Теория сирса о развитии и воспитании ребенка в семье

Р. Сирс изучал отношения родителей и детей (понятие социализации). Если, по Б. Скиннеру, подкрепление приводит к увеличению вероятности появления определенного поведения при определенных условиях, то, по Р. Сирсу, подкрепление ведет, прежде всего, к снижению мотивации. В активном поведении он выделял действие и социальное взаимодействие.

Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, возникающие в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, как следствие социальных влияний.

Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.

Р. Сирс рассматривает поведение человека по следующей схеме.

  • — первичная потребность вызывает состояние напряжения — мотив;
  • — напряжение активизирует поведение, которое вызывает определенное состояние среды;
  • — достижение цели приводит к снятию напряжения, а затем к закреплению связи между потребностью и поведением.

По мнению Р. Сирса, развитие ребенка определяет практика воспитания, отсюда так важно просвещение родителей.

В самом развитии Р. Сирс выделяет 3 фазы:

фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года);

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация _ с 1,6 до 5 лет);

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, которая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу _ после 5 лет).

По Р. Сирсу, новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным миром. Но уже первые врожденные потребности ребенка, его внутренние побуждения служат источником научения. Первые попытки угасить внутреннее напряжение составляют первый опыт научения. Этот период рудиментарного асоциального поведения предшествует социализации. Постепенно младенец начинает понимать, что угашение внутреннего напряжения связано с его действиями. Его действия становятся частью последовательности целенаправленного поведения. Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения, будет повторяться снова и встраиваться в цепь целенаправленного поведения, когда напряжение будет возрастать. Удовлетворение потребности составляет положительный опыт младенца.

Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать внимание с ее стороны. Путем проб и ошибок он манипулирует окружением «в погоне» за удовлетворяющим ответом, в то время как его окружение предлагает ему возможность выбора из различных вариантов удовлетворения его побуждений. В этих диадических отношениях ребенок научается контролировать ситуацию и сам постепенно находится под контролем. У ребенка возникает техника кооперирования с теми, кто заботится о нем. С этого момента начинается социализация.

Успешное развитие характеризуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удовлетворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.

По Р. Сирсу, центральный компонент научения _ это зависимость. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. В возрасте от 4 до 12 месяцев устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок, и мать имеют репертуар значимых действий, стимулирующих взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви).

Детская зависимость, с точки зрения Р. Сирса, _ это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать.

Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: ребенок просит взрослого взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом с взрослым, боится остаться один. Он научается вести себя так, чтобы привлечь внимание родителей. По Р. Сирсу: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь.

Зависимость, с позиций бихевиоризма, формируется при соблюдении двух законов _ закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация _ это присутствие матери и комфорт ребенка. Отсутствие матери означает отсутствие комфорта и, соответственно, стимул для тревоги и страха. Это также учитывается в воспитании ребенка: эффективность материнского приближения/удаления дает ей инструмент для воспитания у ребенка правил социальной жизни.

Р. Сирс рассматривает зависимость как сложнейшую мотивационную систему, формирующуюся при жизни.

Зависимость _ принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей.

Обобщая результаты своих исследований, Р. Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они _ продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.

«Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или оппозиционного поведения (сопротивление указаниям, правилам, порядку и требованиям путем игнорирования, отказа или противоположного поведения). В этом поведении есть черты агрессивности, но также с целью привлечения внимания к себе. Условия возникновения этой формы: «занятая мать» (слабость материнского внимания), слабость ограничительных требований и отсутствие требований к осуществлению зрелых форм поведения.

«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.

«Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности кооперативной активности или, наоборот, стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Здесь обнаруживается терпимость матери и отца, поощрение зависимости.

«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

«Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Это форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования является атмосфера инфантилизации.

В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, результат научения [25].

Источник

Известный
американский психолог Р. Сирс (1908–1998)
предложил принцип диадического анализа
развития личности. Этот принцип
заключается в том, что многие свойства
личности первоначально формируются в
так называемых «диадических ситуациях»,
потому что действия человека зависят
от другого человека и ориентированы на
него. К диадическим отношениям можно
отнести отношения матери и ребенка,
учителя и ученика, сына и отца и др.
Ученый полагал, что нет строго фиксированных
и неизменных черт личности, так как
поведение человека всегда зависит от
личностных свойств другого члена диады.
Сирс выделил три фазы развития ребенка:

1) фаза
рудиментарного поведения – базируется
на врожденных потребностях и научении
в раннем детстве, в первые месяцы жизни);

2) фаза
первичных мотивационных систем –
научение внутри семьи (основная фаза
социализации);

3) фаза
вторичных мотивационных систем –
научение вне семьи (выходит за пределы
раннего возраста и связана с поступлением
в школу).

Очевидно,
что главным в процессе социализации
Сирс считал влияние родителей на
воспитание детей.

Центральным
компонентом научения Сирс считал
зависимость, т. е. потребность ребенка,
которую нельзя игнорировать. Известно,
что первая зависимость, возникающая у
ребенка, это зависимость от матери, пик
которой приходится на раннее детство.
Сирс выделил пять форм зависимого
поведения.

1. «Поиск
негативного внимания» – ребенок
старается привлечь внимание взрослых
при помощи ссор, неповиновения, разрыва
отношений. Причиной тому могут служить
низкие требования и недостаточность
ограничений по отношению к ребенку.

2. «Поиск
постоянного подтверждения» – это
извинения, просьбы, излишние обещания
или поиск защиты, комфорта, утешения.
Причина – завышенные требования к
ребенку, особенно относительно его
достижений со стороны обоих родителей.

3. «Поиск
позитивного внимания» – выражается в
поиске похвалы, желания включиться в
группу или выйти из нее.

