Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как наука

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как наука thumbnail

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания
относится к самому раннему периоду в
истории человеческого общества. Элементы
физического воспитания возникли в
первобытном обществе (Н.И.Пономарев,
1970). Люди добывали себе пищу, охотились,
строили жилье, и в ходе этой естественной,
необходимой дея­тельности спонтанно
происходило совершенствование их
физи­ческих способностей — силы,
выносливости, быстроты.

Постепенно
в ходе исторического процесса люди
обратили внимание на то, что те члены
племени, которые вели более ак­тивный
и подвижный образ жизни, многократно
повторяли те или иные физические
действия, проявляли физические усилия,
были и более сильными, выносливыми и
работоспособными. Это привело к
осознанному пониманию людьми явления
упражняемости (повторяемости
действий).
Именно явление упражняемос-ти
стало основой физического воспитания.

Осознав
эффект упражняемости, человек стал
имитировать необходимые ему в трудовой
деятельности движения (действия) вне
реального трудового процесса, например
бросать дротик в изоб­ражение животного.Как только трудовые действия начали
применяться вне реальных трудовых
процессов, они превратились в фи­зические
упражнения. Превращение трудовых
действий в физи­ческие упражнения
значительно расширило сферу их воздействия
на человека, и в первую очередь в плане
всестороннего физичес­кого
совершенствования. Далее, в ходе
эволюционного развития выяснилось, что
значительно лучший эффект в физической
под­готовке достигается тогда, когда
человек начинает упражняться в детском,
а не в зрелом возрасте, т.е. когда его
готовятк жизни и ктруду
предварительно.

Таким образом, осознание человечеством
явления упражняе­мости и важности
так называемой предварительной подготовки
человека к жизни, установление связи
между ними послужили истоком появления
подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического
воспитания возникли в Древней Греции
в виде специального обучения молодежи
воен­ным и спортивным упражнениям,
но вплоть до Новейшей исто­рии они
оставались достоянием немногих
представителей приви­легированных
классов или ограничивались рамками
военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Теория
и методика физического воспитания
являются одной из основных профилирующих
дисциплин в системе профессио­нальной
подготовки специалистов с высшим
физкультурным об­разованием. Она
призвана через свое содержание обеспечить
сту­дентам необходимый уровень
теоретических и методических зна­ний
орациональных путях, методах и приемах
профессиональной деятельности
преподавателя физической культуры,
раскрыть в структуре и содержании этой
деятельности условия успешной ре­ализации
образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач физического
воспитания.

Источниками возникновения и развития
теории и методики физического воспитания
являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность
общества в хоро­шо физически
подготовленных людях вызвала стремление
познать закономерности физического
воспитания и на их основе строить систему
управления физическим совершенствованием
человека;

2) практика физического воспитания.
Именно в ней проверя­ются на жизненность
все теоретические положения, могут
рож­даться оригинальные идеи,
побуждающие теорию и методику физического
воспитания к разработке новых положении;

3) прогрессивные идеи о содержании и
путях воспитания гармонически развитой
личности, которые высказывались
фило­софами, педагогами, врачами
разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии
и путях совершен­ствования физической
культуры в стране;

5) результаты исследований как в области
теории и методики физического воспитания,
так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как
правило, начина­ется с освоения ее
понятийного аппарата, т.е.со
специфических профессиональных терминов
и понятий.

Понятие —это основная формачеловеческого мышления, устанавливающая
однозначное толкованиетого или
иного термина и выражающая при этом
наиболее существенные стороны, свой­ства
или признаки определяемого объекта
(явления).

К
основным понятиям теории физического
воспитанияотно­сятся следующие:
1) «физическое воспитание»; 2) «физическая
подготовка»; 3) «физическоеразвитие»;
4) «физическое совер­шенство»;
5) «спорт».

Физическое воспитание.Это вид
воспитания, специфическим содержанием
которого являются обучение движениям,
воспита­ние физических качеств,
овладение специальными физкультур­ными
знаниями и формирование осознанной
потребности в физ­культурных занятиях.

Обучение
движениям имеет своим содержанием
физическое образование — системное
освоение человеком рациональных
спо­собов управления своими движениями,
приобретение таким пу­тем необходимого
в жизни фонда двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая
движениями, имеющими смысловое значение,
важ­ными для жизни или спорта
двигательными действиями, занима­ющиеся
приобретают умения рационально и
полноценно прояв­лять свои физические
качества. Одновременно с этим они
позна­ют закономерности движений
своего тела.

