Теории конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка

Теории конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка thumbnail

Теорию
конвергенции,
или,
как
ее
еще
называют,
теорию
двух
факторов,
разработал
немецкий
психолог
В.
Штерн
(1975–1938), который
был
специалистом
в
области
дифференциальной
психологии,
рассматривающей
взаимоотношения
биологического
и
социального
факторов.
Суть
этой
теории
заключается
в
том,
что
психическое
развитие
ребенка
рассматривается
как
процесс,
складывающийся
под
влиянием
наследственности
и
среды.
Основной
вопрос
теории
конвергенции
состоит
в
том,
чтобы
установить,
как
возникают
приобретенные
формы
поведения
и
какое
влияние
на
них
оказывает
наследственность
и
окружающая
среда.

В
это
же
время
в
психологии
существовали
две
теоретические
концепции,
эмпиризм
(«человек
– чистая
доска»)
и
нативизм
(существуют
врожденные
идеи).
Штерн
полагал,
что
если
есть
основания
для
существования
этих
двух
противоположных
точек
зрения,
то
истина
заключается
в
их
соединении.
Он
считал,
что
психическое
развитие
есть
соединение
внутренних
данных
с
внешними
условиями,
но
ведущее
значение
все
равно
остается
за
врожденным
фактором.
Примером
тому
может
служить
следующий
факт:
окружающий
мир
поставляет
ребенку
материал
для
игры,
а
то,
как
и
когда
он
будет
играть,
зависит
от
врожденных
компонентов
инстинкта
игры.

В.
Штерн
был
сторонником
концепции
рекапитуляции
и
говорил,
что
ребенок
в
первые
месяцы
младенческого
периода
находится
на
стадии
млекопитающего:
это
подтверждается
неосмысленным
рефлекторным
и
импульсивным
поведением;
во
втором
полугодии
жизни
он
достигает
стадии
высшего
млекопитающего
(обезьяны)
благодаря
развитию
схватывания
предметов
и
подражания;
в
дальнейшем,
овладев
прямохождением
и
речью,
достигает
начальных
ступеней
человеческого
состояния;
в
первые
пять
лет
игры
и
сказок
он
стоит
на
ступени
первобытных
народов;
новый
этап
– поступление
в
школу
– сопряжен
с
овладением
социальными
обязанностями
более
высокого
уровня.
Первые
школьные
годы
связаны
с
простым
содержанием
античного
и
ветхозаветного
миров,
средние
классы
– с
христианской
культурой,
а
годы
зрелости
– с
культурой
нового
времени.

Теорию
конвергенции
развития
подтверждают
высказывания
о
том,
что
«яблоко
от
яблони
недалеко
падает»
и
«с
кем
поведешься,
от
того
и
наберешься».
Английский
психолог
Г.
Айзенк
(1916–1997) считал,
что
интеллект
на
80 % определяется
влиянием
наследственности
и
на
20 % – влиянием
среды.

Австрийский
психолог
3. Фрейд
создал структурнуютеориюличностиоснову
которой
составил
конфликт
между
инстинктивной
сферой
душевной
жизни
человека
и
требованиями
общества.
Он
считал,
что
каждый
человек
рождается
с
врожденными
сексуальными
влечениями,
которые
впоследствии
находятся
под
контролем
«Сверх-Я»
и
«Оно».
«Оно»
– это
внутренняя
психическая
инстанция,
которая
под
влиянием
запретов
выделяет
из
себя
маленький
кусочек
«Я».
«Сверх-Я»
– инстанция,
ограничивающая
человеческие
влечения.
Получается,
что
на
«Я»
давят
«Оно»
и
«Сверх-Я».
Это
типичная
схема
двух
факторов
развития.

Психологи
смогли
установить
влияние
биологического
и
социального
аспектов
на
процесс
развития,
наблюдая
за
близнецами
и
сравнивая
полученные
результаты
Этот
метод
назвали методомблизнецовКак
показал
Д.Б.
Эльконин,
с
методологической
точки
зрения,
в
исследовании
близнецов
есть
один
серьезный
недочет:
проблема
наследственного
фонда
рассматривается
с
позиций
тождественности
или
нетождественности,
а
проблема
средовых
влияний
всегда
рассматривается
с
позиции
тождественности.
Но
не
существует
одной
(одинаковой)
социальной
среды,
в
которой
воспитываются
близнецы
– обязательно
надо
учитывать,
с
какими
элементами
среды
ребенок
активно
взаимодействует.
Поэтому
для
получения
достоверных
результатов
надо
выбирать
такие
ситуации,
в
которых
уравнение
содержит
не
одно,
а
два
неизвестных.
Отсюда
вытекает
вывод,
что
при
помощи
данного
метода
могут
изучаться
индивидуальные
различия,
а
не
проблемы
развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка

В работах В. Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В. Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной.

Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В. Штерн считал неправомерным вопрос о том, происходит ли определенная психическая функция извне или изнутри. Функционирование психики представляет собой всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях. В. Штерн подчеркивал необходимость учитывать сензитивные периоды в психическом развитии как внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий, в том числе целенаправленно организуемых: например, для обучения языку, музыке, физическим действиям и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Теория развития способностей в отечественной психологии
Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры

Глава 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

Ранний возраст – закладка основ психики
Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его

Теория трех ступеней детского развития
Попытку построить детскую психологию на фундаменте биологии предпринял немецко-австрийский психолог К. Бюлер. Он, как и многие психологи, разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и

3.3. Общая теория психического развития в советской психологии

Культурно-историческое учение о природе психического
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое

Освобождение от внутренних отвлекающих факторов
Чтобы сконцентрироваться на новом деле, нужно закончить предыдущее и освободить голову от мыслей о нем (а также от всех прочих мыслей). Не самая простая задача, но у тайм-менеджмента есть инструменты и на такие случаи.

Нейтрализация внешних отвлекающих факторов
Внешние отвлекающие факторы – это самые главные «воры концентрации». На этом по статистике теряется до половины времени. Понятно, что если маленький ребенок заплакал во время сна, то с этим ничего не поделаешь – нужно подойти

Масару Ибука: теория раннего развития ребенка
Несколько лет назад многих родителей потрясла небольшая книга, которая называлась «После трех уже поздно». Ее автор – президент компании «Сони» Масару Ибука. Предисловие к английскому изданию было написано Гленом

Глава 10
Задача приемного ребенка – «совмещение» своих статусов, как члена двух семей
С возрастом и с течением времени у каждого человека происходит формирование его личности со всеми ее индивидуальными особенностями. При этом личность человека формируется не в

13
Кормление ребенка от года до двух
Стол накрыт. Вы уговариваете своего увлеченного восемнадцатимесячного малыша сесть в стульчик и гордо презентуете ему тарелку с горой превосходной кулинарии, на которую ушло столько трудов и, конечно же, в состав которой входят все

Увлажняйте и избегайте раздражающих кожу факторов
Дважды в день или чаще наносите на кожу ребенка гипоаллергенный, непарфюмированный увлажняющий лосьон или крем. Среди огромного разнообразия брендов трудно назвать один, который подходит любому ребенку. Пробуйте

1.2.4. Когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли)
В когнитивных теориях личности в качестве основного выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию

Теория речевой деятельности и интегративная теория речи
Итак, выводя речь за рамки понятия «речевая деятельность», а психолингвистику за рамки понятия «теория речевой деятельности», прибегнем к чуть более детальному объяснению такой точки зрения.Согласно А. Н.

Источник

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975—1938) — специалист в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит втом, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывают наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции: эмпиризм («человек — чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи).

Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущая роль все равно принадлежит врожденным факторам. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и утверждал, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, он достигает начальных ступеней человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов с их мифологическим сознанием; новый этап — поступление в школу — сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с изучением основ наук и письменных текстов в духе античного и ветхозаветного миров, средние подростковые классы — с христианской культурой Средневековья с характерным для нее фанатизмом, а годы юности — с культурой и цивилизацией Нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916—1997) считал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии попадают под контроль «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» — это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» — инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты. Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д. Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов

есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы — необходимо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, но не глобальные проблемы развития.

Источник

Теория конвергенции, имеющая также название теории двух факторов, предложил психолог из Германии В. Штерн (1871-1938 гг.), который был специалистом в сфере дифференциальной психологии, занимающейся рассмотрением взаимоотношений социального и биологического факторов. Смысл данной теории состоит в том, что психическое развитие детей рассматривают в качестве процесса, складывающегося под воздействием среды и наследственности. Главный вопрос теории конвергенции заключается в том, чтобы определить, как именно появляются приобретенные формы поведения и какое именно влияние на них оказывает окружающая среда, а также наследственность индивида.

Концепции эмпиризма и нативизма

В то же самое время в психологии существовали следующие теоретические концепции: эмпиризм (то есть «человек – это чистая доска») и нативизм (есть врожденные идеи).

Штерн считал, что если существуют основания для существования данных противопоставленных точек зрения, то истина должна заключаться в их объединении. Он полагал, что психическое развитие человека – это объединение внутренней информации с внешними условиями, но главенствующая роль при этом отведена именно врожденным факторам.

Пример 1

Ярким примером этому может служить тот факт, что окружающий мир дает ребенку материал для игры, но то, когда и как он начнет играть, уже зависит от врожденных составляющих инстинкта игры.

Сам Штерн был приверженцем концепции рекапитуляции и полагал, что ребенок в начальные месяцы младенческого периода находится еще на стадии млекопитающего, и это доказывается неосмысленным импульсивным и рефлекторным поведением; во время второго полугодия жизни он приходит уже к стадии высших млекопитающих (то есть обезьян) из-за развития хватания предметов, а также подражания; далее, освоив прямохождение и речь, он переходит к начальным ступеням человеческого состояния; в дошкольный период игры и сказок он становится на уровень первобытных народов с их чисто мифологическим сознанием; следующий этап – это поступление в школу – связан с овладением уже социальными обязанностями намного более высокого уровня. Начальные школьные годы связываются с изучением базы наук, а также письменных текстов сходно с античным и ветхозаветным миром, а средние подростковые классы – с христианской культурой Средних веков, характеризующейся фанатизмом, а период юности – уже с культурой, а также цивилизацией Нового времени.

Теорию конвергенции развития также подтверждают утверждения того, что «яблоко от яблони недалеко падает», а также «с кем поведешься, от того и наберешься». Психолог из Англии Г. Айзенк (1916-1997 гг.) полагал, что интеллект на восемьдесят процентов определяется воздействием наследственности и лишь на двадцать – окружающей среды.

Структурная теория личности

Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.

Метод близнецов

Психологи установили воздействия биологического и социального аспектов, на процесс развития, проводя наблюдения за близнецами, а затем проводя сравнение полученных результатов. Данный метод получил название метод близнецов. По воззрениям Д.Б. Эльконина, с методологической точки зрения, в проведении исследований близнецов существует один важный недочет: он состоит в том, что проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности либо же нетождественности, а уже проблема средовых воздействий всегда рассматривается с точки зрения тождественности. Но нет единственной социальной среды, в которой бы воспитывались близнецы – нужно брать в расчет, с какими именно элементами среды ребенок наиболее активно взаимодействует. Из-за этого для получения правильных результатов стоит выбирать такие ситуации, в которых выдвинутое уравнение имеет не одно, а уже два неизвестных. Можно сделать вывод, что с помощью этого метода возможно изучать индивидуальные отличия, но отнюдь не глобальные проблемы развития.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник