Теории воспитания и развития ребенка

Теории воспитания и развития ребенка thumbnail

Под
педагогической теорией понимается
система знаний, описывающая и объясняющая
строго вычлененный круг педагогических
явлений.

Зарубежные педагогические теории

Вальдорфская
педагогика

Основатель
этой теории – Рудольф Штейнер, австрийский
философ, писатель, педагог. Он читал
курс лекций для рабочих фабрики, которая
называлась «Вальдорф – Астония», в
Штутгарте; там же была создана первая
школа на основе антропософии – учении,
которое основал Штейнер. Это космологическое
учение о человеческой мудрости
религиозно-мистического направления.
Штейнер изложил свои педагогические
взгляды в таких трудах: «Воспитание
ребенка с точки зрения науки», «Методика
преподавания и жизненные условия
воспитания» (1924, 1907). Важным направлением
развития маленького ребенка Штейнер
считал телесное совершенствование.

Взрослые
играют роль образца, ребенок им подражает.
Основные принципы воспитания дошкольников:
развитие души зависит от физического
развития; мысль – чувство – желание (у
взрослого человека), а у ребенка: желание
– чувство – мысль. Предлагается
использовать:


воспитание без вмешательства в
естественное развитие ребенка;


свободную игру, ознакомление с окружающим,
чтобы впечатления отражались в игре;


рисование (не столько что-то конкретное,
сколько экспериментирование с красками
(смешивание); наблюдение, как рисует
настоящий художник – профессионал;


лепку;


рассказывание историй;


пение;


эвритмию (драматизация сказок), особую
систему движений, связанную с языком и
музыкой;


прогулки.

В
вальдорфском детском саду не используют
радио, телевидение, кассеты, диски в
воспитании детей, зато часто звучит
«живая» музыка.

Здание
детского сада расположено в лесной
зоне, близко в природе.

Обычный
день в подобном детском саду… Утро
посвящено свободной игре детей.
Воспитательница готовит на завтрак
кашу из разных злаков, организует перед
завтраком пальчиковые игры. Перед едой
читается молитва. Затем сообща моют
посуду, отправляются на прогулку на
участок, где имеется небольшой водоем.
Перед обедом дети разыгрывают по ролям
сказки при свечах, поют. На обед подается
овощной суп, для приготовления которого
используют экологически чистые продукты.
Дошкольники после обеда спят. Обязательным
элементом вальдорфской педагогики
является совместное воспитание детей
– инвалидов и обычных детей.

Образовательная
работа строится по тематическому
принципу; темы связаны с небесными
телами (планетами). Например, в понедельник
– день Луны – дети работают на занятиях
с воском и акварелью.

Теория
воспитания ребенка Селестина Френе
(Франция)

Данная
теория является национальной гордостью
французов, используется в настоящее
время, но возникла она в 40-60-е годы ХХ
века.

Теория
Френе – это педагогика взаимодействия
и коммуникации, воспитание жизнью, для
жизни в труде. Детский сад организуется
по типу «материнской школы» для детей
от 4 до 6 лет. Жизнь в учреждении строится
по семейному принципу. До обеда
организуются интеллектуальные занятия,
после обеда – ручной труд, рисование,
рукоделие, физическая культура, работа
в саду, в лаборатории, в мастерской.
Экскурсии, математика и грамота по
содержанию приближены к жизни.

Часто
используются печатные машинки. Когда
дети научатся сочинять и рассказывать
истории, обучаться грамоте, они печатают
эти истории на машинке, создаются общие,
коллективные тексты.

В
настоящее время идея Френе используется
на уровне Интернета.

В
детских садах снимают видеофильмы,
записывают диски, выпускают газеты и
журналы, в которых помещаются детские
рисунки, фото, сведения о родителях.

Германия

Многие
дошкольные учреждения в этой стране до
сих пор работают по модели Фребеля,
разработанной в XIX-XX веке.

В
дошкольных учреждениях дети находятся
лишь в первую половину дня. Единой
образовательной программы для дошкольников
в стране нет. Главным считается, чтобы
дети интенсивно проживали обыденную
жизнь в условиях смешанной по возрасту
группе.

В
центр педагогического процесса поставлена
свободная игра и общение. Создаются
условия для конструктивных, настольных,
подвижных игр, для ручного труда,
рисования, физкультуры, чтения книг,
экспериментирования.

Педагогический
персонал самостоятельно разрабатывает
концепцию своей работы с детьми.
Педагогическая работа имеет годовой
цикл, связана с праздниками.

США

В
этой стране дошкольное образование
строится на теориях Ф. Фребеля, Дж. Дьюи,
М. Монтессори, С. Холла. С. Холл — американский
педагог и психолог начала ХХ века. Он
был сторонником биогенетического
принципа, считал, что ребенок всегда
должен быть тем, чем он есть в данный
момент.

В
60-е годы ХХ века в США появился проект
концепции дошкольного воспитания, в
которой предусматривается совместное
воспитание детей с недостатками в
развитии и обычных детей, так называемая
«модель интеграции в образовательную
систему детей со специальными
потребностями».

В
дошкольных учреждениях создаются
специальные зоны (центры): центр
социодрамы, сюжетно-ролевых игр,
кукольного театра, искусства, кулинарии,
научно-материальный центр строительства
и конструирования и др.; организуются
специальные и спонтанные занятия. Важным
считается поощрение свободы детей, их
стремление к счастью; детей учат
пользоваться свободой слова, быть
независимым, честолюбивым, уверенным
в себе.

Япония

Японский
скрипач и педагог С. Судзуки разработал
систему массового раннего музыкального
воспитания (с 2-хлетнего возраста). В
настоящее время данная система
используется более чем в 30 странах мира.

Первые
детские сады, работающие по системе
Судзуки, были открыты в 1948 году.

Постепенно
система музыкального воспитания
переросла в систему целостного развития
ребенка; однако музыка остается одним
из воспитательных средств.

Суть
концепции Судзуки заключается в том,
что воспитание понимается как развитие
психических функций ребенка и прежде
всего способностей (таланта). Уровень
развития способностей зависит от среды.
Талант – предельный уровень развития
всех способностей ребенка.

Широко
используются обучение в форме игры, в
основе которой лежит «принцип освоения
родного языка». Судзуки заметил, что от
природы ребенок без труда усваивает
родной язык; успех постижения языка
заложен, как считает Судзуки, в самом
методе постижения. Подобный метод
Судзуки вначале распространил на
музыкальное воспитание, а затем и на
другие направления развития ребенка.
Автор назвал пособие «Воспитание
таланта», где рекомендуется использовать
слушание и повторение, запоминание,
сопровождающееся физическими упражнениями,
т.е. используются все органы чувства.

Роль
воспитателя заключается, по мнению
Судзуки, в создании обстановки для
саморазвития детей. Группы, как правило,
смешанные; дети по очереди назначаются
на роль помощника воспитателя.

Собственно
музыкальное воспитание по системе
Судзуки строится на основе слушания
музыки композиторов – классиков, музыки
барокко. Это служит основой для будущих
занятий музыкой на музыкальных
инструментах.

М.
Ибука – инженер, президент компании, в
1969 г. создал организацию «Японская
ассоциация раннего развития». Ибука
расширил применение метода Судзуки.
Ибука считает, что первые 3 года жизни
– это решающие годы в развитии человека;
после 3-х лет заниматься развитием
ребёнка уже поздно. Каждый ребенок может
хорошо учиться, все зависит от метода
обучения. Ранее развитие ставит цель
не воспитать гениев, а дать ребенку
такое образование, чтобы он имел глубокий
ум, здоровое тело, сделать его смышленым
и добрым; необходимо развить в ребенке
его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало в его
жизни и мире радости.

Структура
мозга формируется к трем годам; в это
время образуется база для дальнейшего
развития. В первые годы, как считает
Ибука, надо быть с ребенком и строгим,
и ласковым, а когда он начинает развиваться,
необходимо уважать волю ребенка, его
«Я», иначе взрослые губят талант ребёнка.

Такова
сущностная характеристика теории С.
Судзуки, которая используется в дошкольном
воспитании Японии.

Для
Японии также характерно, что в обучении
дошкольников педагоги не придерживаются
определенной теории: большей частью
заимствуются наилучшие достижения,
эффективные методы, но при этом неуклонно
почитаются традиционные национальные
ценности. Например, считается, что важна
не одаренность, а терпение, усидчивость,
характер. В идеале педагоги и родители
стремятся сбалансировать индивидуальность
и принадлежность к группе. Дети до
предела загружаются дополнительными
занятиями спортом, музыкой, искусством,
иностранными языками с целью воспитания
конкурентоспособных членов общества.

Таким
образом, многие современные зарубежные
педагогические теории строятся на
педагогическом наследии прошлого; кроме
того, учитываются требования современного
общества и национальные традиции той
или иной страны.

Отечественные
педагоги, бесспорно, должны быть знакомы
с содержанием зарубежных педагогических
теорий, чтобы творчески использовать
мировые педагогические находки в своей
практике, в научных исследованиях,
передовом педагогическом опыте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Источник