Теория развития личности ребенка выготского

Теория развития личности ребенка выготского thumbnail

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

теория выготского о развитии ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

теория выготского о развитии ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Культурно-историческое направление в психологии развития

1. Теория развития Л. С. Выготского.

2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

3. Концепция Д.Б. Эльконина.

4. Теория развития личности Л.И Божович.

5. Модель развития общения М.И. Лисиной.

6. Теория развития психики А. Валлона.

7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).

Теория развития Л. С. Выготского

Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историчес­кая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носите­лем культуры как опыта, наработанного человечеством.

В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-гене­тической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодей­ствие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и со­знание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.

Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на ис­пользовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.

Культура видоизменяет природу со­образно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как вклю­чение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).

Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:

— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).

— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.

— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный воз­раст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундамен­тальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершив­шиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.

Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или бо­лее знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем разви­тие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную пози­цию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не раз­витие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических осо­бенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. по­родить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорож­цем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изу­чалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.

Источник

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Источник

 

По материалам лекций по курсу «Общая психология» и «Детская и возрастная психология» кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education — Розен (Удовенко) Марины Викторовны

Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С 

*** зоне актуального развития

*** зоне ближайшего развития…

Короткая справка, делюсь:

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней за­нимает.

Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием домини­рующей в сознании функции.

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Школьный возраст

восприятие

память

мышление

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

  • сначала как функция коллективного поведения,
  • как форма сотрудничества или взаимодействия,
  • как средство социального при­способления,

то есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично

  • как способ индивидуального поведения ребенка,
  • как средство личного приспособ­ления,
  • как внутренний процесс поведения,

то есть как категория интрапсихическая».

Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания… Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

Другие статьи  на сайте b-t.com.ua

==============================================

все статьи атовра Типатов Николай  в группе Онлайн тесты, психология и самопознание

другие статьи автора в группе:
Онлайн-тесты

  • Тест Герчикова — мотивационный профиль
  • Тест Пушкин или нет?
  • Кейсы для управленцев от Соловьева
  • Стиль поведения в конфликте — тест К.Томаса
  • Арт-тесты! Где путешествовал фотограф?
  • Методика Реана — Мотивация успеха и боязнь неудачи / МУН
  • У шизофреников нет иллюзий?
  • Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности`
  • Тест Соловьева. Сравнительный анализ 
  • Тест-тренажер `Кратковременная память`
  • Статистика теста `16 ассоциаций` / 32465 респондентов
  • Тестирование для бухгалтеров
  • Тест-тренажер по немецкому языку — `Немецкие артикли`
  • Методика «перекрестного опроса»
  • Текущее психологическое состояние человека
  • Визуализация — Тесты с результатами
  • Способности к языкам
  • Тесты-тренажеры по английскому языку
  • Тест `Языковые Барьеры`
  • Тесты для дайверов — эндемики
  • Тест: Неправильные глаголы
  • Опросник удовлетворенности браком
  • Онлайн-тест для дайверов — «Угадай рыбу»
  • Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет
  • ИТО — Индивидуально-Типологический Опросник (Л.Н.Собчик)
  • Жесты дайверов под водой
  • Тест `Крутящаяся девушка` (на доминирующее полушарие)
  • `Тревожность, ригидность, экстраверсия (Моудсли)`
  • `Исследование склонности к риску Шмелева`
  • Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)
  • Тесты Здоровья
  • Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)
  • Родитель-Взрослый-Дитя
  • Оценка структуры мотивации к работе`
  • `Оценка мотивации к работе
  • Диагностика социально-психологических установок — тест Потемкиной
  • Тестовые задания — Социология
  • Стиль поведения в конфликте Томаса
  • Тест Херцберга (гигиенические /мотивационные факторы
  • АРТ-Тест `Великие крепости Украины`
  • Арт-тесты! Лидирует Денис Чернов

Психология

  • Трансакционый анализ
  • Уроки Конфуция, или переводим негатив в позитив
  • Конфликт как развитие
  • Психологическая деформация программистов
  • Mark Gungor о мозге мужчины и женщины
  • Без работы: Как держать себя
  • Ловушки на собеседовании
  • Руководитель — творческим человеком?
  • Шизофрения — Игры с архетипами
  • Как заставить сотрудников учиться
  • Обсуждение Компетенций: Ответственность
  • Вижу, слышу, понимаю…
  • Аутистам свойственна низкая религиозность?
  • «…Не под седлом и без узды»
  • Почему на тренингах не вырабатывается навык
  • Графический тест Вартегга
  • «Простое» манипулирование
  • Исследование уровня субъективного контроля
  • Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
  • Малые разговоры по Сидоренко
  • О чем поведают наши рисунки
  • Акцентуации личности
  • Настоящий Люшер
  • Интервью с Бертом Хеллингером
  • Определение ценностных ориентаций
  • Функция историй
  • Введение в позитивную психологию и психотерапию
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи — иллюстрация
  • Поймайчик Агао с планеты Лютчей

Социология

  • Вопросы к немецкой памяти
  • Визуальная антропология | Женщина в роддоме
  • Визуальная антропология | Образ учителя в советском кино
  • Традиции семьи
  • «Я — домашний козёл» фильм, наполненный символами
  • Россияне не любят профессии: депутат, полицейский
  • Разные семейные традиции
  • Казань, музей Соцбыта — 2
  • Казань, музей Соцбыта — 1
  • Можем влиять на дату смерти?
  • Неформальные группы внутри организации
  • Семейные ценности в России
  • Исследования религиозной самоидентификации
  • Женщины всё чаще первыми делают предложение

