Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.
Прим. Издание не содержит собственно стимульных иллюстративных материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Понятие психологической оценки
Основные принципы диагностической деятельности психолога
Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки
особенностей психического развития ребенка
Использование представлений о норме развития в практике
психолога образования

Глава 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Представления о системности и структуре психического развития
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике
Оценка психического развития как поэтапная технология деятельности психолога
Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития
Требования к методическим средствам и стимульным материалам

Глава З
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка
Подготовка к проведению обследования
Психологический анамнез
Условия и особенности протекания беременности и родов
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 1 года до 3 лет
История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет
История развития ребенка от 5,5 до 7 лет
История развития ребенка в младшем школьном возрасте (от7 до 10—11 лет)
Построение диагностической гипотезы
Тактика психологического обследования
Особенности проведения обследования детей разного возраста
Общая технология проведения углубленного психологического обследования
Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста

Глава 4
АНАЛИЗ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЕГО МЕСТО В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного развития
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития
Определение специфики латеральных предпочтений

Глава 5
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности
Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности
Оценка сформированности  произвольной моторики рук
Оценка сформированности  движений мимических мышц лица
Произвольная регуляция психических процессов и функций
Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом
Оценка сформированности пространственных представлений
Представления о пространстве собственного тела
Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу
Анализ расположения частей собственного тела
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга
Представления о пространстве объектов
Пространство речи и языка
Вербализация пространственных представлений
Квазипространственные представления
Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых конструкций
Понимание и использование в речи «временных» последовательностей и причинно-следственных связей
Пространство межличностных отношений
Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной пластичности (полевой реактивности)
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных стереотипов
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной экспансии
Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля

Раздел II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Глава 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Методика Пьерона—Рузера
Корректурные пробы
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В. М. Когана

Глава 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия)
Запоминание двух фраз
Исследования опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Глава 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика Доски Сегена
Разрезные картинки
Методика Кооса
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Глава 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ)
Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3—8 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 9-12 лет)
Исключение предметов (4-й лишний)

Глава 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подбор парных аналогий
Выбор простых аналогий
Выделение двух существенных признаков
Определение понятий
Сравнение понятий
Исключение понятий
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
Установление последовательности событий

Р а з д е л III
ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава  11
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Методика Метаморфозы
Тест Рука
Контурный САТ-Н
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребенка (СОМОР)
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Эмоциональные лица»

Глава  12
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Основные законы и этапы становления детского рисунка
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ

Раздел IV
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ УГЛУБЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава  13
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Общие положения
Общая схема анализа результатов психологического обследования. 
Разделы анализа

Глава  14
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особенности составления заключения. Его разделы
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения
Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)
Заключение
Приложение

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

[свернуть]


Скачать книгу «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.» в формате PDF

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Источник

Лекции.Орг

Именно новые методологические подходы и разработанные на их основе технологии и легли в основу предлагаемого пособия. Наиболее современным принципам и представлениям о психическом развитии ребенка — «моделям», лежащим в основе его оценки, — и посвящен первый раздел.

Одним из наиболее важных — «ключевых» — моментов диагностического процесса1 является оценка профиля латеральных предпочтений как отражение сформированности пространственно-функциональной организации мозговых систем. Несмотря на то, что подобная оценка всегда проводилась исключительно в рамках нейропсихологического обследования, то есть входила в функционал специалиста-нейропсихолога, практика нашей деятельности показала, что на современном этапе развития практической психологии, в связи с современными особенностями психического развития детей [44; 36; 60] подобный анализ должен стать неотъемлемой частью стандартного психологического обследования каждого специалиста. Особенностям становления пространственно-функциональной организации мозговых систем в онтогенезе и, соответственно, технологии оценки профиля латеральных предпочтений посвящена Глава 4.

Принципиально новым для пособия подобного рода является оценка сформированности системы базовых составляющих психического развития, рассматриваемая авторами как одна из наиболее важных единиц психологического анализа (Глава 2). Эти компоненты встраиваются в процессе развития в психическую деятельность ребенка в качестве базовых «операционально-технологических». Выделение трех составляющих — произвольной регуляции, пространственных представлений и аффективной регуляции, имеющих множественные вертикальные и горизонтальные связи, — в достаточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них в целостную психическую деятельность ребенка.

В свою очередь, каждая из базовых составляющих психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка, где основным законом подобного формирования и «надстраивания» следующих уровней является принцип: «Своевременность и правильная последовательность решают все».

Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного или отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированности базовых составляющих психической деятельности. В этом мы видим дальнейшее развитие положения об общих и специфических закономерностях развития детей с различными проблемами и отклонениями в развитии. Такой анализ дает возможность проводить как оценку индивидуальных различий ребенка (в рамках нормативного развития), так и типологизацию отклоняющегося развития с точки зрения структуры и уровня сформированности совокупности базовых составляющих психической деятельности. Понимание своеобразия формирования этих структур, учет динамики их развития позволяют более обоснованно оценить вероятностный прогноз развития ребенка в целом и определить специфику развивающих и коррекционных мероприятий.

1 Понятие «ключевых» моментов обследования раскрывается в Главе 2.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с особой важностью этих единиц анализа технология исследования базовых составляющих психического развития и соответствующий методический аппарат выделены в отдельный раздел (Глава 5).

Наряду с уже известными тактиками и технологиями обследования и анализа результатов психологического обследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в руководстве приводится система обследования детей младшего дошкольного возраста. Как показывает опыт практической работы и подготовки специалистов, диагностическая работа с детьми именно этого возраста представляет большую сложность в силу недостатка апробированных психологических методов исследования детей в возрасте от 3 до 5 лет. Поэтому авторы руководства поставили перед собой задачу расширить диапазон использования классических диагностических методик и «закрыть» авторскими разработками некоторые до сих пор недостаточно исследованные стороны познавательной и эмоционально-личностной сфер детей этого возраста. Второй раздел руководства посвящен непосредственно методическому обеспечению детского психолога. Важно подчеркнуть, что авторы руководства не ставили своей целью создание всеобъемлющей методической энциклопедии. Исходя из принципа максимальной эффективности при минимальной продол-. жительности и энергозатратности, на протяжении более двадцатилетней практической работы отбирались методы и системы анализа результатов, дающие возможность системно оценить психическое развитие каждого конкретного ребенка. Именно из этих соображений и была создана «базовая» комплектация диагностических методик для исследования особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, воплотившаяся в Диагностический Комплект Семаго, описание методик которого и является основой настоящего пособия. С этих же позиций рассматриваются и все структурные компоненты исследования: гипотеза, тактика и технология обследования, анализ . и интерпретация получаемых результатов.

Несомненно, использование данного методического обеспечения не «закрывает» возможности для детского психолога иметь в своем «багаже» любые другие методы исследования и схемы анализа.

В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование классических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались, можно сказать, поколениями психологов и дефекто-логов2. Мы не находим обязательным «гоняться» за модными, престижными зарубежными тестами или придумывать все новые и новые методики, стараясь ■ перещеголять друг друга в своей оригинальности. Собственно методический аппарат, необходимый для психологического обследования, уже был создан А. Н. Бернштейном, С. Я. Рубинштейн, В. М. Коганом, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, другими отечественными педагогами и психологами. Нужно только «увидеть» в старом, не раз опробованном методе новые возможности опре-

> Одной из первых работ, в которой можно найти «предтечи, многю1испол^Ы^икован-дик, представленных в нашем руководстве, является монография А. Н. БеРн—^ наяеще в 1911 году [121. Эю. пожалуй, первая из известных нам работ, в «^ ^»^^ только содержание психологического обследования, но и стимульный материал, в том или ином ‘ существующий и поныне.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 608 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Booksee.org

Главная →

Обложка книги Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Купить электронную версию  |  Читать «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.»

fb2  
txt  
rtf  
epub

Популярные книги за неделю:

#1

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Руководство по подрывным работам

Категория: Пособия самодельщикам

5.39 Mb

#2

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Большая Советская Энциклопедия, 30 томов

Категория: Энциклопедии, справочники, учебники

92.67 Mb

#3

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Биохимия

Северин Е.С

Категория: Медицина, Химия, Биохимия

26.09 Mb

#4

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Атлас анатомии человека Том 2

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.17 Mb

#5

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Сексуальные позиции. Практическое руководство

Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев

Категория: people, health, hobby, active

23.38 Mb

#6

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Атлас анатомии человека Том 3

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.03 Mb

#7

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Атлас анатомии человека

Фрэнк Неттер

Категория: info, encyc, science, human, people, health

373.85 Mb

#8

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

История России

А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина

Категория: Исторические

25.47 Mb

#9

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ

Синельников

Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека

72.72 Mb

#10

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.

А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков

Категория: ЗДОРОВЬЕ

27.88 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Механика сплошных сред в задачах. Ответы и решения

Эглит М.Э. (ред.)

Категория: Physics, Classical physics, Elastic media

4.57 Mb

#2

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Большая Советская Энциклопедия, 30 томов

Категория: Энциклопедии, справочники, учебники

92.67 Mb

#3

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Мотоцикл ХАРЛЕЙ-ДЕВИДСОН [Harley-Davidson WLA42]

Категория: Военная техника

3.23 Mb

#4

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Путь к музыке

Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н.

Категория: color, color, music

49.55 Mb

#5

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Все о кашах

Категория: Кулинария

15.99 Mb

#6

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика и лечение острой сердечной недостаточности

Всероссийское научное общество кардиологов

21.14 Mb

#7

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика и лечение стабильной стенокардии

Всероссийское научное общество кардиологов

17.78 Mb

#8

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Учебно-методические указания для самостоятельной работы по немецкому языку для студентов первых курсов гуманитарных и естественных факультетов. Часть II

Архипкина Г.Д., Мирцхулава Е.Ю.

Категория: Иностранный язык

341 Kb

#9

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Устройство автомобилей.

Пехальский А.П., Пехальский И.А.

Категория: civil, civil, transport

10.86 Mb

#10

Теория и практика оценки психического развития ребенка дошкольного возраста

Вязание на спицах

Т.А. Зубова, Т.Н. Смирнова

Категория: hobby, hobby, fancy, house, house, personal

7.45 Mb

Источник