Теория и методика развития речи ребенка

Тема:  «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.  На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

  1. Цель занятия.

        Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Задачи

                        Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.

  1. Тип занятия.

«Знакомство с книгой»

  1. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность.

20 — 25 минут.

  1. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

  1. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

  1. Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор, иллюстрации.

  1. Подготовка.

                Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

                Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

                Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

                Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

                Для этого воспитателю необходимо:

— Проводить беседы с детьми

— Читать познавательные рассказы, литературу.

— Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

10 минут

15 минут

  1.  Ход занятия.
Читайте также:  Роль подвижных игр развитии ребенка

 Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем — то очень интересном!

— Ой кто — то к нам стучится.

— К нам в гости пришел зайка и принес подарок.

— А что это за подарок вы должны угадать.

— » Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает «.

— Правильно это книга!

— Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

— Открывайте глаза.

— Что вы видите! (ответы детей)

— Да в стране Книг — живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.

— Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.

— Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

— Почему вы любите книги? (ответы детей)

— Кто рисует рисунки в книгах?

-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.

— Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?

— Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.

— Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

— Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

ФИЗМИНУТКА:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?»

— Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

— А теперь посмотрите на эту книгу — какая она?

— Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.

— Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)

— Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

Читайте также:  Сенсорное развитие в доме ребенка в возрасте

— Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)

— Молодцы!

— Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.

  1.  Литература.
  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
  2. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
  3. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  4. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.

Источник

Екатерина прокина
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»

КОНСПЕКТ

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Автор Прокина Е. С.

Иваново 2018 г.

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

1. Цель занятия.

Является разработка методических приемов, направленных на развитие реи детей младшего дошкольного возраста.

Основные цели, задачи, понятия учебной дисциплины “Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста”.

Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка.

Читайте также:  Коридоры развития ребенка до года по месяцам новая таблица

Язык — это система знаков, речь — язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

2. Задачи.

Рассказать, показать иллюстрации, довести до ребенка.

— составления конспектов занятий по развитию речи с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

— организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи;

— организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом с целью обогащения словаря дошкольника и развития связной речи;

методические принципы развития речи;

— содержание речевой работы в разных возрастных группах;

— средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

— современные программы развития речи;

— закономерности речевого развития детей;

— особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность).

3. Тип занятия

«Знакомство с книгой»

4. Форма занятия.

Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить

Например:

Воспитатель:

— Не ходит, не бегает,

А только по кочкам прыгает?

Дети:

— мяч.

Воспитатель:

— Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед? Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед?

Дети:

— медведь.

5. Продолжительность.

20 — 25 минут.

6. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

7. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор.

8. Подготовка.

Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

9. Методы работы с детьми

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

10. Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.

4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003

6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981

8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.

9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.

Источник