Теория клапареда о развитии психики ребенка
Виктория Алтфатер
Факультет истории и права, 1 курс
Спецификой психического положения детей занимались учёные ещё в классический период. Но особенно большую заинтересованность в этом проявили учёные конца XIX в. В этот период возрастная психология начала осознаваться как независимая область психологической науки. Одним из учёных, занимавшихся проблемами в этой сфере, был Э. Клапаред.
Эдуард Клапаред – швейцарский врач-невролог, психолог, педагог, представитель функционализма. Появился на свет 24 марта 1873 г. в Женеве. Учился в Женевском университете, стал доктором медицины. После этого начал осваивать психологию. Второе образование получил в университете своего родственника Теодора Флерноя. Совместно с Флерноем в 1901 году он создал журнал «Психологический архив». Клапаред являлся редактором этого журнала до 1940 г. [1].
В 1904 Э. Клапаред руководил психологической лабораторией. После смерти Т. Флерноя стал профессором [2].
Клапаред занимался экспериментальной психологией, клинической неврологией, зоопсихологией. В итоге его внимание всё больше сосредоточивалось на проблемах психоразвития ребёнка.
Эдуард Клапаред создал свою теорию саморазвития. Разделяя замыслы Стенли Холла о необходимости создания педологии, Клапаред не принимал его объяснения биогенетического закона. Он думал, что распространённая сходность между видовым и индивидуальным развитием психики существуют потому, что существует всеобщая логика расширение психики в филогении и онтогении. Собственно, эта совместимая логика развития распознаёт сходность процессов (а не их тождество!). Благодаря этому не существует неминуемой предопределённости в воспитании ребёнка, и наружные причины (например, обучение) могут поторопить его развитие и даже наполовину деформировать направление.
Э. Клапаред советовал разграничить детскую психологию на теоретическую и практическую (прикладную), предполагая, что у них разный круг проблем. Установление законов психологической жизни и этапов психологического развития детей являлось основной целью теоретической детской психологии. Прикладная детская психология, в свою очередь, подразделялась на психогностику и психотехнику. Главной целью психогностики была диагностика, распознавание психического онтогенеза детей, целью психотехники было создание средств обучения и воспитания.
Считая, что психологический онтогенез не нуждается во вспомогательных побуждениях или обстоятельствах, которые бы его побуждали, Клапаред совершенствовал идею о саморазвитии, самопоявление тех зачатков, которые имеются у чада уже при появлении на свет. Игра и подражание являются механизмами этого развития.
Из всех проблем, интересовавших Клапареда, он уделял больше внимания мышлению и стадиям его онтогенеза у детей. Клапаред практически отождествлял онтогенез мышления с психологическим развитием, поэтому критерием разделения детства на этапы для него служило перерождении от одной формы мышления к другой. Он выделил 4 этапа в психологическом онтогенезе.
1-й этап — от рождения до 2-х лет. На этом этапе у детей господствует любопытство к внешней стороне предметов, а поэтому умственное развитие связано важным образом с онтогенезом восприятия.
2-й этап начинается в 2 года и продолжался до 3-х лет, в это время у детей улучшается речь, и поэтому их когнитивные интересы сосредоточены на словах и их смыслах.
3-й этап – с 3 до 7 лет – связан с началом собственно умственного развития, при этом у детей преобладают совместные умственные интересы.
4-й этап длится с 7 до 12 лет, в этом периоде начинают проявляться и развиваться индивидуальные особенности и наклонности детей, т.к. их умственное развитие объединено с формированием особенных объективных интересов.
Анализируя формирование умственной сферы детей, Клапаред обнаружил одно из важнейших свойств пуэрильного мышления. Этим свойством является синкретизм, т.е. не раздробленность, единство детских пониманий о мире. Клапаред утверждал, что психологический онтогенез продвигается от улавливания внешнего вида к именованию объекта (словесная стадия), а следом к усвоению его роли, что уже есть результат онтогенеза логического мышления. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С. Выготский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира [3].
В результате того, что онтогенез способностей определён унаследованными факторами. Клапаред выделял совокупную и специальную одарённость, притом общая одарённость обнаруживается, по его мнению, в незрелом возрасте и объединена с единым (высоким) уровнем всех интеллектуальных особенностей ребёнка. Одарённость в одностороннем смысле Клапаред относил к развитому возрасту и объединял с талантом человека решать непривычные проблемы.
Подводя итог, можно сказать, что Эдуард Клапаред заложил основы возрастной психологии как особого раздела психологической науки, обеспечивающего тесную связь психологии с педагогикой. Тем самым он оказал большое влияние на понимание области применения психологических знаний в обучении и воспитании ребёнка.
Список источников
1. История психологии в лицах: персоналии, под общей ред. А.В.Петровского , ред.-сост. Л.А. Карпенко. — М.: ПЕР СЭ , 2005.
2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
3. Эдуард Клапаред // Календарь событий. – URL: https://www.calend.ru/person/4002/ (дата обращения: 15.12.2013).
По мнению робота, со статьёй «Психолого-педагогические идеи Э. Клапареда» тематически связаны:
Для ссылки:
Алтфатер В.А. Психолого-педагогические идеи Э. Клапареда [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: https://si-sv.com/publ/6-1-0-275 (дата обращения: 28.02.2020).
Источник
Большую роль в развитии возрастной психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области возрастной психологии.
Поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке — педологии, он не принимал его интерпретации биогенетического закона. Клапаред считал, что известное сходство между фило- и онтогенетическим развитием психики существует не потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые ребенок должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика развития психики и в филогенезе и в онтогенезе. Именно общая логика развития психики и определяет сходство этих процессов, но не их тождество, поэтому не существует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.
Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, считая, что у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической возрастной психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.
Говоря о том, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах или факторах, которые бы его ускоряли, Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание, благодаря которым оно получает определенное направление и содержание. С его точки зрения, игра представляет собой более универсальный механизм, так как направлена на развитие разных сторон психики, как общих, так и специальных психических функций. Клапаред выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные игры (развивающие чувства).
Подражание связано главным образом с развитием поведения, произвольной деятельности детей, так как в основе его лежит ассоциация между образами движений (показанными взрослым) и самими этими движениями, т. е. следами их мускульных ощущений. При повторении движения ощущение от него сливается с внешним видом этого движения, после чего возможно выполнение данного задания сначала при появлении его образа, а потом и при словесной команде. Таким образом, Клапаред говорил не только об интериоризации произвольных движений, но и о необходимости перехода от двигательного к образному и только потом к внутреннему плану.
Несмотря на широкий круг проблем, интересовавших Клапареда, в центре его исследовательских интересов было изучение мышления и этапов его развития у детей. Он (как позднее его известный ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял мышление с психическим развитием, а потому критерием деления детства на периоды для него служил переход от одного вида мышления к другому.
Он выделял четыре этапа в психическом развитии:
1. От рождения до 2 лет — на этом этапе у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия.
2. От 2 до 3 лет — на этом этапе у детей развивается речь, и потому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
3. От 3 до 7 лет — на этом этапе начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
4. От 7 до 12 лет — на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных объективных интересов.
Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления -синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом. Он утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназначения, что уже является следствием развития логического мышления. О таком же направлении в развитии мышления детей — от слитности к расчлененности — говорил позднее и Л. Выготский, оспаривая утверждение Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.
Исходя из того, что развитие способностей обусловлено наследственными факторами, Клапаред выделял общую и специальную одаренность, причем общая одаренность проявляется, с его точки зрения, в детском возрасте и связана с общим (высоким) уровнем всех умственных свойств ребенка. Одаренность в узком смысле он относил к зрелому возрасту и связывал со способностью человека разрешать новые проблемы.
Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной области психологической науки — возрастной психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.
Развитие возрастной психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этой науки, что было сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объективных методов психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественно-научным (антропометрии, тестам Гальтона). но в то же время являлись бы именно психологическими методами, направленными на изучение познавательного развития детей.
Начало этому процессу положили работы Бине (подробнее о которых будет сказано ниже), и в течение сравнительно короткого отрезка времени (10-15 лет) было разработано большое количество тестов для измерения разных сторон психической жизни детей. Однако все эти тесты предназначались для исследования детей от 3 лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Этот серьезный пробел был восполнен исследованиями известного американского психолога А. Л. Гезелла (1880-1961).
Гезелл создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучал психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темп этого развития самый высокий именно в первые три года, а затем постепенно замедляется. На этой основе он разработал периодизацию психического развития, в которой выделял три периода — от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким.
Исследования Гезелла, в отличие от работ Н. М. Щелованова и его лаборатории генетической рефлексологии, в которой также изучалось развитие детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативов этого развития.
В клинике Гезелла была создана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Им также были введены в психологию новые методы исследования — лонгитюдный метод изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый метод (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (так же как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.
Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 1567; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10424 — | 7681 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Развитие возрастной
психологии в XIX-XX вв. В конце XIX -начале
XX в. развитие возрастной психологии
было тесно связано с педологией, наукой
о детях, созданной американским психологом
С.Холлом (1846-1924).
В своей лаборатории
Холл исследовал детей подросткового и
юношеского возраста, разработав для
них специальные вопросники, целью
которых было изучение различных сторон
психики ребят. Первоначально эти
вопросники раздавались учителям для
сбора сведений о том, как дети представляют
окружающий мир. Вскоре их содержание
расширилось, появились специальные
анкеты для подростков, учителей и
родителей.
Отвечая на вопросы,
дети должны были рассказать не только
о своих знаниях, представлении о мире
или отношении к другим людям, но и о
своих переживаниях, в частности о своих
моральных и религиозных чувствах, ранних
воспоминаниях, о своих радостях и
опасениях. Материалы, полученные в
исследовании Холла, позволяли также
составить комплексную характеристику
детей, провести анализ их проблем как
с точки зрения взрослых, так и с позиций
самих подростков.
Исследуя психическое
развитие ребенка, Холл пришел к выводу,
что в его основе лежит биогенетический
закон, сформулированный учеником Дарвина
Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о
том, что зародыши в своем эмбриональном
развитии проходят те же стадии, что и
весь этот род за время своего существования.
Холл же распространил действие
биогенетического закона на психику
человека, доказывая, что онтогенетическое
развитие психики ребенка кратко повторяет
все стадии филогенетического развития
психики человека.
В созданной Холлом
теории рекапитуляции утверждалось, что
последовательность и содержание этих
этапов заданы генетически, потому ни
уклониться, ни миновать какую-то стадию
своего развития ребенок не может.
Холл был также
основателем педологии — комплексной
науки о ребенке, в основе которой лежит
идея педоцентризма, т. е. идея о том, что
ребенок представляет собой центр
исследовательских интересов многих
профессионалов — психологов, педагогов,
биологов, педиатров, антропологов,
социологов и других специалистов. Из
всех этих областей в педологию входит
та часть, которая имеет отношение к
детям.
Развитие возрастной
и педагогической психологии в Англии
тесно связано с именем Д.Селли (1843-1923).
он сформулировал основные положения
ассоцианистического подхода к детскому
развитию. Эти работы способствовали
проникновению психологических идей в
учебные заведения, частичному изменению
программ обучения и стиля общения
педагогов с детьми.
Селли исходил из
того, что ребенок рождается только с
предпосылками основных психических
процессов, которые формируются уже при
его жизни. Такими предпосылками служат
три элемента, составляющие основу
главных образующих психики — ума, чувства
и воли. При этом врожденным элементом,
из которого формируется ум, является
ощущение, для чувств — это чувственный
тон ощущений, гнев и страх, а для воли —
врожденные формы движений, т. е.
