Теория выготского культурное развитие ребенка
Л.С. Выготский
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).
В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.
Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.
В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.
Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.
Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.
Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.
Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».
Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».
Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.
Источник
Лев Выготский разработал теорию, где в основе психического развития лежат исторически сформировавшиеся культурные смыслы и значения, коллективно разделяемые и осмысляемые. Мир приобретает для ребенка тот смысл, который определяет для него окружающая культура через представления близких взрослых, а психическое развитие становится процессом, кардинально отличным от биологического созревания или даже научения, определяющих развитие животных. Психическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения и присвоения культурно-исторического опыта. А условиями усвоения этого опыта становятся собственная активность ребенка и общение со взрослым, который открывает ребенку смыслы объектов и действий с ними.
Лев Семенович Выготский (1896—1934) — российский психолог, автор культурно-исторической концепции развития психики. Внес большой вклад в развитие общей и педагогической психологии, возрастной психологии и дефектологии, психологии искусства и теории психологии. Получил юридическое и историко-филологическое образование, развивал естественнонаучную психологию; создавал педологию в России. Всего за 10 лет научной карьеры разработал учение об общественно-исторической природе сознания, учение о высших психических функциях, учение о возрасте. Экспериментальные исследования всегда сочетались у Выготского с научной рефлексией и методологически м и работами.
Наиболее значимые работы: «Психология искусства» (1925—26), «Орудие и знак в развитии ребенка» (в соавторстве с А. Р. Лурией, 1930), «История развития высших психических функций» (1931), «Педология подростка» (1929—1931), «Лекции по психологии» (1932), «Мышление и речь» (1934). [1][2]
2. Учение о психологическом возрасте. Психологический возраст, который Выготский принципиально отделял от хронологического и биологического, является единицей развития, т.е. той «клеткой», которая максимально проста, но несет в себе общую структуру качественных изменений. Сущностными компонентами психологического возраста являются психические новообразования и социальная ситуация развития ребенка как система отношений с окружающей его действительностью. Кроме того, в понятие «психологический возраст» добавляется и ведущая деятельность, которая определяет в каждом возрасте формирование психических новообразований.
Динамику перехода от возраста к возрасту Выготский определял как критическую, т.е. каждый новый этап развития сопровождается кризисом — противоречием между старой социальной ситуацией (исчерпавшими себя отношениями) и новообразованиями психики как заявкой ребенка на новые отношения с миром. Динамику развития можно условно представить следующей схемой (рис. 3.2).
Рис. 32. Динамика возрастного развития:
ССР — социальная ситуация развития, ВД — ведущая деятельность, УН — новообразования в сфере психики
В каждом возрасте социальная ситуация развития отличается своей спецификой и направленностью отношений на освоение нового вида деятельности. Ведущая деятельность, в свою очередь, создает наиболее благоприятные условия для формирования новых качественных сторон психических процессов — новообразований. Изменившийся, повзрослевший ребенок стремится установить новые отношения с социальным окружением, что вызывает конфликт со старой социальной ситуацией развития — кризис. Разрушение старых отношений ведет к созданию новой социальной ситуации, и развитие выходит на следующий круг спирали.
3. Закон развития высших психических функций. «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз как действие индивидуальное, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая»[3]. Генезис психических функций идет от натуральных (естественных) к высшим (собственно человеческим) путем интериоризации знаков и развития значений. Высшие психические функции, согласно Выготскому, есть продукт культурно-исторического развития, результат исторического изменения форм поведения, опосредованных орудиями и деятельностью. Вследствие этого высшие психические функции становятся произвольными, осознанными и опосредованными, что делает их фактически психологическими орудиями труда. Кроме того, высшие психические функции являются системными, объединенными в иерархическую структуру.
Натуральная психическая функция восприятия обеспечивает ребенку распознавание стимулов, предметность восприятия, сенсомоторную координацию. Но под влиянием вводимых взрослым эталонов цвета, размера, формы, с помощью речи восприятие уже в раннем возрасте начинает преобразовываться в высшую психическую функцию, так как начинает сознательно регулироваться, строиться по образцу и использовать все более сложные достижения человечества в построении образов окружающего мира. Высшие психические функции формируются в сотрудничестве и взаимодействии ребенка со взрослым, т.е. путем присвоения социального образца в деятельности.
