Теория конвергенции двух факторов психическом развитии ребенка штерн
Основной | Развитие психики |
Методы | Наблюдения |
Основные | Задатки, |
Основные | Стадии детского |
Факторы | Конвергенция |
Ценное | Принцип целостности |
Направления | Акцент на |
Конфликт между
внешними воздействиями (давлением
среды) и внутренними склонностями
ребенка имеет, по мнению Штерна,
принципиальное Значение для развития,
так как именно отрицательные эмоции
служат стимулом для развития самосознания.
Таким образом, Штерн доказывал, что
эмоции связаны с оценкой окружающего,
они помогают процессу социализации и
развитию рефлексии у детей.
Штерн утверждал,
что существует не только общая для всех
детей определенного возраста нормативность,
но и нормативность индивидуальная,
характеризующая конкретного ребенка.
В числе важнейших индивидуальных свойств
он называл индивидуальные темпы
психического развития, которые проявляются
в скорости обучения.
Штерн
уделил внимание и вопросам познавательного
развития, исследуя этапы развития
мышления и речи, впервые провел
систематическое наблюдение за процессом
формирования речи. Результаты этой
работы нашли отражение в книге Штерна
«Язык детей » (1907). Выделив пять основных
этапов в развитии речи у детей, Штерн
детально описал их, фактически разработав
первые норма-тивы в развитии речи у
детей до 5 лет. Он первым обратил внимание
на перелом в развитии детской речи (в
возрасте около полутора} лет), который
связан с открытием ребенком «значения»
слова, а именно того, что каждый предмет
имеет свое название; выделил ocновные
тенденции речевого развития — переход
от пассивной речи к активной и от слова
к предложению.
Идеи В. Штерна
повлияли практически на все области
детской психологии (исследование
когнитивных процессов, изучение развития
эмоций, личности, периодизации развития)
и на взгляды многих выдающихся психологов,
занимавшихся проблемами психики ребенка.
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Социолог
и этнопсихолог М. Мид стремилась показать
ведущую роль социокультурных факторов
в психическом развитии детей. Сравнивая
особенности полового созревания,
формирования структуры самосознания,
самооценки у представителей разных
народностей, она подчеркивала зависимость
этих процессов в первую очередь от
культурных традиций, особенностей
воспитания и обучения детей, доминирующего
стиля общения в семье. Введенное ею
понятие инкулътурации
как
процесса научения в условиях специфической
культуры обогащает общее понятие
социализации.
Мид
выделила три типа культур в истории
человечества — постфигуративные (дети
учатся у своих предшественников),
кофигура-тивные (дети и взрослые учатся
в основном у сверстников, современников)
и префигуративные (взрослые могут
учиться и у своих детей)1.
Ее взгляды оказали большое влияние на
концепции психологии личности и
возрастной психологии; она наглядно
показала роль социального окружения,
культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы
проследили постановку проблемы
детерминации психического развития
в теоретических положениях и эмпирических
исследованиях ряда крупнейших психологов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:
1.
Обозначьте основные тенденции в развитии
возрастной психологии в период первой
трети XX
в.
2. Какие существуют
принципиальные позиции по проблеме
детерминации психического развития
человека?
3. Как решался
вопрос о детерминации психического
развития детей в подходах М. Монтессори
и А. Гезелла? Какие педагогические выводы
логически следуют из их взглядов?
4. Какова основная
идея теории К. Бюлера?
5. В чем ограниченность
метода зоопсихологического эксперимента
в детской психологии? Что можно и что
нельзя установить с его помощью?
ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок
из воспоминаний участника опытов А.
Гезелла. Найдите упоминания о схеме
организации исследования и методах
изучения детского развития, использованных
Гезелдом:
«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые
мы с ним встретились в Нью-Хайвене, когда
я был еще ребенком: меня, 10-месячного
малыша, мама принесла тогда на очередной
осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл
всегда охотно разговаривал с мамой
обо мне, много расспрашивал и одновременно
записывал в свою тетрадку все, что
она рассказывала ему. Отец обычно не
ходил с нами на эти осмотры.
Как только мы появлялись в лаборатории,
меня помещали под какой-то стеклянный
купол и вокруг начиналась невообразимая
суматоха. Мне не было видно, что все эти
люди в белых халатах делали там, снаружи,
зато они наблюдали все, что происходило
под куполом, но об этом я тогда не
догадывался. Мне разрешали играть в
самые разные красивые игрушки, а когда
я научился говорить, стали задавать мне
массу вопросов.
Я был одним из сотен малышей, которых
изучали в Йельской детской поликлинике,
организованной доктором Гезеллом в
1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то
оказался участником наиболее масштабных
за всю историю науки исследований и
экспериментов по проблемам развития
детей, начиная с рождения.
Теперь мне ясно, что те долгие беседы
доктора Гезелла с мамой были построены
по типу интервью: он задавал вопросы —
сначала просто о моем самочувствии, а
потом, когда я пошел в школу, о моем
поведении и успехах, а мама подробно
отвечала на них.
Все мои игры записывались
на кинопленку (кинокамера была прикреплена
к металлическим частям стеклянного
купола. Эти игры и вопросы представляли
собой серии тестов, предназначенных
для выяснения всех изменений, которые
происходили со мной от посещения к
посещению знаменитой поликлиники
доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие
ребенка и его отношений с окружающими.
М., 1992. С. 36-37).
Дополнительная
литература:
Гальперин
П.Я. К
проблеме биологического в психическом
развитии человека // Возрастная и
педагогическая психология: Тексты. М.,
1992. С. 34—49.
Природа ребенка
в зеркале автобиографии: Учебное пособие
по педагогической антропологии / Под
ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М.,
1998.
Роль наследственности
и среды в формировании индивидуальности
человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.,
1988.
Рубинштейн
С.А. Основы
общей психологии. М.,
1989.
Leach
P. Children
first: What our society must do — and is not doing — for our
children today.. N.
Y.,
1994.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Еще в середине двадцатого века в научной среде, в том числе среди психологов, «кипели страсти» по поводу источника психического развития человека. Господствовали две теории. Согласно первой предопределяющее значение в развитии ребенка отдавалось внутренним условиям, то есть фактору наследственности. Согласно второй теории на первое место выдвигались внешние условия, то есть влияние окружающей среды.
Сегодня такие споры могут вызвать, скорее, улыбку. Потому что это напоминает вопросы вроде таких: «Кто важнее, производитель пианино или его настройщик?» или «Что нужнее, кофе или кружка?» Тем не менее следует учесть, что до начала двадцатого века роль биологического в душевной жизни человека сильно недооценивалась. Лишь череда научных открытий, в том числе Дарвина и Павлова, показала, что основой психического является физиология.
Немецкий психолог и философ Вильям Штерн предложил теорию конвергенции (она же теория двух факторов), в которой делалась попытка снять односторонность крайних точек зрения на предмет. Эти крайние точки зрения иногда называются преформизм (нативизм) и сенсуализм (эмпиризм). В первой предопределяющее значение в психическом развитии придавалось внутренним условиям – фактору наследственности. Во второй – внешним условиям.
Штерн говорил о том, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух указанных факторов, однако при доминирующей роли фактора наследственности. За это Штерна причислили к лагерю биологизаторов, пусть даже и умеренных. Возможно, эта «биологизация» связана с тем, что Штерн много внимания уделял умственному развитию детей, а на способности, конечно, весьма значительно влияют природные задатки.
Штерн рассматривал среду как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Штерн анализирует конвергенцию внешнего фактора и внутреннего на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Штерн предложил свою схему периодизации детского развития, в основу которой заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию (в онтогенезе как бы повторяется филогенез).
Когда человек впервые появляется на свет, то есть вступает в контакт с окружающим миром, его потенциал в этот момент не определен. Еще несколько лет ребенок не будет себя осознавать, понимание своих способностей и склонностей происходит еще позже. Окружающая среда, и в первую очередь социум, постепенно помогает ребенку осознать себя и свои особенности. Она помогает осознавать свой внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
В. Штерн, как и многие другие ученые того времени, был сторонником концепции рекапитуляции:
– в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением ребенок находится на «стадии млекопитающего»;
– во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию достигается «стадия высшего млекопитающего – обезьяны»;
– в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает «начальных ступеней человеческого состояния»;
– в первые пять лет игры и сказок человек стоит на «ступени первобытных народов»;
– обучение в школе, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, соответствует вступлению в «стадию культуры».
«Стадия культуры» тоже распадается на три этапа:
– содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно первым школьным годам;
– средние годы носят черты фанатизма христианской культуры;
– в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени (этап просвещения).
В период становления психологии как науки ученые испытывали потребность в собственных законах психологии. Отсюда и проистекает этот довольно натянутый «закон рекапитуляции», который постулировался как некий общий закон человеческого развития.
Литература
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
См. также
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975—1938) — специалист в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит втом, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывают наследственность и окружающая среда.
В это же время в психологии существовали две теоретические концепции: эмпиризм («человек — чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи).
Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущая роль все равно принадлежит врожденным факторам. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и утверждал, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, он достигает начальных ступеней человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов с их мифологическим сознанием; новый этап — поступление в школу — сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с изучением основ наук и письменных текстов в духе античного и ветхозаветного миров, средние подростковые классы — с христианской культурой Средневековья с характерным для нее фанатизмом, а годы юности — с культурой и цивилизацией Нового времени.
Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916—1997) считал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды.
Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии попадают под контроль «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» — это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» — инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.
Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты. Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д. Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов
есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы — необходимо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, но не глобальные проблемы развития.
Источник
Теорию
конвергенции,
или,
как
ее
еще
называют,
теорию
двух
факторов,
разработал
немецкий
психолог
В.
Штерн
(1975–1938), который
был
специалистом
в
области
дифференциальной
психологии,
рассматривающей
взаимоотношения
биологического
и
социального
факторов.
Суть
этой
теории
заключается
в
том,
что
психическое
развитие
ребенка
рассматривается
как
процесс,
складывающийся
под
влиянием
наследственности
и
среды.
Основной
вопрос
теории
конвергенции
состоит
в
том,
чтобы
установить,
как
возникают
приобретенные
формы
поведения
и
какое
влияние
на
них
оказывает
наследственность
и
окружающая
среда.
В
это
же
время
в
психологии
существовали
две
теоретические
концепции,
эмпиризм
(«человек
– чистая
доска»)
и
нативизм
(существуют
врожденные
идеи).
Штерн
полагал,
что
если
есть
основания
для
существования
этих
двух
противоположных
точек
зрения,
то
истина
заключается
в
их
соединении.
Он
считал,
что
психическое
развитие
есть
соединение
внутренних
данных
с
внешними
условиями,
но
ведущее
значение
все
равно
остается
за
врожденным
фактором.
Примером
тому
может
служить
следующий
факт:
окружающий
мир
поставляет
ребенку
материал
для
игры,
а
то,
как
и
когда
он
будет
играть,
зависит
от
врожденных
компонентов
инстинкта
игры.
В.
Штерн
был
сторонником
концепции
рекапитуляции
и
говорил,
что
ребенок
в
первые
месяцы
младенческого
периода
находится
на
стадии
млекопитающего:
это
подтверждается
неосмысленным
рефлекторным
и
импульсивным
поведением;
во
втором
полугодии
жизни
он
достигает
стадии
высшего
млекопитающего
(обезьяны)
благодаря
развитию
схватывания
предметов
и
подражания;
в
дальнейшем,
овладев
прямохождением
и
речью,
достигает
начальных
ступеней
человеческого
состояния;
в
первые
пять
лет
игры
и
сказок
он
стоит
на
ступени
первобытных
народов;
новый
этап
– поступление
в
школу
– сопряжен
с
овладением
социальными
обязанностями
более
высокого
уровня.
Первые
школьные
годы
связаны
с
простым
содержанием
античного
и
ветхозаветного
миров,
средние
классы
– с
христианской
культурой,
а
годы
зрелости
– с
культурой
нового
времени.
Теорию
конвергенции
развития
подтверждают
высказывания
о
том,
что
«яблоко
от
яблони
недалеко
падает»
и
«с
кем
поведешься,
от
того
и
наберешься».
Английский
психолог
Г.
Айзенк
(1916–1997) считал,
что
интеллект
на
80 % определяется
влиянием
наследственности
и
на
20 % – влиянием
среды.
Австрийский
психолог
3. Фрейд
создал структурнуютеориюличности, основу
которой
составил
конфликт
между
инстинктивной
сферой
душевной
жизни
человека
и
требованиями
общества.
Он
считал,
что
каждый
человек
рождается
с
врожденными
сексуальными
влечениями,
которые
впоследствии
находятся
под
контролем
«Сверх-Я»
и
«Оно».
«Оно»
– это
внутренняя
психическая
инстанция,
которая
под
влиянием
запретов
выделяет
из
себя
маленький
кусочек
«Я».
«Сверх-Я»
– инстанция,
ограничивающая
человеческие
влечения.
Получается,
что
на
«Я»
давят
«Оно»
и
«Сверх-Я».
Это
типичная
схема
двух
факторов
развития.
Психологи
смогли
установить
влияние
биологического
и
социального
аспектов
на
процесс
развития,
наблюдая
за
близнецами
и
сравнивая
полученные
результаты
Этот
метод
назвали методомблизнецов. Как
показал
Д.Б.
Эльконин,
с
методологической
точки
зрения,
в
исследовании
близнецов
есть
один
серьезный
недочет:
проблема
наследственного
фонда
рассматривается
с
позиций
тождественности
или
нетождественности,
а
проблема
средовых
влияний
всегда
рассматривается
с
позиции
тождественности.
Но
не
существует
одной
(одинаковой)
социальной
среды,
в
которой
воспитываются
близнецы
– обязательно
надо
учитывать,
с
какими
элементами
среды
ребенок
активно
взаимодействует.
Поэтому
для
получения
достоверных
результатов
надо
выбирать
такие
ситуации,
в
которых
уравнение
содержит
не
одно,
а
два
неизвестных.
Отсюда
вытекает
вывод,
что
при
помощи
данного
метода
могут
изучаться
индивидуальные
различия,
а
не
проблемы
развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник