Теории развития личности ребенка презентация

Теории развития личности ребенка презентация thumbnail

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теории развития личности
Учебный проект

Слайд 2
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Цель проекта

изучить теории развития личности.
Этапы работы
изучить литературу по теме проекта;
структурировать изученный материал;
создать презентацию проекта.
Предполагаемые результаты проекта
Структурированный теоретический материал представленный в виде презентации.

Слайд 3
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Психоаналитические теории личности
Теория З. Фрейда
Теория А. Адлера
К.Г. Юнг аналитическая теория личности
Эго-психология (Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни)
Теория А. Маслоу
Теория личности К. Роджерса (феноменологическое направление психологии)
Концепция личности А. Менегетти

Слайд 4
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Бихевиористские теории личности
Взгляд на личность Б. Скиннера
Необихевиористские социально-психологические
Личность в концепции социального научения

Слайд 5
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Когнитивные теории

Теория когнитивного стиля и личность (американский психолог Герман Виткин)
Теория личностных конструктов Д. Келли

Слайд 6
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теории личности в отечественной психологии

Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского
Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна
А.Н. Леонтьев о личности

Слайд 7
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теория Фрейда
Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием «психического аппарата». Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером.
Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго («Я») и суперэго («Сверх-Я»).

Слайд 8
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

«Эго — это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему «восприятие -сознание».
«Эго — это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему «восприятие -сознание».
Точно так же и «Сверх-Я» нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и «погружена в Оно».
Ид (Оно) — одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики.

Слайд 9
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Модель личностной динамики — модель «редукции напряжения»
Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель — сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.

Слайд 10
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: «инстинкты жизни» и «инстинкты смерти». Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам — защитным механизмам.
Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: «инстинкты жизни» и «инстинкты смерти». Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам — защитным механизмам.

Слайд 11
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Психосоциальная теория Эриксона
Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов.
Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается.

Слайд 12
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Стадии развития следующие:
• орально-сенсорная
• мышечно-сенсорная
• локомоторно-генитальная
• латентная
• подростковая
• ранняя зрелость
• средняя зрелость
• поздняя зрелость

Слайд 13
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Гуманистическая теория личности Фромма
Потребности человека:
Потребность в установлении связей
Потребность в преодолении
Потребность в корнях
Потребность в идентичности
Потребность в системе взглядов и преданности

Слайд 14
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Типы характеров (Фромм)
Рецептивный
Эксплуатирующий
Рыночный
Продуктивный

Слайд 15
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория
Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства.
Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов.
Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип).

Слайд 16
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Гуманистическая теория Маслоу
Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек.
Взгляд на человека супероптимистичен и светел.
Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии.
Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования.

Слайд 17
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Феноменологическое направление
К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета — внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу.
К.Роджерс, также как и А.Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы.
Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация.

Слайд 18
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Онтопсихология А.Менегетти
В основе концепции — понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом.
Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа.

Слайд 19
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Взгляд на личность Б. Скиннера
Главная цель психологии — это правильное понимание причин поведения.
Существует два способа познания человека: пассивный, созерцательный — ассоциируется с экзистенциализмом, феноменологией и структурализмом; другой способ заключается в познании того, что человек делает.
Личность — это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств.

Слайд 20
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Необихевиоризм
Ситуативная специфичность, независимость от суждений о личности. Позиция Мишела «умеренно личностна». Для предсказания поведения лучше опираться не на личностные черты, а на когнитивную компетентность, стратегии обработки информации, личные цели, субъективные ожидания и другие результаты «социального научения». Противопоставление «личностных черт» и результатов «социального научения» свидетельствует об особом понимании личности ситуационистами и приписывании этого понимания «диспозиционистским» теориям.

Слайд 21
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Концепция социального научения
Альберт Бандура (1925 г.р.) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет «психологическое функционирование».
Бандура сформулировал модель реципрокного детерминизма: психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами.

Слайд 22
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин)

Личность — это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется:
1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга;
2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри;
3) усложнением интеграции элементов системы.

Слайд 23
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Компоненты психологической дифференцированности:
Артикулированность представления о своем теле
Артикулированность когнитивной сферы
Чувство сепаратной идентичности
Структурированный контроль и специализированная защита

Слайд 24
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теория личностных конструктов
Д. Келли

Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование — это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии — изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.

Слайд 25
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Теория личности в трудах А.Ф. Лазурского
Он внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде.
Личность — организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические.
Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика — это отношение личности к различным категориям окружающей действительности.

Слайд 26
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Личность в трудах
С.Л. Рубинштейна
С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание.
Личностный принцип — это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.

Слайд 27
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно «человека» и «личности»: «Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…».
Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно «человека» и «личности»: «Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…».
Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть.
С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно.

Слайд 28
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

А.Н. Леонтьев о личности
А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является «основанием личности».
Личность занимает «третью позицию» в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность.
Теория личности «исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность». Деятельность рассматривается как «основание личности».

Слайд 29
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Личность — это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.
Личность — это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.
«Деятельность» и «общественные отношения» фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная.
Деятельность сближается с понятием «связи человека с миром», параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности).

Слайд 30
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания.
Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания.
Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.

Слайд 31
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

Проект разработан
Проект разработан
Тарасовой Надеждой Сергеевной,
студенткой группы ППО-11

Слайд 32
Теории развития личности ребенка презентация

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

Слайд 1

Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии

Слайд 2

В психологии термин «личность» используется в следующих целях: При помощи понятия личности объясняется то факт, что люди не случайно отличаются друг от друга (теория индивидуальных различий). Для объяснения постоянства поведения людей. Личность рассматривается как «механизм» организации и ориентации поведения людей, высшая инстанция саморегулирования (регуляторная теория личности). Для указания источника активности, движения сил, поведения человека. Объясняет качественное отличие психики человека от психики животных.

Слайд 3

Определение понятия «личность» А.Н. Леонтьев: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. С.Л. Рубинштейн: Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В.А. Ганзен: Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Слайд 4

Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин Личность — не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности — «некие абстрактные духовные образования». Б.Г. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Слайд 5

В.Н. Мясищев Личность — это система отношений, отношения — это компоненты структуры Личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Компоненты структуры личности: 1. Доминирующие отношения, которые отражают смыслообразующую сферу личности. Говоря о доминирующих отношениях, необходимо учесть: отношение к людям, отношение к себе, отношение к предметам внешнего мира. 2. Психический уровень, т.е. уровень не только желаний, но и достижений человека. 3. Динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом. 4. Общая структура личности. Здесь проявляется пропорциональность, широта, глубина, гармоничность, цельность личности. Другими словами, отношение различных свойств психики и то, что называют характером личности.

Слайд 6

К. Абульханова-Славская Характеризуя мир отношений личности, К. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненная позиция» личности как совокупность ее отношений к жизни, как способ ее взаимоотношений с окружающими людьми и действительностью. Жизненная позиция — «это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет дальнейший ход жизни». Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.

Слайд 7

Личность в трудах С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание. Личностный принцип — это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно «человека» и «личности»: «Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…». Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно.

Слайд 8

А.Н. Леонтьев о личности А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является «основанием личности». Личность занимает «третью позицию» в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Деятельность рассматривается как «основание личности». Личность — это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Деятельность сближается с понятием «связи человека с миром», параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности). Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.

Слайд 9

Грузинская школа. Узнадзе Характерной особенностью личности является осуществлени?