4. «Пребывание
поблизости» – постоянное присутствие
возле другого ребенка или группы детей,
взрослых. Эту форму можно назвать
«незрелой», пассивной формой проявления
в поведении положительной зависимости.

5. «Прикосновение
и удержание» – это неагрессивное
прикосновение, обнимание или удерживание
других. Здесь можно говорить о «незрелой»
зависимой форме поведения.

Р. Сирс
считал, что родителям необходимо найти
средний путь в воспитании. Надо
придерживаться следующего правила: не
слишком сильная, не слишком слабая
зависимость; не слишком сильная, не
слишком слабая идентификация.

Роль
поощрения и наказания в формировании
нового поведения рассматривал американский
психолог-необихевиорист Б. Скиннер
(1904–1990). Главным понятием его концепции
является подкрепление, т. е. уменьшение
или увеличение вероятности того, что
данное поведение повторится. Он
рассматривал и роль награды в данном
процессе, но разделял роль подкрепления
и награды в формировании нового поведения,
считая, что подкрепление усиливает
поведение, а награда не всегда способствует
этому. По его мнению, подкрепление бывает
положительным и отрицательным, первичным
(пища, вода, холод) и условным (деньги,
знаки любви, внимания и т. д.).

Б. Скиннер
выступал против наказания и считал, что
оно не может дать устойчивого и
продолжительного эффекта, а игнорирование
плохого поведения может заменить
наказание.

Американский
психолог Дж. Гевирц большое внимание
уделял изучению условий возникновения
социальной мотивации и привязанности
младенца к взрослому, а взрослого – к
ребенку. Он основывался на достижениях
в области социальной психологии и идеях
Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу,
что источником мотивации поведения
ребенка выступают стимулирующее влияние
среды и научение на основе подкрепления,
а также разнообразные реакции ребенка,
например, смех, слезы, улыбка и т. д.

Американский
психолог У. Бронфенбреннер считал, что
результаты лабораторных исследований
необходимо проверять в естественных
условиях, т. е. в семье или группе
сверстников. Особое внимание он уделял
структуре семьи и других социальных
институтов как важнейшим факторам
развития поведения детей. Поэтому свои
исследования он проводил, наблюдая за
семьями.

Бронфенбреннер
изучил происхождение феномена «возрастной
сегрегации» в американских семьях.
Данный феномен заключается в том, что
молодые люди не могут найти свое место
в обществе. В результате человек чувствует
себя оторванным от окружающих его людей
и даже испытывает враждебность по
отношению к ним. Найдя в конце концов
дело по душе, он не получает удовлетворения
от работы, и интерес к ней вскоре угасает.
Этот факт оторванности молодых людей
от других людей и настоящего дела в
американской психологии получил название
отчуждения.

Корни
отчуждения Бронфенбреннер видит в
следующих особенностях современных
семей:

• работа
матерей;

• рост
количества разводов и соответственно
количества детей, растущих без отцов;

• дефицит
общения детей с отцами из-за занятости
последних на работе;

• недостаточное
общение с родителями из-за появления
телевизоров и отдельных комнат;

• редкое
общение с родственниками и соседями.

Все эти и
многие другие, еще более неблагоприятные
условия сказываются на психическом
развитии ребенка, что и приводит к
отчуждению, причины которого – в
дезорганизации семьи. Однако, как считает
Бронфенбреннер, дезорганизующие силы
зарождаются первоначально не в самой
семье, а в образе жизни всего общества
и в объективных обстоятельствах, с
которыми семьи сталкиваются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Р.Сирс изучал отношения детей и родителей. На его труды оказал влияние психоанализ. В активном поведении он выделял действие и соц.взаимодействие. Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, к-ые возникают как следствие соц.явлияний. Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера. Р.Сирс рассматривает поведение ч-ка по след. схеме. Первичная потребность вызывает состояние напряжения – мотив, к-ый активизирует поведение, вызывающее определенное состояние среды. Достижение цели снимает напряжения. Впоследствии форм-ся связь между потребностью и поведением. Р.Сирс считал, что развитие ребенка зависит от воспитания, поэтому крайне важно просвещение родителей. В самом развитии Р. Сирс выделяет 3 фазы:

фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года), этот период предшествует социализации;

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация — с 1,6 до 5 лет);

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, к-ая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу — после 5 лет).

По Р.Сирсу центральный компонент научения – это зависимость. Т.к. подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов ч-ка с др.людьми. Зависимость, с позиций бихевиоризма, форм-ся при соблюдении 2 законов — закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация — это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает комфорт. По Р.Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода и зависимым поведением у детей. Соц.среда, в к-ую входит ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «соц.среда» он включает: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи, уровень образования и др. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, соц.статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность развития здорового ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни. Т.О., первая фаза в развитии ребенка связывает биологич.наследственность с его соц.наследием. Эта фаза вводит малыша в соц.среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окр.миром.

Вторая фаза развития длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, но постепенно перестраиваются, превращаясь во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредником на ранней стадии этой фазы, наблюдая за поведением ребенка, помогая образованию более зрелых форм поведения. Когда ребенок становится старше, мать видит в зависимости поведение, к-ое надо изменить. Зависимость начинает модифицироваться: знаки любви и внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. Правильное воспитание предполагает золотую середину. Обобщая рез-ты своих исследований, Р.Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.

«Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Форма — следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку.

«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения. Форма связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.

«Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности или, наоборот, стремление выйти из группы. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окр.людей.

«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле др.ребенка или группы детей (взрослых). Одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

«Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования яв-ся атмосфера инфантилизации.

В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, рез-т научения.

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 2773; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9824 — | 7639 — или читать все…

Читайте также:

Источник