По
степени освоенности техника двигательного
действия мо­жет выполняться в двух
формах — в форме двигательного умения
и в форме навыка. Поэтому часто вместо
словосочетания «обуче­ние движениям»
в практике физического воспитания
используют термин «формирование
двигательных умений и навыков».

Воспитание
физических качеств является не менее
существен­ной стороной физического
воспитания. Целенаправленное управ­ление
прогрессирующим развитием силы, быстроты,
выносливос­ти и других физических
качеств затрагивает комплекс естественных
свойств организма и тем самым обусловливает
количественные и качественные изменения
его функциональных возможностей.

Все физические качества являются
врожденными, т.е. даны человеку в виде
природных задатков, которые необходимо
разви­вать, совершенствовать. А когда
процесс естественного развития
приобретает специально организованный,
т.е. педагогический ха­рактер, то
корректнее говорить не «развитие», а
«воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания
приобретается также широ­кий круг
физкультурных и спортивных знаний
социологического, гигиенического,
медико-биологического и методического
содер­жания. Знания делают процесс
занятий физическими упражнения­ми
более осмысленным и в силу этого более
результативным.

Таким образом, физическое
воспитание представляет собой процесс
решения определенных воспитательно-образовательных
задач, которому присущи все признаки
педагогического процесса Отличительной
же особенностью физического воспитания
является то, что оно обеспечивает
системное формирование двигательных
умений и навыков и направленное развитие
физически:

качеств
человека, совокупность которых в решающей
мере определяет его физическую
дееспособность.

Физическая подготовка.Термин
«физическая подготовка» под­черкивает
прикладную направленность физического
воспитания к трудовой или иной
деятельности. Различаютобщую физическую
подготовку
испециальную.

Общая физическая подготовка направлена
на повышение уровня физического развития,
широкой двигательной подготовленности
как предпосылок успеха в различных
видах деятельности.

Специальная физическая подготовка —
специализированный процесс, содействующий
успеху в конкретной деятельности (вид
профессии, спорта и др.), предъявляющей
специализирован­ные требования к
двигательным способностям человека.
Резуль­татом физической подготовки
является физическая подготовлен­ность,отражающая достигнутую работоспособность
в сформи­рованных двигательных умениях
и навыках, способствующих эф­фективности
целевой деятельности (на которую
ориентирована подготовка).

Физическое развитие.Это процесс
становления, формирования и последующего
изменения на протяжении жизни индивидуума
морфофункциональных свойств его
организма и основанных на них физических
качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется
изменениями трех групп показателей.

1.
Показатели телосложения (длина тела,
масса тела, осанка, объемы и формы
отдельных частей тела, величина
жироотложе­ния и др.), которые
характеризуют, прежде всего, биологические
формы, или морфологию, человека.

2.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие
морфологические и функциональные
изменения физиологических систем
организма человека. Решающее значение
на здоровье человека оказывает
функционирование сердечно-сосудистой,
дыхательной и центральной нервной
систем, органов пищеварения и выделе­ния,
механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств
(силы, скоростныхспособностей,
выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период
становления и рос­та) большинство
морфологических показателей увеличивается
в размерах, и совершенствуются функции
организма. Затем до 45— 50 лет физическое
развитие как бы стабилизировано на
опреде­ленном уровне. В дальнейшем,
по мере старения, функциональ­ная
деятельность организма постепенно
ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться
длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как
процесс изменения ука­занных показателей
в течение жизни зависит от многих причин
и определяется целым рядом закономерностей.
Успешно управлять физическим развитием
возможно только в том случае, если
изве­стны эти закономерности, и они
учитываютсяпри построении процесса
физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере
определяется законами наследственности,которые должны учитываться как факторы,
бла­гоприятствующие или, наоборот,
препятствующие физическому
совершенствованию человека.
Наследственность, в частности, должна
приниматься во внимание при прогнозировании
возмож­ностей и успехов человека в
спорте.

Процесс физического
развития подчиняется также закону
воз­растной ступенчатости.
Вмешиваться в процесс физического
раз­вития человека с целью управления
им можно только на основе ‘» учета
особенностей и возможностей человеческого
организма в раз­личные возрастные
периоды: в период становления и роста,
в пе­риод наивысшего развития его
форм и функций, в период старения.

Процесс
физического развития подчиняется
закону единства организма и средыи, следовательно, существенным образом
зави­сит от условий жизни человека.
К условиям жизни, прежде всего, относятся
социальные условия. Условия быта, труда,
воспитания и материального обеспечения
в значительной мере влияют на физическое
состояние человека и определяют развитие
и измене­ние форм и функций организма.
Известное влияние на физичес­кое
развитие оказывает и географическая
среда.

