Теория психосоциального развития личности ребенка по э эриксону

Теория психосоциального развития личности ребенка по э эриксону thumbnail

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Стадии теории психосоциального развития[править | править код]

Младенчество[править | править код]

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство[править | править код]

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».[1]

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст[править | править код]

Третий период — «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст[править | править код]

Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность[править | править код]

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость[править | править код]

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость[править | править код]

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость[править | править код]

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет — это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы. Мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона[править | править код]

Приобретаемые черты вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

Стадии Возраст Благоприятный выход из кризиса Добродетели Выход из кризиса в минусе Существенные патологии: базовые антипатии Радиус значимых взаимоотношений Вопросы
I. Младенчестводо 1Базисное довериеНадежда и энергияБазисное недовериеЗамкнутостьЛичность материНадежен ли мир?
II. Раннее детство1—3АвтономияВоляСтыд, сомненияПринуждениеРодителиЯ — о’kей?
III. Дошкольный возраст3—6Инициативность, предприимчивостьНамерениеЧувство виныТорможениеСемьяКак много я могу сделать?
IV. Школьный возраст6—12ТрудолюбиеКомпетентностьНеполноценностьИнерцияСоседи, школаСпособен ли я?
V. Юность12—20ИдентичностьВерностьРолевой беспорядокОтрицаниеГруппа сверстников и другие модели лидерстваКто я есть?
VI. Ранняя зрелость, молодость20—25ИнтимностьЛюбовьИзоляцияИсключительностьПартнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничествоМогу ли я иметь интимные отношения?
VII. Зрелость26—64Генеративность (производительность)ЗаботаСтагнация (застой)Неприятие окружающей средыРазделение труда и ведения домашнего хозяйстваЧто значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
VIII. Старостьпосле 65Целостность, интеграцияМудростьОтчаяние, безвыходностьПренебрежениеЧеловечество, «свой круг»Имела ли моя жизнь смысл?

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Возрастная периодизация
  • Психосексуальное развитие
  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Эрик Эриксон, единственный в своем роде ученый, объединивший психоаналитический и гуманистическй взгляды на развитие, разработал периодизацию психического развития от рождения до старости, включающую восемь стадий. В основу своей теории он положил трехчастную структуру личности (ид, эго, супер-эго), но главным фактором развития видел не биологическую сексуальность, а социальное воздействие семьи и общества. Концепция Эриксона зарождалась как психоаналитическая, однако стала самостоятельной и уникальной теорией, которая лежит в основе большинства современных экспериментальных исследований психологии развития.

Придерживаясь фрейдовской трактовки личности, Эриксон построил свою теорию вокруг задачи последовательного становления и укрепления эго, выделив такие базовые компоненты структуры Я, как доверие, воля, целеустремленность и компетентность, которые составляют понятие целостной идентичности (рис. 3.1). Благодаря акценту на структуре эго и его развитии концепцию Эриксона иногда называют эго-психологией.

Внимание к эго задает принципиально другой по сравнению с психоанализом вектор в изучении развития. Подчеркивается автономность личности, ее социальный потенциал, рациональность и осознанность. «Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном», — писал Эриксон о единстве развития человека на разных уровнях, стремясь объединить эти процессы в целостную идентичность личности[1].

Теория психосоциального развития личности ребенка по э эриксону

Эрик Хомбургер Эриксон (1902—1994) — американский психолог, психоаналитик, социолог, основатель эго-психологии. Профессор Гарвардского университета, ученик 3. Фрейда. В США вел частную практику в общей больнице, занимался детским психоанализом. Разработал концепцию эпигенетического развития личности, занимался терапией военных неврозов; исследовал взаимосвязь культуры и идентичности, взаимосвязь социальных потрясений и массовых неврозов.

Наиболее значимые работы: «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование» (1958), «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (1969), «Взрослый период» (1978), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), «Жизненный цикл завершен» (1987).

