Теории эмоционального развития ребенка дж боулби

Теории эмоционального развития ребенка дж боулби thumbnail

Содержание

1. Биографические сведения………………………………………………….3-4

2. Основные положения теории привязанности ……………………………5-7

2.1. Фазы привязанности…………………………………………………..8-14

2.2. Типы привязанности…………………………………………………15-16

2.3 Эффект воспитания в детских домах………………………………17-18

3. Основные понятия……………………………………………………………19

4. Заключение…………………………………………………………………..20

5. Список литературы…………………………………………………………..21

1. Биографические сведения

Боулби Эдвард Джон Мостин (John Bowlby) (26 февраля 1907 г. – 2 сентября 1990 г.) — английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии. Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.

Джон Боулби родился в Лондоне. Он учился в школе для одаренных детей, получил медицинскую и психоаналитическую подготовку и, начиная с 1936 г., принимал участие в работе с трудными детьми. В 1936 г. Боулби стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Боулби показалось, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей. Подобные наблюдения убедили Боулби, что нельзя понять развитие, не уделив пристального внимания связи «мать — ребенок».

На протяжении ряда лет занимался практической психиатрией и психоанализом. В годы Второй мировой войны работал военным психиатром (1940 — 1945). С 1946 г. работал в Тэвистокской клинике, где руководил отделом детей и родителей. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность, депрессию, проблемы защиты, насилия и т. д. Уделил значительное внимание изучению и интерпретации психоанализа как искусства и естественной науки. Осуществил ряд исследований по этологии и использовал этологические идеи и подходы для понимания эмоционального развития человека. После определенной этологической интерпретации психоаналитических идей создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты. Автор книги «Привязанность и утрата» (1969—1980; в 3-х тт.) и ряда других по проблемам психоанализа и этологии, психологии развития и семьи.

Секретарь Британского психоаналитического общества (1944 — 1947). Исполняющий обязанности президента Научного общества (1956 — 1961). Председатель Ассоциации детской психологии и психиатрии (1958 — 1959). Президент Международной ассоциации детской психологии и психиатрии (1962 — 1966).

2. Основные положения теории привязанности

Джон Боулби в построении своей теории отталкивался от психоанализа З.Фрейда, а потому особое внимание уделил первым годам жизни человека, когда мать и малыш находятся в особом взаимодействии, во многом определяющем дальнейшее развитие ребенка. Однако, если с точки зрения З.Фрейда, младенец нацелен на мать как источник удовлетворения его потребности, то Дж.Боулби полагал, что уже в таком раннем возрасте у ребенка есть все предпосылки для включения в социальную жизнь. Тем не менее, по его мнению, дети сильно зависят от взрослых, а потому они должны обладать особыми поведенческими механизмам, которые бы гарантировали присутствие опекуна. Такое поведение характерно именно для маленьких детей ,поскольку в подростковом возрасте происходит резкая переориентация ребенка: если младенец нацелен на близкого взрослого и зависит от него (а потому опасается всего нового),то для подростка особую притягательную силу получает именно незнакомый объект.

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется. На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом с взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.

Для маленького ребенка уход родителя является событием катастрофическим – оно означает прямую угрозу жизни. К поведенческим механизмам, направленным на удержание взрослого, относятся плач, улыбка, действия цепляния, сосания и следования. Фактически младенец уже рождается с набором способов, которые позволяют ему привлекать внимание взрослого. Однако только в конце первого года жизни этот набор преобразуется в систему привязанности, соотносящую параметр близости с безопасностью. Изначально, Дж.Боулби предполагал, что данный механизм запускается в ситуации угрозы (опасности) и прекращает свое функционирование в том случае ,когда ситуация рассматривается как безопасная. Действие механизма обуславливает поведение привязанности. Каждую ситуацию ребенок оценивает с очки зрения присутствия в ней чего-либо интересного, привлекательного и, наоборот, пугающего. В случае когда окружение воспринимается ребенком как интересное и не вызывает у него страха, потребность в близости с взрослым, к которому он привязан, снижается, и малыш спокойно осуществляет исследование. Когда же окружение представляется пугающим, зрительный контакт не может больше удовлетворить ребенка, и он нуждается в близости с взрослым. Наибольший интерес представляют ситуации, в которых ребенок, с одной стороны, испытывает интерес к ситуации, а с другой страх. В этом случае малыш обращается к взрослому, которого он использует как источник информации. Сторонники теории привязанности считают, что именно такое поведение лежит в основе такого феномена, как социальная референтность.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в выборгском районе

Боулби утверждал, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, — соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.

В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины «инстинкт» и «импринтинг» в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализированные определения. Тем не менее, Боулби чувствовал, что эти этологические понятия дают надежные объяснения, которых он искал. Он говорил, что когда впервые узнал о них в 1950-х гг., то готов был воскликнуть: «Эврика!». В частности, он понял, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Далее, рассмотрим фазы, через которые проходит нормальное развитие привязанности к опекунам у малышей.

2.1 Фазы привязанности

Фаза 1 (рождение — 3 месяца) неразборчивая реакция на людей. В первые 2-3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.

Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица. К примеру, одно исследование показывает, что малыши, родившиеся всего лишь 10 минут назад, предпочитают лицо другим визуальным стимулам: они вытягивают свою голову дальше, когда следуют за точной копией лица, нежели когда следуют за отдаленным подобием лица или за чистым листом бумаги. Для этологов, таких как Боулби, это предпочтение предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который вскоре пробудит одно из наиболее эффективных привязывающих действий, социальную улыбку.

В течение первых 3 недель или около того малыши иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем как заснуть. Эти улыбки еще не являются социальными; они не направлены на людей. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. Это социальные улыбки, но они по-прежнему мимолетны

Источник

Теория привязанности – это рассуждения о тесной эмоциональной связи между новорожденным и его родителями. По мнению ученых, от того, насколько сильной она будет, во многом зависит, каким вырастет ребенок. Будет ли ему легко найти свое место в обществе? Сможет ли он строить отношения с окружающими? Будет ли счастлив в семье? На эти вопросы в своей теории отвечает Джон Боулби и его коллеги.

Предпосылки к развитию теории привязанности

Джон Боулби

Автор теории привязанности –Джона Боулби, психоаналитик, который посвятил несколько лет изучению эффектов разделения детей младенческого возраста и их родителей. Большое значение он придавал словам Зигмунда Фрейда о том, что первичный детский опыт играет важную роль в становлении личности. И речь здесь идет не только о травматичности. Дело в том, как ребенок, будучи маленьким, сможет социализироваться.

В отличие от Фрейда, который начинал рассуждения с психических отклонений во взрослом возрасте, Боулби искал связь между привязанностью в детстве и становлением личности во взрослом возрасте. По мнению ученого, для младенца мать – это один из вариантов удовлетворения первичной потребности. Но еще она помогает ему взаимодействовать с внешним миром.

Согласно выдвинутой Боулби гипотезе, маленьким детям присуще экстремальное поведение. Оно проявляется в тех случаях, когда они пытаются избежать физического разлучения с родителями. Обычно малыши кричат или плачут. Так вот, ученый считал, что эти действия – эволюционные механизмы. Они закрепились в результате естественного отбора и помогают младенцам выжить.

Получается, что привязанность младенца к взрослым – это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания. Этими преимуществами малыша наделяет основной опекун. В данном случае мама, папа или любой другой взрослый, который за ним ухаживает.

Боулби провел ряд исследований, по результатам которых он выяснил, как разлученные с родителями дети воссоединяются с ними вновь. Он выделил 3 типа привязанности:

  1. Надежная привязанность. Ребенок сильно страдает, ищет защиты и утешения. Успокаивается только тогда, когда родители возвращаются.
  2. Привязанность, устойчивая к тревоге. Младенцы пережили сильный стресс. После возвращения родителей они пытались «наказать» их за уход.
  3. Отсутствие привязанности. Младенцы никак не отреагировали на то, что родителей не было рядом. После их возвращения они либо игнорировали их, либо даже избегали.
Читайте также:  Кризисы развития ребенка первого года жизни

Со временем в этот список добавили еще один тип привязанности: дезорганизованный-дезориентированный. В этом случае сложно предсказать, как поведет себя ребенок.

Интересно, что тип привязанности, выработанный в раннем детстве, влияет на то, как уже взрослый человек будет строить отношения.

История появления теории привязанности

Мэри Эйнсворт

Если сказать кратко, все началось с посещения Боулби школы для детей с плохой адаптацией. Двое учащихся вызвали у него особый интерес. Наблюдения за ними и легли в основу теории привязанности Боулби.

Уже в начале карьеры Джон предложил коллегам-психоаналитикам в работе с детьми использовать целостный подход, принимая во внимание несколько важных факторов. Среди них среда, в которой растет ребенок, его семья.

В 1950 году в исследовательское отделение Джона Боулби в одну из лондонских клиник пришла работать Мэри Эйнсворт. Она анализировала записи того, как дети себя вели. Увиденное побудило девушку провести собственные исследования. Они касались поведения детей в привычной для них обстановке.

Вместе Боулби и Эйнсворт изучили сотни различных теорий, провели десятки испытаний. Итоги их кропотливой работы — доказательства теории привязанности. На тот момент это были самые емкие труды по этой теме.

Фазы развития привязанности у детей

Фазы развития привязанности

Выделяют 4 фазы привязанности. Они формируются в разном возрасте, начиная с рождения и заканчивая окончанием детства.

Рождение — 3 месяца

Сразу после появления на свет младенцы внимательно слушают человеческие голоса и присматриваются к лицам. Ученые провели ряд опытов и сделали любопытное наблюдение. Ребенок, который родился всего 10 минут назад, предпочитает следить за чьим-то лицом, нежели за каким-то предметом. С течением времени эта особенность приведет к появлению социальной улыбки.

Первые 3 недели жизни крохи улыбаются обычно перед сном. И делают они это с закрытыми глазами. Но эти улыбки на людей не направлены. Социальность они приобретают примерно с трехнедельного возраста, когда ребенок улыбается, услышав чей-то голос. И даже на этом этапе эти действия мимолетны.

Полностью социальной улыбка становится в возрасте 5-6 недель от рождения. Дети широко улыбаются и смотрят в глаза тому, кто находится рядом с ними. Родителей в этот момент переполняет счастье, потому что они чувствуют любовь малыша к себе, какую-то особую связь.

Интересно! До 3 месяцев младенец улыбается любому, даже бумажному лицу, оказавшемуся в его поле зрения. Главное, чтобы его было видно полностью. На профиль такой реакции не будет.

По мнению Джона Боулби, улыбка ребенка способствует развитию привязанности между ним и опекающим его взрослым. Последнему хочется улыбнуться в ответ, взять кроху на руки, обнять его, поиграть с ним. Так проявляется забота.

Одновременно с улыбкой появляется детский лепет. Это еще один социальный фактор, побуждающий родителей находиться рядом. Сюда же относится и плач. По сути, это тревожный сигнал о том, что дети испытывают дискомфорт. Услышав, что ребенок плачет, взрослый немедленно удовлетворит его потребность в еде, тепле или ласке.

Привязанность устанавливается с помощью нескольких видов рефлексов:

  1. Хватание. Как только ладони ребенка касается какой-то предмет, она инстинктивно сжимается.
  2. Рефлекс Моро. Если малыш испугался или неожиданно утратил опору, он делает движения, похожие на обнимание, обхватывание чего-либо. По мнению Боулби, такие действия помогали ему в прошлом держаться за мать, которая, например, могла убегать от хищного зверя.
  3. Поисковый и сосательный. Облегчают процесс грудного вскармливания.

