Теория развития восприятия ребенка венгер

Теория развития восприятия ребенка венгер thumbnail

Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние-под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников « (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в 80е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Л. А. Венгер опирался на положение Л. С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенкадошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сб. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).

Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л. А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Леонид Абрамович был не только ученым исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.

Л. А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участником многих международных психологических конференций.

Обладая редким талантом оратора и лектора, Л. А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников

Александр Владимирович Запорожец оставался для Л.А. Венгера учителем на всю жизнь. Он во многом определил подход Л.А. Венгера к пониманию развития ребенка. Этот подход представлял собой разработку культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Л.А. Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Познавательные способности стали выступать как прижизненно сложившиеся системы оперирования психическими средствами. Безусловная заслуга Л.А. Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

Главная особенность научно-исследовательской деятельности Л.А. Венгера состояло в том, что он не позволял бездоказательно что-либо утверждать. Все положения его теории основывались на многочисленных экспериментальных проверках. Это качество он прививал и своим сотрудникам. Все заседания лаборатории проводились Л.А. Венгером с большим эмоциональным подъемом. Он не могу равнодушно относится к любому результату, полученному в ходе исследования — часами обсуждались варианты интерпретаций и возможные направления дальнейших экспериментов.

Созданная Л.А. Венгером лаборатория работала как единый механизм. Все научные сотрудники принимали участие в массовых обследованиях, в написании коллективных монографиях, в конференциях и научных дискуссиях. Это была настоящая научная школа. Результаты ее деятельности отражены в целом ряде публикаций (Восприятие и обучение. — М., 1969; Генезис сенсорных способностей. — М., 1976; Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. — М., 1986 и др.). Однако лаборатория для Л.А. Венгера была не только сообществом коллег по работе, но и объединением людей, близких по духу, связанных не только общим содержанием научно-исследовательской деятельности, но и общими взглядами, интересами и культурой. Фактически Л.А. Венгера не мыслил свою жизнь без этих людей. Именно поэтому в лаборатории было много неформальных дел: день рождения любого сотрудника являлся поводом для того, чтобы готовить вместе подарки, писать стихи и выражать позитивное отношение друг к другу. Такие праздники, как Новый год, 8 марта, 9 мая отмечались либо непосредственно в институте, где находилось помещение лаборатории, либо у кого-нибудь из сотрудников. Нет ничего удивительного в том, что в лабораторию приходили различные психологи, философы, артисты и поэты — ведь и сотрудники лаборатории были в курсе культурной жизни не только в Москве или в Союзе, но и за его пределами. Лаборатория выступала коллективным инструментом духовного обогащения ее членов.

Одна из самых замечательных идей Л.А. Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка — понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников (в том числе специфику детской одаренности); создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы; выстроить систему подготовки практического психолога для детских дошкольных учреждений.

Источник

В этом году 26 мая исполняется 80 лет со дня
рождения выдающегося отечественного детского
психолога Леонида Абрамовича Венгера. Еще в
студенческие годы Венгер начал сотрудничать с
А.В.Запорожцем. Почти все свои научные
исследования ученый выполнил в Институте
дошкольного воспитания Академии педагогических
наук СССР. С 1968 года он возглавлял лабораторию
психологии детей дошкольного возраста, которая в
дальнейшем была переименована в лабораторию
способностей и творчества.

НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Теория развития восприятия ребенка венгерЗаслуга
Л.А.Венгера заключается в том, что ему удалось
разработать теорию познавательных способностей
ребенка. К этой теории Венгер пришел не сразу, а в
результате долгих и тщательно проверяемых
экспериментальных исследований. Опираясь на
труды Л.С.Выготского и А.В.Запорожца, Венгер
сформулировал основные положения теории
развития восприятия ребенка.
Согласно этой теории, восприятие ребенка
представляет собой сложный, культурно
опосредованный процесс решения перцептивных
задач. Венгер говорит о том, что специфика
решения перцептивной задачи состоит в отделении
перцептивного признака от других свойств
объектов. Подход Л.А.Венгера к развитию детского
восприятия принципиально отличается от
натуралистического понимания этого процесса,
при котором восприятие оказывается
эквивалентным раздражению перцептивной системы
при внешнем воздействии.
Этот подход позволил не только выделить средства
восприятия и перцептивные действия, такие как
идентификация, отнесение к эталону, перцептивное
моделирование, но и разработать целую систему
сенсорного воспитания, которая успешно
применялась и продолжает применяться в процессе
воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста как в нашей стране, так и за
рубежом.
Принципиальным следствием этого подхода к
развитию детского восприятия является то
очевидное для отечественных дошкольных
работников положение, согласно которому ребенок
не может сам без помощи взрослого достичь
высокого уровня развития восприятия (освоить на
высоком уровне систему перцептивных действий и
средств). Данное обстоятельство не только
подчеркивает ведущую роль взрослого в детском
развитии, но и является обоснованием
необходимости специальной образовательной
работы с детьми этого возраста.
Результаты выполненных Л.А. Венгером
исследований были отражены в его публикациях, в
том числе в монографиях «Восприятие и обучение»
(1969), «Дидактические игры и упражнения по
сенсорному воспитанию дошкольников» (1973) и др.
Следует отметить, что книга «Восприятие и
обучение» может служить образцом научного
исследования в детской психологии, выполненного
с позиции культурно-исторической теории и теории
деятельности.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПУТЬ СОЗНАНИЯ
В ходе анализа развития восприятия Венгером была
определена программа и основные принципы
изучения проблемы развития познавательных
способностей. Прежде всего Венгер стал понимать
развитие детского восприятия как процесс
становления сенсорных способностей. Этот
принципиально новый взгляд был отражен в
коллективной монографии Л.А. Венгера и его
сотрудников «Генезис сенсорных способностей»
(1976).
Следующий этап его исследований был посвящен
изучению развития способностей к наглядному
моделированию. В выполненных под его
руководством исследованиях было блестяще
подтверждено, что именно эти способности
оказываются важнейшими в умственном развитии
дошкольников. Как оказалось, развитие этих
способностей приводит к существенным сдвигам в
психическом развитии детей дошкольного
возраста. У них развивалась не только речь, но и
произвольность поведения в целом.
Л.А. Венгер очень бережно подходил к пониманию
детского развития. Он опасался навязывать тонкой
становящейся детской психике чуждые ее природе
свойства и качества. Исходя из положений А.В.
Запорожца об амплификации детского развития,
Венгер показывал, что способность к наглядному
моделированию не является привнесенной взрослым
извне. Она отражает закономерный путь
развивающегося детского сознания, поэтому роль
взрослого состоит в максимальном обогащении
этого процесса.
Исследования были обобщены в монографии
«Развитие познавательных способностей в
процессе дошкольного воспитания».
Венгером была разработана концепция диагностики
умственного развития дошкольников, которая
позволяла определить, какие из компонентов
познавательных способностей развиты у детей в
большей степени, а какие — недостаточно. В связи
с этим открывались принципиально новые
возможности организации
образовательно-воспитательной работы в детском
возрасте, а также организации коррекционной
помощи.
Теория развития познавательных способностей
легла в основу подготовки практических
психологов для детских дошкольных учреждений. В
результате многолетних исследований была
разработана программа, направленная на развитие
познавательных способностей, которая так и
называлась — «Развитие». Дети, обучавшиеся по
этой программе, достигали высокого уровня
познавательного развития. Они становились
успешными в различных видах детской
деятельности в дошкольном возрасте и в
дальнейшем показывали высокие результаты по
академической успеваемости в школе.
Последние работы Венгера по развитию
познавательных способностей были посвящены
изучению умственного развития одаренных детей.
Венгер первым в нашей стране организовал
специальное обучение группы умственно одаренных
дошкольников. В ходе экспериментальной работы
было убедительно показано, что теория Венгера о
развитии познавательных способностей
подтверждается практикой. Дошкольники,
освоившие разработанную ученым и его
сотрудниками образовательную программу
«Одаренный ребенок», на протяжении всего
обучения в школе не только оказались в числе
наиболее успешных учеников, но и показали
высокие результаты после ее окончания.

«ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД»
Л.А. Венгер руководил лабораторией и сам
участвовал в проведении экспериментальных
исследований. Он был не только выдающимся ученым,
но и хорошим организатором. Он провел целый ряд
конференций по детскому развитию. Мы знаем
Венгера как яркую личность, эмоционального,
радушного человека. Он участвовал в Великой
Отечественной войне, был ранен.
Венгер собрал вокруг себя талантливых
сотрудников, которые работали с большим
интересом. Он создал особую атмосферу
сотрудничества, которая буквально захватывала
всех, кто с ним общался. В лабораторию приходили
видные ученые, философы, артисты, поэты, писатели.
Дух лаборатории характеризовался интересом не
только к науке, но и к различным сторонам
культуры. Обычно заседания лаборатории никогда
не заканчивались в отведенное для работы время.
Сотрудники оставались обсуждать проблемы и
после окончания рабочего дня.
Леонид Абрамович был замечательным
рассказчиком. Подобно А.В.Запорожцу, он хотел
стать артистом, у него был хорошо поставленный
голос. Он не только блестяще читал лекции, но и
великолепно декламировал стихи. Его любимыми
поэтами были А.Блок, О.Мандельштам, М.Цветаева и
другие. Особенно часто он читал стихотворение
Н.Гумилева «Жираф». Да он и сам писал стихи.
Венгер обладал большим чувством юмора, любил
участвовать в «капустниках». В 1969 году после
защиты своей докторской диссертации он написал
гимн лаборатории на мотив известной одесской
песни:

Эта школа Венгер Леонида,
Венгер Леонида, вам говорят!
В этой школе делаем для вида
Шаг вперед и два назад!..

Помимо работы у Венгера было два увлечения. Он
был заядлым грибником и рыболовом. Кроме того, он
был страстным водителем. Однажды зимой с ним
произошел такой случай. У него на морозе плохо
заводился автомобиль. А как раз в это время Алан
Чумак по телевидению стал «заряжать» воду и
фотографии, и кто-то из сотрудников принес ему
вырезанную из газеты «заряженную» фотографию
Чумака. На следующий день был сильный мороз.
Памятуя о трудностях старта, Венгер взял
фотографию с собой и положил ее в машину на
панель приборов. Машина завелась моментально, но,
проехав 20 метров, заглохла. Как оказалось
впоследствии, развалился коленный вал. После
этого Венгер перестал использовать магию для
решения бытовых проблем.
Линия исследований, предложенная Л.А. Венгером,
оказалась весьма продуктивной. Она продолжает
привлекать к себе внимание как отечественных,
так и зарубежных специалистов и реализуется в
работе лаборатории способностей и творчества
Института развития дошкольного образования и
организованного Венгером центра «Развитие», в
дальнейшем названного его именем. Результаты
деятельности лаборатории и центра отражены в
трудах ее сотрудников и представлены на сайте www.venger-center.com.

Николай ВЕРАКСА,
доктор психологических наук,
Александр ВЕРАКСА,
студент V курса
психологического факультета МГУ

Источник