рефлекторные, импульсивные и инстинктивные
движения.
В течение жизни
происходит ассоциация отдельных
элементов (ощущений, движений), которые
объединяются (интегрируются) в целостный
образ предмета, представление или
понятие. Так же формируется постоянное
отношение (чувство) к окружающему и
волевое поведение. Большое значение
при образовании ассоциаций, с точки
зрения Селли, имело внимание, благодаря
которому соединяются между собой строго
определенные, а не любые элементы.
Помогает усвоению и упражнение, которое
ускоряет и упрочивает связь элементов
в единое целое.
В центре внимания
Селли было изучение того, какие ассоциации
и в каком порядке появляются в процессе
психического развития детей. Его
исследования показали, что первыми
возникают ассоциации по сходству, затем
постепенно у детей формируются образы
предметов, основанные на ассоциациях
по смежности, а в конце второго года
жизни появляются ассоциации по контрасту.
Данные, полученные Селли, позволили
также выделить основные этапы в
познавательном, эмоциональном и волевом
развитии детей, которые необходимо
учитывать при их обучении.
Немецкий психолог
и педагог Э.Мейман (1862-1915) был одним из
пионеров возрастной психологии в
Германии. Основное внимание в своей
разнообразной деятельности (он занимался
не только психологическими проблемами,
но и вопросами искусствоведения и
является автором оригинальной эстетической
теории) он уделял прикладному аспекту
возрастной психологии и педологии, так
как считал главной задачей педологии
разработку методологических основ
обучения детей.
В своих теоретических
подходах Мейман стремился соединить
ассоцианистический подход Селли с
теорией рекапитуляции, предложенной
Холлом. Исходя из этого, он предложил
свою периодизацию психического развития,
критерием в которой являются уже не
абстрактные способы добывания пищи, но
этапы интеллектуального развития.
1. От рождения до 7
лет — стадия фантастического синтеза.
На этой стадии дети обобщают отдельные
ощущения без всякой системы и логики,
поэтому получаемые ими понятия часто
далеки от реальности. Так как
интеллектуальная интеграция в этом
возрасте еще плохо развита, ее результаты
дополняются олицетворением и
«вчуствованием», т. е. данными интеграции
чувственного тона ощущений.
2. От 7 до 12 лет — стадия
анализа. На этой стадии можно начинать
систематическое обучение детей, так
как ведущим процессом здесь становится
не интеграция, а дифференциация —
разложение общих понятий, знаний, которые
ребенок пытается осознать, на части и
формирование адекватного представление
об этих частях.
3. От 12 до 16 лет —
стадия рассудочного синтеза. На этом
этапе у подростков формируется
операциональное мышление, они могут
интегрировать те отдельные понятия,
которые были ими усвоены на предыдущем
этапе, и получать научные представления
об окружающем.
Мейман считал, что
возрастная психология должна изучать
не только стадии и возрастные особенности
психического развития, но и индивидуальные
варианты развития, например вопросы
детской одаренности и отсталости,
врожденные склонности детей. При этом
обучение и воспитание должны основываться
как на знании общих закономерностей,
так и понимании особенностей психики
конкретного ребенка.
Большую роль в
развитии возрастной психологии сыграл
швейцарский психолог Э. Клапаред
(1873-1940).
Поддерживая идею
Холла о необходимости создания комплексной
науки о ребенке — педологии, он не принимал
его интерпретации биогенетического
закона. Клапаред считал, что известное
сходство между фило- и онтогенетическим
развитием психики существует не потому,
что в психике ребенка заложены стадии
развития вида и древние инстинкты,
которые ребенок должен изживать (как
это предполагает теория рекапитуляции),
но потому, что существует общая логика
развития психики и в филогенезе и в
онтогенезе. Именно общая логика развития
психики и определяет сходство этих
процессов, но не их тождество, поэтому
не существует фатальной предопределенности
в развитии ребенка, и внешние факторы
(в том числе обучение) могут ускорить
его ход и даже частично изменить
направление.
