Теории развития и социализации личности ребенка

Теории развития и социализации личности ребенка thumbnail

Существуют
различные теории, в рамках которых
по-разному рассматриваются цели
социализации, условия, механизмы и
основные агенты. В зависимости от той
теоретико-методологической базы, которой
придерживается автор, меняется понятие
социализации и взгляд на ее специфику.
В данном пособии будут рассмотрены
следующие теории социализации:


Психофизиологическая концепция;


Теория когнитивного развития;


Теория коммуникативного развития.

Психофизиологическая
концепция: З. Фрейд.

Данная
теория развивалась в рамках психоанализа
З. Фрейда.

З.
Фрейд (1856-1939 гг) – австрийский психиатр
и невролог. Автор теории психоанализа.
З. Фрейд рассматривал развитие и
становление индивида и человечества в
целом по одной схеме: от животного
состояния к цивилизованному. Основа
личности закладывается до 5 лет, поэтому
основным агентом социализации Фрейд и
другие представители данной теории
считают семью. По сути, человека
цивилизованного от животного отличает
система ограничений в реализации своих
биологических потребностей. И задача
социализации – научить человека
реализовывать свои биологические
потребности, не нарушая при этом
социальных запретов. Механизмы
социализации, которые позволяют
реализовать воспитательный процесс,
это:

1.
Запрет. Ряд запретов существует в виде
табу – это такая разновидность запретов,
о нарушении которых человек даже
помыслить не может, сама мысль об этом
разрушительная для его психики.

2.
Замещение-подстановка. Прямой запрет
малоээфективен или разрушителен, если
он касается реализации базовых
человеческих потребностей. Поэтому
важно в процессе воспитания не только
показать, как делать нельзя, но и как
можно реализовать потребность, не
нарушив при этом социальный запрет.

3.
Подражание. Наиболее эффективный
механизм усвоения социальных норм: дети
повторяют за родителями их поведенческие
особенности, копируют не только внешние
черты, речь, мимику и т.д., но и то, как
следует поступать в тех или иных
ситуациях.

В
главе, посвященной работе Фрейда, Хьелл
Л. и Зиглер Д. пишут: «Психоаналитическая
теория развития основывается на двух
предпосылках. Первая, или генетическая
предпосылка, делает упор на том, что
переживания раннего детства играют
критическую роль в формировании взрослой
личности. Фрейд был убежден в том, что
основной фундамент личности индивидуума
закладывается в очень раннем возрасте,
до пяти лет. Вторая предпосылка состоит
в том, что человек рождается с определенным
количеством половой энергии (либидо),
которая затем проходит в своем развитии
через несколько психосексуальных
стадий, коренящихся в инстинктивных
процессах организма». [Хьелл Л., Зиглер
Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2006, 607с]

Фрейд
выделяет следующие стадии психосексуального
развития личности:

1.
Оральная стадия.

2.
Анальная стадия.

3.
Фаллическая стадия.

4.
Латентная стадия.

5.
Генитальная стадия.

Таблица
4.1. Стадии психосексуального развития
по Фрейду

Стадия

Возрастной
период

Зона
сосредоточения либидо

Задачи
и опыт, 
соответствующие данному
уровню развития

Оральная


– 18 месяцев

Рот
(сосание, кусание, жевание)

Отвыкание
(от груди или рожка). Отделение себя
от материнского тела

Анальная

1,5
– 3 года

Анус
(удержание или выталкивание фекалий)

Приучение
к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3
– 6 лет

Половые
органы (мастурбация)

Отождествление
со взрослыми того же пола, выступающими
в роли образца для подражания

Латентная

6
– 12 лет

Отсутствует
(половое бездействие)

Расширение
социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат
(половое созревание)

Половые
органы (способность к гетеросексуальным
отношениям)

Установление
близких отношений или влюбленность;
внесение своего трудового вклада в
общество

[Хьелл
Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,
2006, 607с ]

Теория
когнитивного развития.

В
данной концепции акцент делается на
развитии навыков мышления, деятельности,
профессиональных способностей и умений.
Социализированный индивид – это индивид
с абстрактным мышлением, способностью
к творчеству, обладающий прикладными
навыками.

Таким
образом, развитие индивида в данной
концепции – это развитие его интеллекта.

Данную
концепцию в своих работах развивал
известный психолог Ж. Пиаже.

Жан
Пиаже́
 (фр.
 Jean
William Fritz Piaget
; 19
августа 1896 – 16 сентября 1980) —
швейцарский психолог и философ,
известен работами по изучению психологии
детей, создатель теории когнитивного
развития и философско-психологической
школы генетической
психологии (другое
название — генетическая эпистемология).

Ж.
Пиаже выделил следующие стадии развития
индивида:

1.
Период сенсо-моторного интеллекта (0—2
года).

На
этой стадии возможны манипуляции с
предметами, но недоступны мыслительные
операции с символами. На протяжении
периода сенсо-моторного интеллекта
постепенно развивается организация
перцептивных и двигательных взаимодействий
с внешним миром. Это развитие идёт от
ограниченности врождёнными рефлексами
к связанной организации сенсо-моторных
действий по отношению к непосредственному
окружению. На этой стадии возможны
только непосредственные манипуляции
с вещами, но не действия с символами,
представлениями во внутреннем плане.

2.
Период подготовки и организации
конкретных операций (2—11 лет).

2.1
Подпериод дооперациональных представлений
(2—7 лет)

2.2
Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

На
стадии конкретных операций действия с
представлениями начинают объединяться,
координироваться друг с другом, образуя
системы интегрированных действий,
называемые операциями.
У ребёнка появляются особые познавательные
структуры, называемые
группировками (например, классификация),
благодаря которым ребёнок приобретает
способность совершать операции с
классами и устанавливать логические
отношения между классами, объединяя их
в иерархии, тогда как раньше его
возможности были ограничены трансдукцией и
установлением ассоциативных связей.

3
Период формальных операций (11—15 лет).

Основная
способность, появляющаяся на стадии
формальных операций (от 11 приблизительно
до 15 лет), — способность иметь дело
с возможным,
с гипотетическим, а внешнюю действительность
воспринимать как частный случай того,
что возможно, что могло бы быть. Познание
становится гипотетико-дедуктивным.
Ребёнок приобретает способность мыслить
предложениями и устанавливать формальные
отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.)
между ними. Ребёнок на этой стадии также
способен систематически выделить все
переменные, существенные для решения
задачи, и систематически перебрать все
возможные комбинации этих
переменных.

[Пиаже
Ж. Избранные психологические труды. М.,
1994.- 658 с.]

Основными
агентами социализации являются семья,
образовательные институты, профессиональные
коллективы.

Механизмы,
с помощью которых происходит когнитивное
развитие – это ассимиляция и аккомодация.

Читайте также:  Центр развития ребенка малыш курск

Ассимиляция
– это развитие когнитивных схем,
включение новых элементов. Аккомодация
– приспособление когнитивных схем к
реальным ситуациям, приспособление
схемы к специфическим условиям.

Теория
коммуникативного развития: Д. Мид, Ч.
Кули.

С
точки зрения представителей данной
концепции, социализация – это процесс
развития коммуникативных навыков в
социуме. Социализированным является
тот индивид, который может построить
эффективную коммуникацию. Происходит
это путем усвоения социально значимых
символов.

Символ
(по Миду) – это некий объект, значение
которого не сводится к сумме составляющих
его физических свойств. Базовой символьной
системой, необходимой для коммуникации,
является язык. На примере мифа о
Вавилонской башне мы можем продемонстрировать
важность единой символьной системы для
коммуникации, что в свою очередь
обеспечивает стабильное функционирование
общества.

Мид
выделяет два аспекта формирования
самости (идентичности):

  1. I

  2. Me

I
(Ай) – это творческий аспект идентичности,
те индивидуальные черты личности,
которые уникальны и присущи только ей.
Me
(ми) – это реакция индивида на других.
Принятые социальных установок,
интериоризованные нормы.

Важную
роль в процессе социализации в детском
возрасте, по мнению Мида, принадлежит
детским играм, в процессе которых
развиваются разум и способности ребёнка,
происходит усвоение различных социальных
ролей. На первой стадии развития (1-3
года) ребёнок просто примеряет на себя
всевозможные роли. На второй стадии
вместе с другими начинает осуществлять
упорядоченное взаимодействие между
различными лицами (игра в «дочки-матери»).
Критерием формирования зрелого «я»
служит способность принять на себя роль
«обобщённого другого» — с наступлением
третьей стадии (от 4 лет и далее). Таким
образом, детские группы общения оказывают
важную функцию в формировании личности
индивида. В итоге, еще в период первичной
социализации, у индивида должен
сформироваться образ «обобщенного
другого». Критерием формирования
социализированной личности является
способность индивида принимать на себя
роль «обобщенного другого».
Обобщенный другой – представление об
окружающем мире; некий усредненный
набор установок. По сути, формирование
образа «обобщенного другого» является
той обратной связью, которая возникает
у индивида с социальным миром, в котором
он существует.

Другим
известным представителем теории
коммуникативного развития является
Чарльз Кули.

Чарльз
Кули

(англ.CharlesHortonCooley, 17
августа1864,Энн-Арбор,Мичиган—8
мая1929,
там же) — американскийсоциальный
психолог, профессорМичиганского
университета, один из президентов
Американской социологической ассоциации.

Основы
социологической теории Кули изложены
им в работах «Человеческая природа
и социальный порядок» (1902),
«Социальная организация»
(1909), «Социальный процесс»
(1918), «Социологическая теория и
социальное исследование» (1930). Кули
описывал «я-концепцию», его теория
«зеркального я» показывает роль социума
в социализации личности. Кули предположил,
что Я состоит из Я-чувств, которые
оформляются через отношение с другими.
Мы видим себя через отражение своих
чувств в реалиях других.

Важнейшими
агентами социализации в рамках данных
концепций являются группы наиболее
интенсивного общения индивида, в
особенности референтная группа.

Соседние файлы в папке материалы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Теории развития и социализации личности ребенка Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

Читайте также:  Развитие ребенка до 2 лет конспекты занятий

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Читайте также:  Упражнения для развития силы воли у ребенка

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Источник: 

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Источник