гармонист, а на балалайке — …
Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …
Двор убирает дворник, а часы чинит — …
Белка живёт в дупле, а пчёлы — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 8. Ответь на вопросы.
Какие носки мы называем шерстяными?
Какую шишку мы называем еловой?
Какое платье мы называем бальным?
Какую одежду мы называем домашней?
Какой суп мы называем вермишелевым?
Какой сок мы называем томатным?
Какой торт мы называем ореховым?
Какое дупло мы называем беличьим?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.
Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 10 Растолкуй значение слов:
печник, коровник, виноградник, воротник;
соусница, учительница, больница;
водитель, зритель, победитель, выключатель.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.
Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.
Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).
ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?
Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )
Б. Из каких цветов сплетены эти венки?
Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
3 а да н и е 13. Назови иначе.
Образец: Хвост лисы — лисий хвост.
Голова барсука — …
Уши зайца — …
Шерсть овцы — …
Голова осла — …
Хвост белки — …
Грива льва — …
Уши телёнка — …
Лапы индюка — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.
Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.
Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака — из-под стола (лист 6-13).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.
Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.
А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.
Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.
Сахар — сахарница, масло — …
Очки — очечник, мыло — …
Трактор — тракторист, экскаватор — …
Гитара — гитарист, скрипка — …
Летать — лётчик, учить — …
Носить — носильщик, строить — …
Тигр — тигрица, заяц — …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.
Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.
Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.
Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу
Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.
Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.
ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 18. Закончи предложения.
Лена ходила в лес, чтобы …
Автобус сломался, поэтому…
Ребята ходили в цирк, который …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 19.
А. Повтори слова и словосочетания:
слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.
Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 20. Повтори слоги:
па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.
Лена была вчера в школе? (Да, была.)
Папа принес эти цветы? (Да, папа.)
Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)
Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы
Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.
Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.
Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.
Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.
Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
Вопросы:
- Что охотники используют при ловле обезьян?
- Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
- Какой кувшин используют при ловле обезьян?
- Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.
Картинки (даны вперемешку):
- Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
- Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
- Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
- Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
- Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.
Максимальное количество баллов — 2.
Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:
а) рассказ соответствует предложенному сюжету;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.
1 балл:
а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
О баллов:
а) рассказ не соответствует предложенному сюжету
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Сиротка
Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.
Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.
Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) пересказ соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) пересказ частично соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит только основную информацию;
в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.
О баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Источник