Большое
значение для управления физическим
развитием в процессе физического
воспитания имеют биологический закон
упражняемости
изакон единства
форм и функций
организма в его
деятельности. Эти законы являются
отправными при выборе средств и методов
физического воспитания в каждом
конкрет­ном случае.

Выбирая
физические упражнения и определяя
величинуихнагрузок, согласно
закону упражняемости можно рассчитывать
на необходимые адаптационные перестройки
в организме за­нимающихся. При этом
учитывается, что организм функциони­рует
как единое целое. Поэтому, подбирая
упражнения и на­грузки, преимущественно
избирательного воздействия, необ­ходимо
отчетливо представлять себе все стороны
их влияния на организм.

Физическое
совершенство.
Это исторически
обусловленный идеал физического
развития и физической подготовленностичеловека,оптимально соответствующий
требованиям жизни.

Важнейшими
конкретными показателями физически
совершен­ного человека современности
являются [3]:

1)
крепкое здоровье, обеспечивающее
человеку возможность безболезненно и
быстро адаптироваться к различным, в
том чис­ле и неблагоприятным, условиям
жизни, труда, быта;

2)
высокая общая физическая работоспособность,
позволяю­щая добиться значительной
специальной работоспособности;

3)
пропорционально развитое телосложение,
правильная осан­ка, отсутствие тех
или иных аномалий и диспропорций;

4)
всесторонне и гармонически развитые
физические качества, исключающие
однобокое развитие человека;

5)
владение рациональной техникой основных
жизненно важ­ных движений, а также
способность быстро осваивать новые
дви­гательные действия;

6)
физкультурная образованность, т.е.
владение специальными знаниями и
умениями эффективно пользоваться своим
телом и физическими способностями в
жизни, труде, спорте.

На
современном этапе развития общества
основными крите­риями физического
совершенства служат нормы и требования
государственных программ в сочетании
с нормативами единой спортивной
классификации.

Спорт.Представляет собой собственно
соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней, а также
межчело­веческие отношения и нормы,
ей присущие’.

Характерной
особенностью спорта является
соревнователь­ная деятельность,
специфической формой которой являются
соревнования, позволяющие выявлять,
сравнивать и сопостав­лять человеческие
возможности на основе четкой регламента­ции
взаимодействий соревнующихся, унификации
состава дей­ствий (вес снаряда,
соперника, дистанция и т.д.), условий ихвыполнения и способов оценки достижений
по установленным правилам.

Специальная
подготовка к соревновательной
деятельности в спорте осуществляется
в форме спортивной тренировки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основные понятия теории физического воспитания

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность — уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка — профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения — движения, двигательные действия, отдельные виды  двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность — движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт — специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.                                                                    

Физическая культура — часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

2. Развитие теории ВФ ребенка.

ТФВ изучает цель, задачи, принципы, формы, средства ФВ; показывает связь ФВ с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физ.упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий;выявляет специфику ФВ детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь ТФВ с другими науками

ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Из истории развития ТФВ

До 1917 г. физ.упр. занимались привилегированные слои общества. Для осуществления ФВ использовалась зарубежная система (Сокольская гимнастика, немецкий турнеп, шведская гимнастика и др.). отечественная система физ.образован. была разработана Петром Федоровичем Лесгафтом. Однако поддержки правительства не пользовалась. После 1917 г. организовываются самодеятельные кружки. 1923 г. создается высший совет физкультуры. 1929 г. – определены теоретические организационные методики и научно-исследовательский институт физической культуры, который способствовал совершенствованию ФВ. В разработанной системе ФВДДВ участвовали группы ученых и методистов. Вопросами занимались Е.Г. Леви-гориневская, М.Н. Конторович, А.И.Быкова, Н.А. Медлов, Л.И. Михайлова. 1950-1960 гг.. Быкова, Леви-Гориневская, Хухлоева и др. проводили исследования обучения детей физ.упр. методике проведения подвижных игр. 1960 г. организован НИИ дошкольного воспитания. Его сотрудники М.И. Кистяковская, Асокина, Тимофеева и др. разработали новую программу ФВ в детском саду «Пособие для воспитателя». В настоящее время вопросами ФВ занимается Шебеко, Глазырина, Шишкина.

Научные основы ФВДДВ

ТФВДДВ – наука об общих закономерностях ФВ ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

ТФВДДВ имеет общий предмет изучения с общей теорией ФВ, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи ФВ, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные ср-ва и методы целесообразной формы организации всего процесса ФВ. Важной задачей ФВДДВ является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований ТФВДДВ учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Методы исследования в теории физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Анкета как метод исследования

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы,  укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

5. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Источник