Каждый из перечисленных рефлексов помогает ребенку и взрослому наладить продуктивное взаимодействие.

3-6 месяцев

3-6 месяцев ребенок

По теории привязанности Боулби в этот период исчезает часть рефлексов, например, Моро или поисковый. Действия ребенка становятся избирательными. На незнакомых людей он просто внимательно смотрит. Тем, кого знает, дарит улыбку. То же самое касается лепета. Малыши «разговаривают» в присутствии тех людей, которые им знакомы.

В какой-то момент дети выделяют 2-3 лица из круга знакомых. На них они реагируют по-особенному. Чаще улыбаются, охотнее разговаривают. Обычно таким человеком является мама. Но бывает и по-другому. Возможно, им станет отец или один из близких родственников.

6 месяцев – 3 года

С полугода у ребенка развивается сильная привязанность к одному человеку – матери. Он плачет, когда она уходит или просто находится вне поля зрения. Раньше малыш плакал, если уходил любой находившийся рядом с ним человек. Сейчас же он стал очень избирательным в этом вопросе.

В возрасте 7-8 месяцев у детей появляется страх незнакомых людей. Он проявляется в настороженности или даже громком плаче. Эти проявления усиливаются во время болезни или пребывания в незнакомой обстановке.

Примерно с 8 месяцев, когда ребенок начинает активно двигаться, он может следовать за мамой. Он направляет все усилия на то, чтобы сохранить контакт с ней. Если мать собирается уходить, малыш корректирует движения для того, чтобы снова оказаться рядом с ней. Достигнув поставленной цели, он просит взять его на руки, показывая тем самым свою привязанность, желание быть вместе.

Иногда дети, наоборот, уходят от родителей. Так бывает во время прогулок на детской площадке. Сначала они нуждаются в контакте. Но через некоторое время, осознав, что мама никуда не денется, они начинают активно исследовать окружающее пространство. Малыш следит за присутствием матери. Часто подходит к ней. А остальное время проводит за играми на достаточном расстоянии.

Читайте также:  Причины возникновения аномалий развития ребенка

3 года – окончание детства

3 года – окончание детства ребенка

На этом этапе дети осознают свою потребность находиться рядом с мамой и папой. Трехлетний малыш охотно разрешает им покинуть его на некоторое время. Правда, при этом стоит объяснить причину ухода. Так проявляется партнерское поведение.

Боулби считал, что о привязанности в старшем возрасте известно немного. Но она развивается в любом случае. Для подростков объектами привязанности становятся лица, которые в какой-то мере заменили родителей. Для взрослого человека – партнер в романтических отношениях. Для пожилых – заботящееся о них молодое поколение.

Какой можно сделать вывод? Страх одиночества по праву можно считать самым сильным страхом в жизни. Возможно, это звучит глупо, абсурдно. Но в истории есть масса примеров того, как присутствие близкого человека, привязанность помогали справиться с серьезными проблемами.

Привязанность как импринтинг

импринтинг

Импринтинг – это процесс, помогающий животным разобраться с социальными инстинктами. Для наглядности приведем в пример детеныша какого-либо животного. Поначалу он может следовать за любым объектом. Но их количество быстро уменьшается и вскоре, ближе к концу импринтинга, он идет только за матерью. Им руководит страх. Он же предотвращает образование новых привязанностей.

С людьми происходит то же самое. Только в их случае процесс развивается медленнее. Как сказано выше, в первые недели после рождения дети улыбаются, плачут, хватаются за человека, который находится рядом с ними. Так они демонстрируют свою привязанность, желание удержать. По мере взросления круг таких людей сужается. Появляется боязнь незнакомцев. В итоге остается один объект, которого ребенок постоянно хочет видеть рядом. Так развивается импринтинг на определенного человека. Именно он побуждает ребенка следовать за мамой.

Виды привязанности

Между ребенком и родителями (матерью) и взрослыми людьми развиваются несколько типов привязанности. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Дети и родители

Выше сказано, что ребенок проявляет к маме 4 вида привязанности:

  1. Безопасная. Родители заботятся о малыше, удовлетворяют все его потребности. Они принимают его таким, каким он родился, со всеми достоинствами и недостатками, характером, темпераментом. Не пытаются подстроить под свой ритм жизни, предпочтения. Родители помогают ребенку исследовать мир, критикуя его поведение, но никак не его самого. Это помогает установить крепкие, доверительные отношения.
  2. Тревожно-избегающая. Дети не испытывают тревогу, когда по каким-либо причинам разлучены с матерью и отцом. Однако они беспокоятся, если их оставляют наедине с собой. Такой ребенок взаимодействует с родителями только в разговоре или играх. Телесный контакт отсутствует. Это сильно сказывается на его способности проявлять эмпатию, доверять окружающим.
  3. Двойственно-сопротивляемая. В этом случае ребенок не уверен на 100% в любви матери. В незнакомом месте он вряд ли будет активно исследовать окружающую обстановку или общаться с незнакомыми людьми. Уже во взрослом возрасте такие дети становятся неуверенными в себе, стеснительными, недоверчивыми.
  4. Дезорганизационно-контролируемая. Смесь из трех предыдущих типов привязанности. Дети ведут себя крайне непоследовательно. Сложно предсказать их реакцию в той или иной ситуации.

Если понять, какая привязанность была в детстве, можно решить большинство проблем, возникающих во взрослой жизни.

Теория привязанности в отношениях

Теория привязанности в отношениях

В отношениях между взрослыми людьми также проявляется привязанность. Как и в случае с детьми и родителями, они бывают 4 видов:

  1. Надежная. Партнеры довольны отношениями, ощущают себя в безопасности, не требуют постоянного присутствия любимого человека в своей жизни. В такой паре царит честность, доверие, глубокая эмоциональная связь.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Люди держатся обособленно от других. Они не нуждаются во взаимодействии с окружающими, стремятся к независимости, а порой и к изоляции. Привязанность такого типа делает человека закрытым эмоционально. Чаще всего это случается в стрессовых ситуациях.
  3. Тревожно-устойчивая. Человек проявляет излишнюю привязанность к партнеру. И это порой отталкивает. Он проявляет критичность, придирчивость, требовательность, ревность.
  4. Избегающая привязанность. Проявляется в амбивалентности чувств. Человек испытывает глубокую привязанность к партнеру, но при этом боится получить от него травму. Их тянет и одновременно отталкивает. Построить крепкие, гармоничные отношения таким людям крайне сложно.

Не стоит рассматривать перечисленные виды привязанности как типы личности. Очень часто они смешиваются между собой. Так, например, человек с избегающей привязанностью иногда может создать крепкую семью.

Рекомендуемая литература

Терапия нарушений привязанности от теории к практике - Карл Бриш

Теория привязанности вызвала интерес многих ученых и психологов. В результате были написаны десятки книг по этой теме:

  1. «Терапия нарушений привязанности от теории к практике», Карл Хайнц Бриш.
  2. «Привязанность в психотерапии», Дэвид Дж. Уоллин.
  3. «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь», Амира Левин и Рейчел Хеллер.

Также Кэрол Гархарт Муни выпустил книгу, вобравшую в себя результаты исследований авторов теории – «Теория привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннел и Клаус».

Заключение

Теория привязанности и воспитания счастливых людей Джона Боулби рассказывает о взаимодействии младенца с матерью или любым другим опекающим его взрослым. Оно формируется в первые дни после рождения и влияет на всю дальнейшую жизнь. Поэтому, столкнувшись с серьезными проблемами во взрослом возрасте, вспомните, какие отношения у вас были с родителями в детстве. Это поможет понять, как действовать дальше.

Источник