Компоненты идентичности зрелой личности

Рис. 3.1. Компоненты идентичности зрелой личности

Развитие Эриксон понимал ступенчато, как переход от одной стадии к другой в направлении расширения социального пространства личности и радиуса социальных взаимодействий. Это эпигенетический принцип развития. Общество поддерживает социальное становление личности и определяет темп и последовательность этого процесса.

Эриксон выделил восемь стадий жизненного пути, на каждой из которых решается определенная задача развития, разрешается конфликт. Разрешение конфликта направлено на синтез эго, упорядочивание и интегрирование опыта личности. Задачи развития определяются логикой внутреннего созревания и ожиданиями общества. Общество не только предъявляет требования к развитию, но и вооружает личность определенными механизмами развития — ритуализациями. Сексуальная энергия (или «модус органа»), согласно Эриксону, задает первичное ускорение развитию, а его направление определяет социокультурное окружение, роль которого на каждой стадии последовательно расширяется — от материнского влияния в младенчестве к интеграции со всем человечеством в старости.

Эго-идентичность понимается как тождественность личности самой себе (внутренняя тождественность личности во времени и пространстве), представлениям окружающих (тождественность социальному окружению) и тождественность внутренней и внешней сторон идентичности. Целостная идентичность строится по всем трем линиям, объединяя их в некоторое единство.

Идентичность — системное качество индивида, включающее осознание себя через интеграцию индивидуального опыта, протяженность Я и способность сохранять тождество Я в изменяющихся социальных ситуациях.

В отличие от Фрейда, который пессимистично смотрел на возможность достижения гармонии и удовлетворенности, так как многочисленные неразрешенные в детстве конфликты навсегда оказываются погребенными в глубинах психики, Эриксон был оптимистом. Неудачное разрешение конфликта на любой из стадий может быть преодолено в дальнейшем (хотя это и не просто), и у человека всегда сохраняется возможность достичь целостной идентичности как залога гармоничного существования. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни.

Эго-идентичность на каждой стадии, разрешая кризис, позволяет выйти на новый уровень взаимодействия с социальным окружением. Концепция Эриксона подчеркивает глубокую связь между характером развития идентичности и тем, каким индивида хочет видеть общество. Проводя сравнительное исследование различных культур, Эриксон обнаружил существенные различия в традициях и ритуалах формирования личности на разных этапах. Общество поддерживает развитие личности через механизм ритуализации.

Ритуализация (ритуальное действие) — действия, обладающие общим для культуры значением, реализующиеся в устойчивых, но гибких формах и направленные на помощь индивиду в разрешении психосоциального кризиса.

Примером ритуализации в дошкольном возрасте является игра, которая понятными способами, но каждый раз с элементами новизны позволяет ребенку быть успешным и достигать результата в воображаемом пространстве взрослых отношений. Игра, фантазийное пространство защищает ребенка от неуспешности (чувства вины), но позволяет быть активным и инициативным в самых разных вариациях (в разных ролях).

Противоположность ритуализаций — ритуализмы, которые являются ригидными жесткими схемами, предписывающими определенное взаимодействие в обществе. Ритуализмы ограничивают развитие и препятствуют разрешению кризиса.

Развитие осуществляется в соответствии с принципом эпигенеза, т.е. каждая стадия универсальна, обязательна и основывается на разрешении конфликтов предыдущей стадии. Для каждого кризиса есть сензитивное время, когда его наступление предопределено генезисом. Стадии психосоциального развития представлены в табл. 3.2.

Стадии психосоцального развития по Э. Эриксону

Таблица 3.2

Стадия

Психосоциальный конфликт (кризис)

Позитивное качество эго

Негативное качество эго

Орально- сенсорная, до года

Между базальным доверием и недоверием к окружающему миру

Надежда, вера в разумность и надежность мира

Недоверие к миру, уход, отказ от общения и познания мира

Анально- мышечная, 1—3 года

Между переживанием стыда и стремлением к автономии

Воля как способность автономно двигаться к цели

Навязчивость как подчиненность воле других

Локомоторно-генитальная, 3—6 лет

Между чувством вины и инициативностью

Целеустремленность, способность продуцировать цели

Заторможенность,

пассивность

Латентная, 6—12 лет

Между чувством неполноценности и трудолюбием

Компетентность,

умения

Инертность, неверие в свои способности

Пубертатная,

12—19 лет

Между пониманием принадлежности к иолу и непониманием форм поведения, соответствующих полу

Верность своим убеждениям, ценностям, идеалам

Отрицание убеждений и ценностей

Юность, 20—25 лет

Между стремлением к интимности, доверительности и чувством изолированности от окружающих

Интимность, любовь как способность устанавливать доверительные отношения

И скл юч ител ы юсть как неспособность вверить себя другому

Стадия

Психосоциальный конфликт (кризис)

Позитивное качество эго

Негативное качество эго

Зрелость, 26—64 года

Между жизненной активностью, продуктивностью и сосредоточенностью на себе, застоем

Забота как разделенная с миром ответственность

Отвержение как себялюбие и эгоизм

Старость, 65—… лет

Между ощущением полноты жизни, интегрированностью и отчаянием

Мудрость как принятие и единение с миром

Презрение, страх смерти

Не останавливаясь на всех возрастах, рассмотрим подробнее только содержание развития на ранних, детских этапах взросления.

1. Орально-сенсорная стадия. В младенчестве конфликт лежит в области базального доверия к тем, кто осуществляет заботу о ребенке, обеспечивая его потребности. Отношения с матерью проецируются на окружающий мир и становятся моделью взаимодействия личности с обществом в будущем. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре»[2]. Если мать или другие опекуны оказываются отвергающими и непоследовательными, то ребенок присваивает негативное качество личности — недоверие к миру. Если родитель последовательно удовлетворяет потребности ребенка и его реакции на младенца предсказуемы и адекватны, формируется положительное, сильное качество личности — базальное доверие к миру.

Ключевым социальным агентом, т.е. тем представителем социального окружения, который играет определяющую роль на каждом конкретном этапе развития, является мать или заменяющий ее опекун. Ритуализацией этой стадии становится «обожествляющая» ритуализация, направленная на выделение особой, сакраментальной роли матери в отношениях с младенцем. Она подчеркивает способность матери сформировать у ребенка веру в справедливость, разумность и позитивное устройство этого мира, что позволит ему в дальнейшем справляться с самыми разными стрессами и фрустрациями.

2. Анально-мышечная стадия. Перед ребенком стоит задача научиться быть «автономным». Первоначально автономия проявляется в туалетном поведении, когда личная гигиена становится первой формой саморегуляции. Ребенок должен также научиться самостоятельно есть, одеваться, что формирует у него такое структурное качество личности, как воля. В противном случае развивается подчиненность воле других, навязчивость, которая проявляется в повторяющихся действиях, зависимости, неспособности отделиться от родителя, компульсивности.

Если ребенку постоянно дают негативные эпитеты и он чувствует, что не справляется ни с одной задачей, стыд и сомнение становятся доминирующими переживаниями. Ведущую роль в разрешении конфликта автономности играют родители, которые помогают ребенку приобрести навыки самостоятельности и поддерживают его уверенность в себе. Особую роль играет отец, который обычно реализует в семье позицию нормативности, следования правилам и задает эту модель для ребенка. Ритуализация, помогающая разрешить конфликт в этом возрасте, — рассудительная, т.е. ориентация на порядок, правила, разделение общих представлений о добре и зле.

3. Локомоторно-генитальная стадия. В возрасте игры дети стремятся действовать как взрослые и проявляют инициативу в самых разных областях. Несовершенство умений приводит к неуспешное™ и конфликтам ребена с окружающими, что может порождать чувство вины. Успешное разрешение конфликта достигается, если ребенку удается сохранить и сделать структурным качеством личности инициативность, но научиться быть инициативным не ущемляя интересы других. Познание мира через реальные и воображаемые ситуации открывает разнообразные возможности для инициативных действий ребенка.

Очень многое в разрешении противоречия зависит от родителей и более широкого семейного окружения. Ребенок учится считаться с правами братьев и сестер, бабушек и дедушек. Ритуализация этого возраста — драматическая, г.е. возможность через проигрывание, драматизацию моделировать отношения и проявлять инициативу в самых разных ролях и играх. Игра не угрожает чувством вины и позволяет выдвигать самые смелые цели.

Однако если ближайшее окружение, особенно значимые взрослые, все время критикуют ребенка или наказывают, у него развивается чувство вины за свою неуспешное™, за свои поступки. Крайним вариантом такой пассивной беспомощности является «феномен выученной беспомощности», который может сформироваться как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Эксперимент

Феномен выученной беспомощности впервые был обнаружен в экспериментах бихевиористов над крысами. Крыса, будучи интеллектуально развитым животным, проявляет активность и направленность на достижение цели в любых условиях, постоянно пробуя новые варианты решения проблем. Но если ее постоянно и беспричинно бить электрическим током, то сначала она сопротивляется, пробуя самые разные стратегии (бежать, нападать, затаиться и пр.), а затем становится абсолютно пассивной. В естественной среде такое животное быстро погибает. В лаборатории у животных разных видов, подвергшихся систематическому необоснованному стрессу, развиваются как физиологические отклонения (множественные язвы желудочно- кишечного тракта, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, выпадение шерсти, снижение сопротивляемости инфекциям и опухолям), так и психологические: моторная пассивность, снижение мотивации, заторможенность, неспособность к формированию новых навыков.

Для ребенка, который постоянно является мишенью критики, наказаний и не видит возможностей проявить себя, найти позитивный способ самореализации, феномен выученной беспомощности проявляется в отказе от достижения целей, тотальной пассивности, неверии в свои силы: «У меня все равно не получится», «Я не смогу», «Я не умею». Появляются эмоциональные расстройства и невротические отклонения. Выученная беспомощность подчиняется принципу генерализации, т.е. распространяется на большинство ситуаций и становится доминирующей моделью поведения.

4. Латентная стадия. Период овладения социальными и учебными навыками чрезвычайно важен для появления ощущения продуктивности, способности реализовывать по-настоящему важные умения, что позволяет сформироваться компетентности и уверенности в себе как личности, обладающей ценностью. Компетентность эго растет благодаря реальным достижениям в самых разных сферах. Если школьная жизнь ребенка оказывается неуспешной, то может сформироваться противоположное качество — ощущение малоценности или инертности.

Ведущими социальными агентами этой стадии являются учителя и сверстники. Последние играют особую роль как объект сравнения уровней компетентности и реалистичный критерий оценки собственных достижений. Ритуализация, предлагаемая обществом, — технологическая, т.е. систематическое, целенаправленное (на основе социальных технологий) обучение, формирование знаний, умений, навыков (освоение предметных дисциплин).

Важнейшими достоинствами психосоциальной теории развития Эриксона являются следующие:

  • — в стадиях жизненного пути верно отражены центральные проблемы развития индивида;
  • — подчеркивается адаптивная, социальная природа личности;
  • — анализируется динамика отношений семьи и социокультурного окружения;
  • — определены генетические возможности позитивного разрешения кризисов.

Тем не менее в подходе Эриксона сохраняются и определенные ограничения:

  • — теории нс достает определенности детерминант развития;
  • — способы разрешения конфликтов не определены;
  • — не показано содержательно влияние разрешенного конфликта одной стадии на прохождение другой;
  • — ряд положений, например в отношении ритуализаций, нуждается в эмпирической проверке.

Источник