Маркетинг, продажи, тренинги

  • Пример креативной рекламы
  • Что не так с соцсетями и маркетингом в них
  • Методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Различие Facebook и ВКонтакте
  • Социальные сети повышают избирательную активность
  • Теория «лайков»
  • Почему людей притягивают социальные сети
  • Креативный алгоритм: ролевое моделирование
  • Миф о сетевом маркетинге
  • Переговоры — техника ухода от спора
  • Отношение к возражениям

Интересно

  • Истории происхождения знаков «!», «?», «#», «@»
  • Как появляются крылатые выражения
  • Спасибо вам Аркадий и Борис Стругацкие
  • Смайлики из прошлого века 🙂
  • Шкала вселенной — путешествия от микромира до макромира!
  • Флэшки для настроения
  • Реальные левитации
  • Перечитать тексты фильмов
  • Пародии на Отца / почти юмор
  • Против курения
  • Бутан — ремикс из местных звуков
  • Работа над ошибками от Яндекс
  • Ложь во спасение
  • Заставь Его убирать
  • Икра слов от автора мемов
  • Сергей Петрович Капица
  • Иллюзии — перевертыши
  • Учение Хуана Матуса — концентрат
  • Птицы — Позитивное видео
  • Интересные видео о природе
  • Свинка и печеньки — Видео
  • Англия. Пространство и я
  • Найдите 14 лошадей на картике
  • Быть иль не быть
 

Дети

  • Теория психического развития Л.С.Выготского
  • Что такое развивающее обучение для детей?
  • Недоношенные дети после кесарева сечения
  • Возрастная периодизация по Эльконину
  • Тренируем мышление дошкольника
  • Игры, игрушки, гаджеты… и дети
  • Выделяем ребенку карманные деньги
  • Какой ребенок в семье талантлив?
  • Что делать с гневом на детей?
  • Об ответственности и работе над ошибками
  • Новые роли: дети играют в родителей
  • Какие мультики показывать детям?
  • Профессор помог разобраться маленькой леди
  • Зачем ребенку музыка?
  • Песни, раскраски детям
  • Развивающие игры с ребенком
  • Дебби помогает девочкам стать инженерами
  • Пальчиковые краски — самому
  • Рисовать пальчиковыми красками?
  • Кружки и секции: — развитие ребенка
  • Ребенок и библиотека
  • «Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой
  • Отношение к детям в русской культуре
  • Мой ребенок – самый лучший!
  • О детях, родителях и электронных устройствах
  • Не судите
  • Как научить ребенка быть семьянином?
  • Воспитание «вдруг»
  • Готы, эмо: о чем не знать нельзя
  • Можно ли устать быть мамой?
  • Темные краски детства
  • Сложные детские вопросы…
  • Если рабочий день отца не нормирован?
  • Дети и компьютерные игры

Фото, видео, походы

  • На байдарках по Белому — 2
  • На байдарках по Белому — 1
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Рыбалка
  • Ковдозеро, Карелия 2012 / Дети
  • Карелия 2012, видео: природа, закаты, скалы
  • Водные походы в Карелию — 2012
  • Фото от Михаила Псарева. Крым в ноябре
  • На байдарке по Волге в сентябре
  • Дно Белого моря
  • История одной любви

Песни для души

  • Автор одной песни / Аркадий Мадатов
  • Александр Иванов — ХАНДРА
  • Песни Александра Суханова
  • Маленький фонарщик в легендах
  • Юрий Визбор — песни диалоги
  • Поэт — математик
  • Автор одной песни / Сергей Шалденков
  • Песни бардов — Владимир Васильев
  • Песни бардов — Валентин Ламм
  • НЕпечальные песни
  • Песни бардов… ответы на вопросы
  • Автор одной песни — Александр Решетько
  • Автор одной песни — Обещанное Тубо
  • Три станции: Мечта, Любовь, Разлука
  • Ах какая пропажа — Юрий Визбор
  • Сегодня дождь со снегом
  • Песни бардов — не любивший меня
  • Песни бардов… ответы на вопросы?

Обсуждение

  • Документальный фильм Клеймо
  • Пасхальный кулич — христианский символ или языческий?
  • «Закон бумеранга» в образах
  • Толстая и неправильная? Чьи стандарты красоты?
  • Клакер — кто хлопает за денежку
  • Голосование «А кого бы оставили вы?
  • Мальчики и девочки — отдельно?
  • А вы когда-нибудь стояли у окна?
  • Ошибка в локализации телефона оборвала жизни
  • Господин Немо: снежинка может согнуть лист бамбука
  • Добро это или зло?
  • Брак со знаком неравенства?
  • `Мельница кота` Путь к себе
  • Про светофор, Мэрилин Монро и грязную посуду
  • Будда и ученик
  • Притча «Куда ты идешь?»
  • Притча «А может быть, это он мессия?»
  • Три мудрых совета
  • Притча «Поставь на 37!»
  • Sprechen Sie Türkisch?
  • Суррогатное материнство
  • Английские песни при изучении английского
  • Синдром опустевшего гнезда
  • Мои самокопания благодаря водителю
  • Изменить `НЕ Хочу` при изучении английского?
  • Правила семейных отношений
  • Дайверы поют под водой — О жестокости человека
  • Казка Про Богиню Мокошу
  • Притча: оставь подарок себе
  • Суббота (проба пера)
  • Человек с ножом во сне, как его победить?
  • Цепочка любви
  • Далеко по соседству… или глазами 50-летнего
  • `Притяжению вопреки` закрыли
  • `Мельница кота` о Пути к себе
  • Раскрути девушку… ?
 

+

14.12.2013 , обновлено  11.03.2016

В избранное

Пожаловаться

Просмотров: 157613  

Источник