4. Закон ведущей роли обучения для развития. Обучение ведет за собой развитие, потому что через обучение (в самом широком смысле) в сознание ребенка встраиваются высшие формы психики, определяющие его развитие. Без обучения невозможно развитие, невозможно формирование высших психических функций.
В развитии психических процессов выделяются два уровня: актуальный и потенциальный. Актуальный уровень — это те задачи, которые ребенок решает самостоятельно. Уровень потенциального развития определяется задачами, которые ребенок способен решить в сотрудничестве со взрослым. Расстояние между этими уровнями получило название зоны ближайшего развития. Полноценное понимание развития психических процессов возможно только с учетом зоны ближайшего развития, т.е. «завтрашнего дня» ребенка.
Зона ближайшего развития — расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем решения задач в сотрудничестве со взрослым.
Понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, а также исследования Выготского в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья перевернули взгляды существовавшей тогда дефектологии и позволили заложить новые подходы к обучению детей с различными траекториями развития. Эти подходы реализуются сейчас во всем мире.
- 5. Закон гетерохронности развития. Психическое развитие не совпадает по времени с хронологическим, т.е. нельзя требовать от психики простого совпадения во времени с определенными показателями. Различные психические процессы формируются с разной скоростью и интенсивностью, и явление гетерохронности, когда линии интеллектуального, социального, психофизиологического и органического развития существенно расходятся, — совсем не редко.
- 6. Закон среды. Определяющая роль социальной среды в психическом развитии подчеркивалась многими. Уникальность характеристики среды, предложенной Выготским, заключается в выделении относительного характера влияния среды через переживания ребенка. Влияние среды не абсолютно, а трансформируется отношением к ее элементам самого субъекта, в каждом возрасте это отношение меняется, меняется и значимость различных компонентов среды. Среда проживается и переживается ребенком индивидуально.
- 7. Закон системного и смыслового строения сознания. Системность сознания заключается в иерархической взаимосвязанной структуре психических функций. Функции развиваются не изолированно, а занимая определенное место в структуре сознания. Смысловое строение сознания воплощено в значениях, которые последовательно развиваются в речи от синкрет (обобщения по субъективным случайным основаниям) к комплексам (обобщения по конкретно-фактическим, объективным, но не существенным основаниям) и, наконец, к понятиям (обобщения по принципиальным, существенным основаниям). Обучение, последовательно формируя понятийное мышление и обобщения, перестраивает и сознание.
При переходе от одного возраста к другому происходит смена центральных и побочных линий развития, меняется структура сознания. Исходным моментом всех динамических изменений является социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Выготский не успел полностью исследовать и изложить возрастную периодизацию развития. В дальнейшем это было сделано его учениками А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, которые принципиально доработали и включили в нее многие важные моменты, отражающие логику психического развития ребенка.
В табл. 3.4 представлена периодизация на основе тех ориентиров, которые даны в работах Выготского.
Таблица 3.4
Стадии психического развития в культурно-исторической концепции
Стадия развития | Социальная ситуация развития | Ведущая психическая функция | Новообразования |
Кризис новорожденности | |||
Младенчество, 2 мес. — 1 год | «Пра-мы» — постоянная связь с ухаживающим взрослым. Взрослый — центр социальной ситуации развития | Психические функции не дифференцированы. Система инстинктивного сознания, развивается под воздействием аффектов и влечений | Социальная улыбка ухаживающему взрослому. Развитие изначально социального отношения к действительности |
Окончание табл. 3.4
Стадия развития | Социальная ситуация развития | Ведущая психическая функция | Новообразования |
Кризис первого года жизни | |||
Раннее детство, 1—3 года | Аффективная привязанность к взрослому | Восприятие | Овладение речью, ходьба, развитие аффектов. Первичные обобщения, развитие речи |
Кризис трех лет | |||
Дошкольный возраст, 3—7 лет | Познание мира взрослых в ролевой игре | Память | Развитие аффективной и волевой сторон личности, внешнее Я сам (проявление личности). Соподчинение мотивов, самостоятельность, обобщенные представления |
Кризис семи лет | |||
Школьный возраст, 8—12 лет | Систематическое школьное обучение; отношения с другими детьми | Мышление | Осмысленное отношение к собственным переживаниям; обобщение переживаний; самооценка. Формирование научных понятий |
Кризис 13 лет | |||
Пубертатный возраст, 14—18 лет | Сознание как целостная система | Развитие самосознания; развитие рефлексии; изменение интересов; формирование логического мышления | |
Кризис 17 лет |
Основными достоинствами теории Выготского, повлиявшими на развитие психологии дошкольника, являются:
- — обоснование культурно-исторического принципа развития психики;
- — разработка теории психологического возраста с выделением структуры и динамики возраста; анализом психических новообразований;
- — определение социальной ситуации развития как источника психического развития, определение ее структуры и возрастной динамики;
- — разработка и обоснование закона развития высших психических функций, процесса генезиса сознания человека;
- — выделение ведущей роли обучения, анализ структуры развивающего обучения, определение понятия зоны ближайшего развития.
Ограничениями культурно-исторической концепции стали:
- — противопоставление натуральных и высших психических функций;
- — недостаточный учет предметной деятельности в психическом развитии;
- — иепроработанность идеи о системном и смысловом строении сознания, увлеченность знаковой структурой;
незавершенность периодизации психического развития.
Источник
По
Л. С. Выготскому, необходимо выделять
две линии психического развития ребенка
— натуральное и культурное развитие.
Натуральные (исходные) психические
функции индивида по своему характеру
являются непосредственными и
непроизвольными, обусловленными прежде
всего биологическими, или природными
(впоследствии в школе А. Н.Леонтьева
стали говорить — органическими), факторами
(органическим созреванием и функционированием
мозга). В процессе овладения субъектом
системами знаков (линия «культурного
развития») натуральные психические
функции превращаются в новые — высшие
психические функции (ВПФ), которые
характеризуются тремя основными
свойствами:
1)
социальностью (по происхождению),
2)
опосредствованностью (по строению),
3)
произвольностью (по характеру регуляции).
Тем
не менее, натуральное развитие
продолжается, но «в снятом виде», т.е.
внутри и под контролем культурного.
В
процессе культурного развития изменяются
не только отдельные функции — возникают
новые системы высших психических
функций, качественно отличные друг от
друга на разных стадиях онтогенеза.
Так, по мере развития восприятие ребенка
освобождается от своей первоначальной
зависимости от аффективно-потребностной
сферы человека и начинает вступать в
тесные связи с памятью, а впоследствии
и с мышлением. Таким образом, первичные
связи между функциями, сложившиеся в
ходе эволюции, заменяются вторичными
связями, построенными искусственно — в
результате овладения человеком знаковыми
средствами, в том числе языком как
главной знаковой системой.
Важнейшим
принципом психологии, по Л.С. Выготскому,
является принцип историзма, или принцип
развития (невозможно понять «ставшие»
психологические функции, не проследив
детально историю их развития), а главным
методом исследования высших психических
функций — метод их формирования.
Частным
следствием культурно-исторической
теории является важное для теории
обучения положение о «зоне ближайшего
развития» — периоде времени, в котором
происходит переструктурирование
психической функции ребенка под влиянием
интериоризации структуры совместной
со взрослым, знаково-опосредствованной
деятельности.
Л.
С. Выготский показал, что человек обладает
особым видом психических функций,
которые полностью отсутствуют у животных.
Эти функции, названные Л. С. Выготским
высшими
психическими функциями,
составляют высший уровень психики
человека, обобщенно называемый сознанием.
И формируются они в ходе социальных
взаимодействий. Высшие психические
функции человека, или сознание, имеют
социальную природу. Для того чтобы четко
обозначить проблему, автор сближает
три фундаментальных понятия, ранее
рассматривавшихся как раздельные —
понятие высшей психической функции,
понятие культурного развития поведения
и понятие овладения процессами
собственного поведения.
Деятельностный
подход в отечественной психологии в
трудах С. Л. Рубинштейна
В
советский период развития отечественной
психологии деятельностный подход был
центральной концепцией. В рамках этого
подхода разрабатывались теория личности,
понимание предметов и задач психологии
как науки, педагогические концепции.
Центральной идеей выступал постулат о
единстве сознания и деятельности,
которая рассматривалась с марксистской
точки зрения, проповедующей труд как
основную форму взаимоотношения человека
со средой. Принципы деятельностного
подхода активно разрабатывались в
трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна
и А. Н. Леонтьева.
Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал
следующие идеи деятельностного подхода.
1.
Всякое действие человека исходит из
мотивов и направляется на цель.
2.
Деятельность и сознание образуют
единство. Сам факт осознания своей
деятельности изменяет характер ее
протекания
и, таким образом, перестает быть простой
совокупностью ответных реакций на
внешние раздражители.
3.
Осознанность действия зависит от
отношения, складывающегося в ходе самой
деятельности. Сознательное
действие
— это не действие, которое сопровождается
сознанием.
4.
Поведение человека не сводится к простой
совокупности реакций, оно включает
систему сознательных действий, которые
отличаются от реакции иным отношением
к объекту.
5.
Действие — это сознательный акт
деятельности, который направляется на
объект, и оно становится поступком по
мере того, как его отношение к субъекту
превратилось в сознательное отношение.
6.
Деятельность понимается как взаимодействие
субъекта с окружающим миром; это процесс,
через который реализуется отношение
человека к окружающему миру и через
который его психика становится познаваема
для других. В работе Рубинштейна ≪Основы
общей психологии≫- одном из важнейших его трудов — были
сведены воедино почти все теоретические
и эмпирические достижения советской
психологии 30-х гг. Здесь рассматриваются
психика, сознание и личность в контексте
их развития.
Понятие
о деятельности в трудах А. Н. Леонтьева
Алексей
Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал
общепсихологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева ≪Деятельность.
Сознание. Личность≫.
В своей теории деятельности Леонтьев
выдвигал следующие научные идеи.
1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.
2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.
3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.
4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.
5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:
—
элементарная сенсорная психика;
—
перцептивная психика (т. е. формирование
образа);
—
стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).
6. В
каждом возрасте у человека существует
ведущая
деятельность.
(Это положение послужило основой для
созданной Д. Б. Элькониным периодизации
психического развития ребенка).
7. Всю
совокупность человеческого опыта можно
разделить на три вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека. Идеи А. Н. Леонтьева
оказали сильнейшее влияние на развитие
большинства отраслей отечественной
психологии — социальной, детской,
педагогической, инженерной, патопсихологии,
зоопсихологии, эргономики. Более того,
идеи его положили начало развитию этих
отраслей психологии в СССР. Как и С. Л.
Рубинштейн, Леонтьев является одним из
основателей отечественной психологии.
Отечественная
психология в постсоветский период
Наравне с
общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный
кризис в
развитии психологии.
1. Отказ от
марксистской ориентации в научном
познании, серьезная критика отечественных
теорий, разработанных в советское время,
в частности теории деятельности и ее
принципа о неразрывной связи сознания
и деятельности. Сегодня эта теория,
пересмотрев некоторые положения, не
отвечающие современной реальности,
пользуется авторитетом как у нас в
стране, так и на Западе.
2. Анализ и
корректировка тех теорий, которые были
созданы в советский период, и адаптация
этих теорий
к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.
3. Распространение
аутентичных концепций советских
психологов, претерпевших гонения и
запреты, налаживание связи с мировой
психологической общественностью,
потерянной в годы ≪железногозанавеса≫,
интеграция западных научных подходов
и концепций.
4. Психологические
разработки во многих областях: исследования
познавательных процессов в общей
психологии, создание новых направлений
и выработка отвечающих современности
идей в теории личности и социальной
психологии.
5. Создание
в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала
≪Психологическоеобозрение≫. 31
января 1996 г. в Москве состоялась Первая
всероссийская конференция по психологии≪Психологиясегодня≫.
6.
Сближение науки с практикой с учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психология менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.
7.
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача — работа с
индивидуальными трудностями человека.
Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр
применения
и позволяющую использовать свои знания
и наработки в большинстве сфер современной
жизни — политике, экономике, праве,
медицине, военном деле, образовании,
менеджменте и др.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник