Теории развития личности ребенка дошкольника

Теории развития личности ребенка дошкольника thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание слайда:

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

2 слайд

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные от

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

3 слайд

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).

4 слайд

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

5 слайд

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработ

Описание слайда:

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

6 слайд

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взр

Описание слайда:

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон

7 слайд

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных усл

Описание слайда:

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц

8 слайд

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целос

Описание слайда:

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу

9 слайд

Культурно-историческая теория Основывается на том, что "всякая функция в куль

Описание слайда:

Культурно-историческая теория Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «взращиваются» в его сознание. Л.С.Выготский

10 слайд

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды

Описание слайда:

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические .   Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

11 слайд

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой являетс

Описание слайда:

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.

12 слайд

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а в

Описание слайда:

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:   1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.      

Выберите книгу со скидкой:

Теории развития личности ребенка дошкольника

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Теории развития личности ребенка дошкольника

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Теории развития личности ребенка дошкольника

Курс повышения квалификации

Теории развития личности ребенка дошкольника

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1359066

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Тихолиз  Вероника  Михайловна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Е-mail:  veronika.tiholiz@gmail.com

Султанова  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  Наук,  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Дошкольный  возраст  —  важный  этапов  в  жизни  ребенка,  это  небольшой,  но  самый  насыщенный  период  жизни  человека.  Развитие  ребенка  происходит  очень  стремительно.  Наблюдается  высокий  рост  психического,  личностного,  физиологического  и  эмоционального  развития.  Возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  социуму,  появляются  первые  и  довольно  уверенные  признаки  самостоятельности.  В  этот  период  ребенок  начинает  осознавать  свою  индивидуальность,  связь  своих  поступков  с  результатами.  У  него  формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми. 

Каждый  ребенок  уникален  в  своем  развитии.  Его  способности  и  умения  зависят  от  многих  факторов.  В  период  дошкольного  возраста  ребенок  проходит  несколько  стадий  развития  и  становления  своей  личности.  В  таком  возрасте  ведущей  деятельностью  является  игра.  В  игре,  ребенок-дошкольник,  впервые  осознает  правила  и  нормы  поведения  в  коллективе.  В  связи,  с  чем  формируются  такие  личностные  качества,  как  общительность,  организованность,  инициативность,  активность,  ответственность  и  др. 

В  своих  исследованиях  А.Н.  Леонтьев  о  детстве  пишет:  «Это  период  первоначального  фактического  склада  личности,  период  развития  личностных  «механизмов»  поведения.  В  дошкольные  годы  развития  ребенка  завязываются  первые  узлы,  устанавливаются  первые  связи  и  отношения,  которые  образуют  новое,  высшее  единство  деятельности  и  вместе  с  тем  новое,  высшее  единство  субъекта  —  единство  личности.  Именно  поэтому,  что  период  дошкольного  детства  есть  период  такого  фактического  складывания  психологических  механизмов  личности,  он  так  важен»  [5,  с.  4]. 

Дошкольный  возраст  также  является  периодом  интенсивного  развития  познавательной  сферы,  развития  творческой  активности.  Дети  дошкольного  возраст  еще  не  умеют  различать  свой  субъективный  мир  и  сопоставлять  его  внешнему  миру.  Познавая  окружающий  мир  дошкольник  учится  совершенствовать  свое  восприятие.  Жан  Пиаже  называл  это  явление  «реализм». 

Важнейшим  аспектом  дошкольного  возраста  является  готовность  к  обучению.

По  словам,  Л.С.  Выготского,  можно  сказать,  что  движущая  сила  психического  развития  —  обучение  [3].  Так  же  Л.С.  Выготский  утверждал,  что  развитие  и  обучение  являются  разными  процессами.  Л.С.  Выготский  писал,  «что  есть  процесс  формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на  каждой  ступени  новых  качеств,  специфических  для  человека,  подготовленных  всем  предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более  ранних  ступенях».  Обучение,  «есть  внутренне  необходимый  и  всеобщий  момент  в  процессе  развития  у  ребенка  не  природных,  но  исторических  особенностей  человека»  [3].

По  мнению  Л.И.  Божович  обучение  и  развитие  это  две  разные  вещи.  Обучение  создает  почву  для  развития  и  призывает  ребенка  к  жизни,  пробуждает  и  приводит  внутренние  процессы  к  движению  [2].

Выдающимся  отечественным  ученым,  Л.С.  Выготским,  были  проведены  экспериментальные  исследования  отношения  между  обучением  и  развитием.  Это  изучение  житейских  и  научных  понятий,  исследование  усвоения  родного  и  иностранного  языков,  устной  и  письменной  речи,  зоны  ближайшего  развития.  Последнее  —  подлинное  открытие  Л.С.  Выготского,  которое  известно  теперь  психологам  всего  мира.

А.Н.  Леонтьев  предпринял  серьезную  попутку  для  создания  теории  развития  личности  дошкольника.  При  этом  он  опирался  на  отечественных  и  зарубежных  авторов.  Сама  теория  представляет  собой  изменения  места  которое  занимает  ребенок  в  общественных  отношениях  о  движущих  силах  которые  помогают  развивать  его  психику.  Однако  само  по  себе  это  место  не  определяет,  конечно,  развития;  оно  только  характеризует  наличную,  уже  достигнутую  ступень.  То,  что  непосредственно  определяет  развитие  психики  ребенка,  —  это  сама  его  жизнь,  развитие  реальных  процессов  этой  жизни,  иначе  говоря,  развитие  деятельности  ребенка,  как  внешней,  так  и  внутренней  [6].  По  мнению  А.Н.  Леонтьева,  каждая  стадия  психического  развития  ребенка  должна  характеризоваться  отношением  ребенка  к  действительности.  Признак  перехода  от  одной  стадии  к  другой  это  изменение  типа  деятельности  ребенка,  его  отношения  к  действительности. 

В  дошкольном  возрасте,  взрослый  является  центральным  звеном  в  деятельности  ребенка.  В  таком  возрасте  дети  подражают  во  всем  своим  родителям,  совершенно  не  выделяя  себя  и  свое  поведение.  И  только  к  концу  раннего  детства  такая  связь  со  взрослыми  начинает  видоизменяться.

Для  раннего  возраста  характерны  яркие  эмоциональные  реакции  связанные  с  желаниями  ребенка.  К  концу  этого  периода  ребенок  сталкивается  с  кризисом  3-х  лет.  В  этот  период  он  пытается  сделать  что-то  самостоятельно,  но  у  него  ничего  не  получается  или  не  оказывается  рядом  взрослых  чтоб  вовремя  помочь.  Такой  случай  может  повлечь  за  собой  эмоциональную  вспышку. 

Алексеева  Е.Е.,  говорит  о  том,  что  аффективные  вспышки  у  детей  гасятся  лучше  всего  тогда,  когда  взрослые  не  обращают  на  них  внимания  или  реагируют  спокойно.  В  случае  внимания  взрослого  на  бурное  поведение,  ребенок  замечает,  что  родители  потакают  его  слезам  и  капризам.  Такое  поведение  взрослых  будет  являться  положительным  подкреплением  для  ребенка  и  капризы  будут  первым  способом  добиться  своей  цели.  Ребенка  дошкольного  возраста  легко  отвлечь.  Если  такой  ребенок  действительно  чем-то  расстроен,  ему  следует  предложить  заняться  чем-то  интересным  или  показать  игрушку  и  внимание  малыша  мгновенно  переключится  на  новое  дело  [1].

Одним  из  главных  периодов  развития  личности  является  дошкольный  возраст.  Именно  в  этом  возрасте  ребенок  получает  всю  основную  информацию  об  окружающем  мире.  Также  в  этот  период  он  получает  навыки  которые  влияют  на  становление  его  личности. 

Как  По  мнению  Л.С.  Выготского,  младшие  дошкольники  имитируют  предметную  деятельность  —  режут  хлеб,  трут  морковку,  моют  посуду.  Они  поглощены  самим  процессом  выполнения  действий  и  подчас  забывают  о  результате  —  для  чего  и  для  кого  они  это  сделали.

Для  средних  дошкольников  главное  —  отношения  между  людьми,  игровые  действия  производятся  ими  не  ради  самих  действий,  а  ради  стоящих  за  ними  отношений.  Поэтому  5-летний  ребенок  никогда  не  забудет  «нарезанный»  хлеб  поставить  перед  куклами  и  никогда  не  перепутает  последовательность  действий  —  сначала  обед,  потом  мытье  посуды,  а  не  наоборот.

Для  старших  дошкольников  важно  подчинение  правилам,  вытекающим  из  роли,  причем  правильность  выполнения  этих  правил  ими  жестко  контролируется.  Игровые  действия  постепенно  теряют  свое  первоначальное  значение.  Собственно  предметные  действия  сокращаются  и  обобщаются,  а  иногда  вообще  замещаются  речью  («Ну,  я  помыла  им  руки.  Садимся  за  стол!»)  [4]. 

Следует  отметить,  что  каждый  возрастной  период  охарактеризован  своими  возрастными  особенностями.  В  дошкольном  возрасте  развитие  происходит  интенсивно  и  формируются  важнейшие  системы  и  функций  организма.  Воспитание  ребенка  закладывает  основы  восприятия  ребенком  окружающего  мира  и  его  отношение  между  чужими  и  близкими  людьми.

Развитию  эмоциональной  сферы  уделяли  особое  внимание  такие  ученые:  С.Л.  Рубинштейн,  А.Н.  Леонтьев  еще  и  другие.  Эмоциональная  сфера  является  важной  составляющей  в  развитии  ребенка.  Огромное  значение  в  личности  растущего  человека  имеет  понимание  своих  эмоций  и  чувств.  В  дошкольном  возрасте  формируется  глубина  и  устойчивость  эмоций.  Одна  из  главных  причин  развития  эмоций  в  дошкольном  возрасте  связано  с  умственным  развитием  человека.  Ребенок  продолжает  познавать  окружающий  мир,  расширяет  границы  своего  сознания.  Также  он  знакомится  с  тем,  что  его  поступки  имеют  как  положительный  так  и  отрицательный  окрас.  Дети  начинают  осознавать,  как  можно  поступать,  а  как  нет  по  отношению  к  людям.  Все  эти  знания  отражаются  в  чувствах  и  эмоциях  детей.

Когнитивной  сферой  дошкольника  занимались  такие  ученые  как  Выготский  Л.С.,  Пиаже  Ж.  еще  и  другие.  Когнитивная  сфера  это  познавательные  психические  процессы.  С  помощью  познавательных  процессов  человек  получает  необходимую  информацию,  отображает  объективный  мир.  Познавательные  процессы  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой  деятельности.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  ребенок  должен  постоянно  развиваться,  обдумывать,  размышлять,  запоминать,  высказывать.  Из  этого  следует,  что  без  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна.

  Одной  из  важнейших  познавательных  сфер  остается  интеллектуальная.  Особое  внимание  интеллектуальной  сфере  уделяли  такие  психологи  как  М.А.  Холодная,  В.В.  Зеньковский,  Д.Б.  Эльконин  и  другие.  Психические  процессы  у  младших  школьников  развиваются  интенсивно,  но  неравномерно.  В  таком  возрасте  дети  не  умеют  еще  целенаправленно  анализировать,  выделять  главное.  Данную  сферу  дошкольникам  могут  помогать  целенаправленно  развивать  взрослые,  воспитатели  в  детских  садах.  Это  может  быть  объяснение  окружающего  мира,  что  и  как  построено,  явления  природы  и  другое.  К  главной  задачи  в  развитии  интеллекта  следует  отнести:  формирование  правильных  представлений  о  строении  мира;  развитие  познавательных  процессов:  восприятие,  ощущение,  речь,  мышление  и  так  далее.

Таким  образом  можно  сказать,  что  каждый  возрастной  период  ребенка  это  важная  часть  в  развитии  его  личности.  Для  ее  плодотворного  прохождения  необходимо  уделять  внимание  всем  сферам  в  развитии  дошкольника.  Помогать  преодолевать  ему  трудности.  Необходимо  развивать  и  максимально  обогащать  игровую,  практическую  и  изобразительную  деятельность,  а  также  общение  друг  с  другом  и  взрослыми.

Список  литературы:

  1. Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  2. Божович  Л.И  Личность  и  её  формирование  в  детском  возрасте  М  Просвещение,  1968  С.  436—446.  Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  3. Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2005,  —  с.  1136. 
  4. Кураев  Г.А.,  Пожарская  Е.Н.  Возрастная  психология:  Курс  лекций.  Ростов-на-Дону:  УНИИ  валеологии  РГУ,  2002.  —  146  с.
  5. Леонтьев  А.Н.  Психическое  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте  //  Вопросы  психологии  ребенка  дошкольного  возраста.  М.,  1948.
  6. Леонтьев  А.Н.  К  теории  развития  психики  ребенка  //  Проблемы  развития  психики.  М.,  1959.

Источник