Теория развития морального сознания ребенка

Теория развития морального сознания ребенка thumbnail
Теория морального развития Лоуренса Кольберга.

   Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями, что существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества.  

   Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, а именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества и справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта, однако психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах.  

   Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю, а затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет. 
 

“ДИЛЕММА ХАЙНЦА” 

Пожалуй, самой известной историей, которую Кольберг рассказывал своим испытуемым была “Дилемма Хайнца”: 

Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. “Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат.  

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГ 

Некоторые из основных вопросов, которые Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие: 

  • Правильно ли поступил Хайнц, украв лекарство? 
  • Разве все было бы иначе, если бы Хайнц не любил свою жену? 
  • Разве было бы иначе, если бы умирающий был совершенно чужим человеком, а не женой Хайнца? 
  • Должен ли химик быть арестован, если женщина умерёт? 

Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени.   

Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта. 

Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых: 

  • Доконвенциональная мораль 
  • Общепринятая мораль 
  • Постконвенциональная мораль 
  1. Доконвенциональная мораль — это возраст до 9 – 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается в расчет. Человек в этом возрасте познаёт общественную мораль сталкиваясь с последствиями её нарушения.  

Первый этап — ориентация на послушание и наказание 

На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им, а также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются. 

Второй этап — Наивно-определяющий гедонизм, т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то, потому что верит, что это может быть полезно для него, а не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно. 

  1. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. В этот период ребёнок начинает принимать общие правила и моральные стандарты общества взрослых. На этом уровне мы более склонны принимать авторитеты не потому, что кто-то другой сказал нам, что это правильно, а потому, что теперь мы действительно верим в этот моральный кодекс и принимаем его без каких-либо сомнений. 

Третий этап. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.  

Четвёртый этап. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем. 

  1. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На постконвенциональном уровне люди начинают сомневаться в определенных правилах и законах. В этот момент люди начинают понимать, что каждый индивид — это микрокосм, отдельный от всех остальных, со своей собственной свободной волей и моральным кодексом. Именно на этом этапе мы начинаем жить по своему собственному моральному кодексу и этическим принципам, таким как стремление к свободе и справедливости. Существуют теории, которые утверждают, что этот уровень морали очень трудно достичь, и что не многие люди достигают его в течение своей жизни. 

Пятый этап. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе. 

Шестой этап. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми и часто подвергаются изменениям, а если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам. 

КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГА 

  1. Проблемы с методологией 

   Когда речь заходит о дилеммах, которые задавал Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно. 

  1. Проблемы с выборкой 

Это вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге, в то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации.  

  1. Гипотетические дилеммы 

Дилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца, но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Из-за того, что каждый индивид уникален и что действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях, возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными? 

В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития, а остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием, что не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта).  

Источник

Изучая интеллектуальное развитие детей, Ж. Пиаже обратился к проблеме становления в детстве этических представлений и изменения моральных суждений, что является аспектом развития личности, но непосредственно связано с развитием мышления (сознания).

Мораль для Ж. Пиаже — это «уважение индивидуума к нормам общественного строя и его чувство справедливости», причем под справедливостью понимается «забота о взаимообмене и равенстве между людьми» [1].

При изучении развития морального сознания у детей анализировались, в частности, их суждения по поводу проступков сверстников — героев рассказов. Дети сравнивали «рассказы о двух проявлениях оплошности, одна из которых была совершенно случайной или даже явилась следствием благонамеренного действия, но повлекла за собой ощутимый материальный ущерб, а другая не имела большого материального значения, но была следствием злонамеренного действия». Наиболее известной парой рассказов стала история о разбитых чашках.

Зарубежный опыт

«1. Маленький мальчик, которого зовут Жан, находился в своей комнате. Его зовут обедать. Он входит в столовую. Но позади двери стоит стул. На стуле поднос и на этом подносе — пятнадцать чашек. Жан не мог знать, что все это было за дверью. Он входит: дверь толкает поднос, и — трах! — пятнадцать чашек разбиты.

2. Жил-был маленький мальчик, которого звали Анри. Однажды, когда его матери не было дома, он захотел взять из буфета варенье. Он встал на стул и протянул руку. Но варенье было слишком высоко, и он не мог до него дотянуться. Пытаясь его достать, он зацепил чашку. Чашка упала и разбилась.

Прочитав ребенку пару рассказов, с ним беседовали, задавая вопросы: “Одинаково ли виноваты эти дети или один из них более виноват, чем другой? Кто из них более «гадкий» и почему?” [2]

Приведем примеры ответов детей разного возраста — дошкольника и младшего школьника.

“Жео (6 лет).

  • — Ты хорошо понял эти истории?
  • -Да.

Что сделал первый?

Он разбил пятнадцать чашек.

— А второй?

Он разбил одну чашку резким движением.

  • — Почему первый разбил чашки?
  • — Потому что их стукнула дверь.
  • — А второй?

Он сделал неправильное движение, когда искал варенье, и чашка упала.

  • — Один из них более гадкий, чем другой?
  • — Первый, потому что он уронил пятнадцать чашек.
  • — Если бы ты был папой, кого бы ты наказал больше?
  • — Того, который разбил пятнадцать чашек.
  • — Почему он их разбил?
  • — Это дверь, которую он открыл слишком сильно, их стукнула. Он сделал не нарочно.
  • — А почему второй разбил чашку?
  • — Он хотел взять варенье. Он сделал слишком резкое движение, и чашка разбилась.
  • — Почему он хотел взять варенье?
  • — Потому что он был совсем один. Он воспользовался временем, пока его мамы там не было.
  • — У тебя есть брат?
  • — Нет, маленькая сестричка.
  • — Ну что ж. Если бы это ты разбил пятнадцать чашек, входя в комнату, а твоя маленькая сестричка одну, ища варенье, кого бы наказали больше?
  • — Меня, потому что я бы разбил больше чашек…

Моль (7 лет).

  • — Который из них более гадкий?
  • — Второй — тот, который взял банку с вареньем, потому что он хотел взять без разрешения.
  • — Он ее достал?
  • — Нет.
  • — И все равно он более гадкий?
  • -Да.
  • — А первый?
  • — Это не его вина. Он не нарочно”» [3].

Примеры показывают, что дошкольники и младшие школьники по-разному оценивают тяжесть проступка. Дошкольники ориентируются на результат действия героев истории (количество разбитых чашек), а младшие школьники, причем уже начиная с 7 лет, учитывают в своей оценке мотивы действий героев.

Эти и другие данные позволили Ж. Пиаже создать периодизацию развития морального сознания в детстве. Она включает три периода — доморальный период, периоды нравственного реализма и нравственного релятивизма (табл. 1.4) [4].

Развитие морального сознания начинается с 4 лет. В старшем дошкольном возрасте дети воспринимают правила поведения и моральные нормы как «моральные абсолюты» — реальные нерушимые условия жизни, которым необходимо следовать при любых обстоятельствах. Нарушение правил, с точки зрения ребенка, с необходимостью влечет за собой наказание — тем большее, чем больший урон причинен действиями нарушителя. Побуждения нарушителя, его мотивы и намерения нe учитываются. Если ребенка наказали, значит, он виноват, с точки зрения дошкольника, никогда не углубляющегося в выяснение причин наказания.

Таблица 1.4

Развитие морального сознания по Ж. Пиаже

Период

Возраст

Особенности моральных суждений

Доморальный

До 4 лет

Отсутствие осознания моральных правил и озабоченности по поводу их соблюдения

Нравственный

реализм

От 4 до 6 лет

Уважение к правилам и нормам поведения, являющимся моральными абсолютами; оценка нравственности поведения по его последствиям

Нравственный

релятивизм

7 лет и старше

Понимание относительности норм, оценка нравственности поведения по мотивам, намерениям

Представления об относительности норм и правил поведения появляются у ребенка начиная с 7 лет. Младший школьник осознает, что правила создаются людьми и становятся результатом всеобщей договоренности; при изменении обстоятельств их могут изменить. Поэтому не существует ничего абсолютно правильного и абсолютно неправильного. Можно оценивать по-разному один и тот же поступок, если к нему привели разные намерения. Оцени-

вая «правильность» или «неправильность» поступка, следует исходить не столько из его последствий (результата, в частности нанесенного урона), сколько из мотивов. Так, например, если дошкольник осудит любого водителя машины, превышающего скорость, так как он нарушает правила, то младший школьник одобрит те же действия водителя, везущего больного человека в больницу.

Исследования Ж. Пиаже в области морального сознания продолжил американский психолог Лоренс Колберг (1927—1987). Ученый расширил возрастной диапазон, используя рассказы, содержащие сложные нравственные дилеммы. Приведем в качестве примера один из рассказов и типичные для разных возрастных этапов ответы, в которых прослеживаются попытки разрешить конфликт морального порядка.

Зарубежный опыт

«Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Испытываемая ею боль так ужасна, что она просит врача дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавить от страданий. Должен ли врач в этих обстоятельствах прибегнуть к эвтаназии?

Ребенок:

— Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.

Подросток:

Врач не имеет права на эвтаназию. Он не может дать жизнь и не должен ее уничтожать.

Взрослый:

— Умирающей должен быть предоставлен свободный выбор, хочет ли она подвергнуться эвтаназии. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет» [5].

Из ответов видно, что ребенок исходит из практических, бытовых соображений, а не моральных принципов. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа — ценности жизни. Позиция взрослого многогранна: сохраняя принцип ценности жизни, он делает акцент на качестве жизни и свободе выбора.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный материал, полученный в эмпирическом исследовании, он выделяет три уровня развития. На каждом из уровней прослеживается переход от одного типа морали к другому (табл. 1.5) [6].

Таблица 1.5

Уровни развития морали по Л. Колбергу

Уровень развития морали

Тип морали

Характер рассуждений

Доморальный

Ориентация на наказание

Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания

Наивный потребительский гедонизм

Нужно подчиняться правилам, исходя из личной выгоды

Конвенцио

нальный

Мораль «пай-мальчика»

Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения других людей

Ориентация на авторитет

Нужно подчиняться правилам, диктуемым властью

Автономный

Признание прав человека и демократически принятого закона

Нужно соблюдать законы страны ради всеобщего благоденствия

Ориентация на законы свободной совести

Нужно следовать этическим принципам

Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее. Он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать. Затем он начинает ориентироваться на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду.

Второй уровень — конвенциональная мораль (от лат. conventio — договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний остается внешним для ребенка, но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ребенок хочет оправдать ожидания взрослых, играя и осваивая роль хорошего мальчика или хорошей девочки. Позднее он ориентируется на авторитет. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний.

Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, то есть внутренней контролирующей инстанцией. Поступки определяются нe внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом, потом — на общечеловеческие этические принципы.

Автономная мораль не может появиться раньше, чем будет развито понятийное (формально-логическое) мышление, пока не будут усвоены абстрактные понятия «добро», «зло», «справедливость» и т.д.; поэтому моральное сознание может подняться до этого высшего уровня только в подростковом возрасте. Развитый интеллект — необходимое, но не достаточное условие развития автономной морали, и не все подростки с высоким уровнем интеллектуального развития ею обладают. По данным Л. Колберга, только 10% 16-лстних подростков имеют автономную мораль.

Установлено также, что все дошкольники и большинство 7-летних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позднее — у 30% детей в 10 лет и 10% в 16 лет. Многие дети к 13 годам способны разрешить моральные проблемы на втором уровне — им присуща конвенциональная мораль [7].

Таким образом, в школу приходят в основном дети с доморальным уровнем сознания. Лишь треть детей в начале младшего школьного возраста поднимаются до уровня конвенциональной морали. В данном возрастном периоде развивается именно конвенциональная мораль.

В психологии данные Л. Колберга приобрели широкую известность. Тем не менее, оценивая его представления об уровнях развития морального сознания, специалисты обычно отмечают большой индивидуальный разброс и расплывчатость возрастных границ. Считается, что по мере взросления нравственное развитие становится все менее зависимым от возраста. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений — того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим представлениям.

Обобщая представления Ж. Пиаже и Л. Колберта о развитии морального сознания, принято выделять ряд следующих показателей:

  • относительность оценок: маленькие дети считают, что поступок всегда или хороший, или плохой, и если двое его оценивают по-разному, то один из них прав (обычно тот, кто старше). С возрастом дети утрачивают категоричность и начинают понимать относительность оценок и возможность существования различных точек зрения;
  • учитывание мотивации поведения: маленькие дети оценивают поступок по его результатам, более старшие учитывают в своих оценках исходные намерения;
  • независимость от последствий поведения: маленькие дети представляют себе тяжесть проступка в зависимости от суровости наказания. У тех, кто старше, оценка проступка связана с нанесенным ущербом и нарушением важных правил поведения;
  • умение прощать обидчика: дети (как правило, до подросткового возраста) на поведение сверстника, нанесшего им обиду, реагируют в соответствии со своими чувствами, не вникая в то, что движет другими, и готовы немедленно дать сдачи. Лишь немногие способны мириться и прощать;
  • использование наказания для перевоспитания: маленькие дети считают, что за каждый проступок необходимо сурово наказывать. Дети постарше предпочитают более мягкие наказания с целью исправления того, кто совершил проступок [8].

Развитие морального сознания, приобретение этических представлений — важная сторона развития личности в детстве. В соответствии с периодизацией Ж. Пиаже и данными Л. Колберга, отражающими последовательное овладение детьми все более совершенными формами морали, можно сделать несколько следующих выводов.

  • 1. Для младшего школьного возраста характерен нравственный релятивизм: начиная с 7 лет дети начинают понимать относительность правил поведения, возможность их изменения.
  • 2. Примерно с 7 лет дети начинают судить о нравственности поступка не по его результату, а по мотивам, намерениям совершившего его ребенка.
  • 3. В школу приходят учиться дети, в основной своей массе не усвоившие моральных норм, их социально одобряемое поведение обусловлено желанием избежать наказания и получить поощрение (70% 7-летних детей находятся на доморальном уровне развития).
  • 4. Младший школьный возраст — период интенсивного развития конвенциональной морали. Ребенок стремится соответствовать ожиданиям значимых для него взрослых (родителей и учителя), играет роль хорошего ученика. Важная роль в развитии морального сознания в данном возрастном периоде отводится наделенному властью в системе начального образования учителю, авторитету которого младший школьник подчиняется.

Теория развития морального сознания ребенка

Теория развития морального сознания ребенка

Теория развития морального сознания ребенка

Источник