Клапаред предложил
разделить детскую психологию на
прикладную и теоретическую, считая, что
у них разный круг изучаемых проблем.
Задачей теоретической возрастной
психологии он считал исследование
законов психической жизни и этапов
психического развития детей. Прикладную
возрастную психологию он разделял на
психогностику и психотехнику.
Говоря о том, что
психическое развитие не нуждается в
дополнительных стимулах или факторах,
которые бы его ускоряли, Клапаред
развивал идею о саморазвитии,
саморазвертывании тех задатков, которые
существуют у ребенка уже при рождении.
Механизмами этого саморазвития являются
игра и подражание, благодаря которым
оно получает определенное направление
и содержание. С его точки зрения, игра
представляет собой более универсальный
механизм, так как направлена на развитие
разных сторон психики, как общих, так и
специальных психических функций.
Клапаред выделял игры, развивающие
индивидуальные особенности детей, игры
интеллектуальные (развивающие их
познавательные способности) и аффективные
игры (развивающие чувства).
Подражание связано
главным образом с развитием поведения,
произвольной деятельности детей, так
как в основе его лежит ассоциация между
образами движений (показанными взрослым)
и самими этими движениями, т. е. следами
их мускульных ощущений. При повторении
движения ощущение от него сливается с
внешним видом этого движения, после
чего возможно выполнение данного задания
сначала при появлении его образа, а
потом и при словесной команде. Таким
образом, Клапаред говорил не только об
интериоризации произвольных движений,
но и о необходимости перехода от
двигательного к образному и только
потом к внутреннему плану.
Несмотря на широкий
круг проблем, интересовавших Клапареда,
в центре его исследовательских интересов
было изучение мышления и этапов его
развития у детей. Он фактически
отождествлял мышление с психическим
развитием, а потому критерием деления
детства на периоды для него служил
переход от одного вида мышления к
другому.
Он выделял четыре
этапа в психическом развитии:
1. От рождения до 2
лет — на этом этапе у детей преобладает
интерес к внешней стороне вещей, а потому
интеллектуальное развитие связано
главным образом с развитием восприятия.
2. От 2 до 3 лет — на
этом этапе у детей развивается речь, и
потому их познавательные интересы
сконцентрированы на словах и их значениях.
3. От 3 до 7 лет — на
этом этапе начинается собственно
интеллектуальное развитие, т.е. развитие
мышления, причем у детей преобладают
общие умственные интересы.
4. От 7 до 12 лет — на
этом этапе начинают проявляться
индивидуальные особенности и склонности
детей, так как их интеллектуальное
развитие связано с формированием
специальных объективных интересов.
Исследуя формирование
интеллектуальной сферы детей, Клапаред
открыл одно из основных свойств детского
мышления -синкретизм, т.е. нерасчлененность,
слитность детских представлений о мире
друг с другом. Он утверждал, что психическое
развитие продвигается от схватывания
внешнего вида к называнию предмета
(словесная стадия), а затем к пониманию
его предназначения, что уже является
следствием развития логического
мышления.
Исходя из того, что
развитие способностей обусловлено
наследственными факторами, Клапаред
выделял общую и специальную одаренность,
причем общая одаренность проявляется,
с его точки зрения, в детском возрасте
и связана с общим (высоким) уровнем всех
умственных свойств ребенка. Одаренность
в узком смысле он относил к зрелому
возрасту и связывал со способностью
человека разрешать новые проблемы.
Таким образом,
Клапаред заложил основы самостоятельной
области психологической науки — возрастной
психологии, оказав значительное влияние
на понимание круга решаемых ею проблем
и ее задачи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
01.04.20152 Mб42Otvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник