Теории и методика воспитания в развитии ребенка степанова

Теории и методика воспитания в развитии ребенка степанова thumbnail

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

Нижнетагильская
государственная социально-педагогическая
академия

В.
И. Смирнов

Часть
I.

ВОСПИТАНИЕ

В
ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Нижний
Тагил

2Прямоугольник 17012

УДК
37.01

ББК
74.200

С506

Печатается
по решению учебно-методического совета
НТГСПА (протокол № 3 от 20 декабря 2011 г.)

С506 Смирнов,
В. И. Теория и методика воспитания. Часть
I.
Воспитание в целостном педагогическом
процессе : учебное пособие

/ В. И. Смирнов. – Нижний Тагил :
Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия,
2012. – 525 с.

ISBN
978-5-8299-0249-0

Автор
и составитель:

Смирнов
В. И., доктор педагогических наук,
профессор (научная и литературная
редакция, автор предисловия, отдельных
материалов глав).

Рецензенты:

Белкин
А. С.
,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки Российской
Федерации.

Уткин
А. В.
,
кандидат педагогических наук, доцент,
проректор НТГСПА

В
пособии, разработанном в соответствии
с учебной программой курса «Теория и
методика воспитания» (автор В. И. Смирнов),
использованы авторские материалы и
фрагменты учебных книг, научных монографий
и статей, электронных ресурсов,
раскрывающих в предлагаемой
автором-составителем системе и в его
редакционном оформлении основные
аспекты теории и методики воспитания,
характеризующих утвердившие себя в
практике воспитательные технологии и
наиболее известные воспитательные
системы.

Учебное
пособие адресовано студентам, магистрантам,
аспирантам, преподавателям, всем, кто
интересует проблемами воспитания детей
и юношества.

УДК
37.01

ББК
74.200

ISBN
978-5-8299-0249-0 ©
Смирнов В. И., 2012

©
Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая
академия, 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5

ВОСПИТАНИЕ
В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ПРОЦЕССЕ

ГЛАВА
1.

ВОСПИТАНИЕ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

И
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

§
1. Этимология и семантика категорий
теории воспитания 8

§
2. Сущность воспитания и его функциональное
назначение 22

§
3. Воспитание в системе факторов развития
человека 36

§
4. Воспитание как педагогическое
явление 49

§
5. Воспитание как культурно-исторический
феномен 59

§
6. Парадигмы, концепции и стратегии
воспитания 67

Вопросы
и задания по главе 1 107

Библиографический
список 108

ГЛАВА
2.

ПРОЦЕСС
ВОСПИТАНИЯ

§
1. Воспитание – процесс целенаправленного
формирования

личности 110

§
2. Движущие силы воспитания 117

§
3. Структура воспитания и его субъекты 119

§
4. Педагогическое взаимодействие в
воспитании 129

§
5. Закономерности и принципы воспитания 151

§
6. Процесс воспитания как
социально-педагогическая система 169

§
7. Самовоспитание в системе факторов
формирования личности 176

Вопросы
и задания по главе 2 186

Библиографический
список 187

ГЛАВА
3.

ЦЕЛИ,
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

ВОСПИТАНИЯ

§
1. Историческая эволюция целей и содержания
воспитания 189

§
2. Цель воспитания в современном
обществе 200

§
3. Классификация целей воспитания 208

§
4. Целеполагание в воспитании 216

§
5. Содержание воспитания: характеристика
понятия 225

Вопросы
и задания по главе 3 257

Библиографический
список 257

ГЛАВА
4.

РАСТУЩИЙ
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

§
1. Право ребенка на уважение, доброту и
ласку 259

§
2. Гендерный подход в воспитании 269

§
3. Гуманизация межличностных отношений
и воспитания

в
детских сообществах 292

§
4. Понятие трудновоспитуемости и ее
причины 308

§
5. Социально-педагогическая реабилитация

отклоняющегося
поведения подростков 341

Вопросы
и задания по главе 4 354

Библиографический
список 354

ГЛАВА
5.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ,
ВЛИЯНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ

§
1. Воспитательные отношения: сущность,
субъекты, типология 356

§
2. Взаимодействие в системе воспитательных
отношений 371

§
3. Воспитательные влияния: сущность,
способы 393

§
4. Педагогическое воздействие в системе
воспитания 401

§
5. Психология
межличностных отношений субъектов
воспитания 409

Вопросы
и задания по главе 5 430

Библиографический
список 431

ГЛАВА
6.

ДЕТСКИЕ
И МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ВОСПИТАНИЯ

§
1. Сообщество сверстников как фактор
развития 435

§
2. Детские общественные объединения как
институт воспитания 446

§
3. Религиозные организации и религиозное
воспитание 465

§
4. Скаутизм: прошлое и настоящее 478

§
5. Всесоюзная пионерская организация
им. В. И. Ленина 500

§
6. Неформальные детские и молодежные
объединения 510

Вопросы
и задания по главе 6 522

Библиографический
список 523

ВВЕДЕНИЕ

«Искусство
воспитания имеет ту особенность, что
почти всем оно кажется делом знакомым
и понятным, а иным даже делом легким –
и тем понятнее и легче кажется оно, чем
менее человек с ним знаком, теоретически
или практически. Почти все признают,
что воспитание требует терпения;
некоторые думают, что для него нужны
врожденные
способность и умение
,
т. е. навык; но весьма немногие пришли к
убеждению, что кроме терпения, врожденной
способности и навыка, необходимы еще и
специальные знания…»,
– такими словами открывает свой
замечательный труд «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической
антропологии» выдающийся российский
педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Очень
хочется надеяться на то, что те люди,
которые связали свою жизнь с чрезвычайно
сложным, противоречивым, не всегда
благодарным, но абсолютно необходимым
делом – воспитанием Человека – в полной
мере наделены терпением,
одарены способностями
и овладели на практике (если и не в
качестве учителя, то уж в роли ученика
– непременно!) умениями
взаимодействовать с человеком, понимать
человека, убеждать человека, вести за
собой – или вместе с собой – людей…

Но
очень хочется надеяться и на то, что
люди, посвятившие себя воспитанию
Человека, осознают необходимость
овладения обширными и глубокими
педагогическими знаниями, без которых
и терпение, и способности, и умения, и
огромный труд – труд ума и души – не
обеспечат достижения поставленной вами
перед собой и обществом перед вами цели
– сотворению Личности счастливого и
хорошего человека, достойного гражданина.

Авторы
множества статей, фрагментов учебных
книг и научных монографий, раскрывающих
различные стороны и проблемы многоаспектного
и многофакторного процесса воспитания,
очень хотят помочь каждому воспитателю
достичь желанного успеха в профессиональной
деятельности.

Составитель
предлагаемого пособия решительно
отказался от намерения предложить вам
свое видение и свое понимания теории и
методики воспитательной работы: очень
хочется, чтобы вы не были заложником
одной авторской версии и позиции, не
несли с собой в воспитательную практику
только те мысли и суждения, которые
принадлежат (заимствованы, собраны,
перенесены) именно этому автору. В этой
книге вам предлагаются все возможные
варианты толкования проблем воспитания
– изучайте их, выбирайте то, что вам
представляется наиболее убедительным…
и применяйте.

Есть
еще один очень важный резон предложить
именно составительский вариант пособия
по воспитанию. В настоящее время, в
период обучения вам кажется оптимальным
вариант прочтения самой лаконичной и
самой простой педагогической книжки,
необходимой и достаточной для сдачи
экзамена или зачета. Увы, дефицит времени
студентов, незрелость их читательских
предпочтений, отсутствие практического
опыта, свидетельствующего об отсутствии
необходимого знания, и, главное, отсутствие
актуальной потребности у студента в
педагогической теории – эта потребность
возникнет, когда в практической
деятельности обнаружится побуждающее
к познанию, Незнание – все это приводит
к тому, что обучающийся ориентирован
не на глубокое освоение научного и
учебного материала, а на решение
сиюминутных житейских проблем –
выдержать аттестацию по предмету и…
забыть.

Мы
надеемся преодолеть инерцию школярского
отношения к важной, умной, необычайно
интересной и интригующей науке.

Пособие
состоит из трех частей: часть I –
«Воспитание в целостном педагогическом
процессе», часть II – «Воспитательные
технологии» и часть III
– «Гуманистические воспитательные
системы». Разбивка пособия на части
произошла в связи с большим объемом
печатного материала, которым технически
неудобно будет пользоваться читателю.

Предлагаемое
вашему вниманию учебное пособие (так
же, впрочем, как и два предыдущих –
«История образования и педагогической
мысли» и «Дидактика») не совсем обычно:
оно сочетает в себе черты учебника,
антологии, хрестоматии.

Как
учебник предлагаемая книга отличается
достаточно жесткой логикой организации
учебного материала в полном соответствии
с разработанной нами программой учебной
дисциплины. Здесь есть практически все
признаки учебника, в котором представлено
сочетание составительских статей и
авторских материалов, вопросы и задания
по материалам глав, списки используемой
основной и дополнительной литературы.

Как
антология и хрестоматия учебное пособие
включает в себя фрагменты текстов
учебных пособий, статей энциклопедий
и справочной литературы, проверенные
материалы Интернета.

Большинство
статей – переработанные, отредактированные
составительские материалы – лучшие
(по нашему мнению) фрагменты лучших
учебников и учебных пособий по теории
и методике воспитания, изданных в прошлом
и в последние десятилетия в России.

Редактируя
материалы, мы не нарушали авторскую
логику и авторский замысел, не искажали
авторские оценки и выводы. Исключение
составляли некоторые пропуски, сокращения
оригинальных материалов текстов,
осуществленные в технических целях
(для создания симметрии в расположении
учебного материала, обеспечения
взаимодополняемости материалов, отказа
от многословия в текстах и общих
рассуждений в целях усиления динамики
сообщения учебного материала).

В
некоторых случаях мы сопоставляли и
противопоставляли тексты разных авторов,
предлагая читателю сделать и обосновать
свой выбор (мы, как уже отмечалось,
убеждены, что пользователь учебника не
должен быть заложником позиции одного
автора, как это случается практически
всегда с авторскими текстами).

Во
избежание претензий в несанкционированном
использовании чужих текстов мы
предупреждаем, что включенный в пособие
учебный материал надлежащим образом
оформлен как цитата или пересказ.

Мы
признательны авторам всех текстов за
то, что они вольно или невольно включены
в пособие и переданы для изучения будущим
педагогам.

В.
И. СМИРНОВ

Соседние файлы в папке смирнов тмв

  • #
  • #
  • #

Источник

Методика
воспитательной работы


раздел теории воспитания, исследующий
особенности организации воспитательного
процесса в различных образовательно-воспитательных
учреждениях, детских объединениях и
организациях, разрабатывающий рекомендации
по созданию системы воспитательной
работы в образовательном или воспитательном
учреждении и повышению ее эффективности,
использованию тех или иных методик или
технологий в воспитательном процессе.

Понятие воспитания

Издревле
слово “воспитание” означало вскармливание.
Но люди еще на заре человеческого
общества поняли, что ребенок нуждается
не только в пище физической, материальной,
но и в пище духовной.

Воспитание
— целенаправленный и организованный
процесс формирования личности.

Рассмотрим традиционную
и нетрадиционную

трактовку воспитания. В педагогике
традиционно
понятие “воспитание” употребляется
в широком
и узком социальном

смысле, а также в широком
и узком педагогическом

значении.

В
широком
социальном

смысле
воспитание
это
передача накопленного опыта от старших
поколений к младшим
.
Под опытом понимаются известные людям
знания, умения, способы мышления,
нравственные, этические, правовые нормы
— словом, все созданное в процессе
исторического развития духовное наследие
человечества.

Человечество
выжило, окрепло и достигло современного
уровня развития благодаря воспитанию,
благодаря тому, что выстраданный
предшествующими поколениями опыт
использовался и приумножался последующими.
История знает случаи, когда опыт терялся,
река жизни воспитания пересыхала. Люди
оказывались отброшенными в своем
развитии далеко назад и вынуждены были
заново восстанавливать утраченные
звенья своей культуры; горькая участь
и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический
процесс развития общества неопровержимо
доказывает, что больших успехов в своем
развитии всегда достигали те народы, у
которых воспитание было поставлено
лучше.

Воспитание имеет
исторический характер. Оно возникло
вместе с человеческим обществом, став
органичной частью его жизни и развития,
и будет существовать, пока существует
общество. Именно поэтому воспитание —
это вечная категория.

Многие философы,
анализируя законы, управляющие
общественной жизнью, устанавливают
объективные связи между воспитанием и
уровнем развития производительных сил
общества. Воспитание воздействует на
развитие общества, в свою очередь
общество предоставляет возможности
для воспитания.

Направленность,
характер воспитания соответствуют
уровню развития производительных сил
и характеру производственных отношений.
Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический
характер.

Смена типа
общественно-экономической формации
влечет за собой смену типа воспитания.
С изменением общественных отношений
коренным образом изменяются цели,
задачи, формы и организация воспитания.
Социальные условия жизни также изменяют
характер воспитания и его влияние на
сознание и поведение людей.

С появлением в
обществе классов воспитание приобретает
классовый характер. Оно начинает служить
господствующему классу, который и
определяет его направленность, цели,
содержание и формы. Когда хорошее
воспитание становится дорогим
удовольствием, недоступным для всех
людей в обществе, оно превращается в
орудие дискриминации людей, средство
возвеличения одних над другими.

Дело в том, что воспитанием —передачей
накопленного опыта — занимаются не
только профессиональные педагоги в
специально созданных учебно-воспитательных
учреждениях. В современном обществе
действует целый комплекс институтов,
направляющих свои усилия на воспитание:
семья, средства массовой информации,
литература, искусство, трудовые
коллективы, органы правопорядка.

В
узком
социальном

смысле под воспитанием понимается
направленное воздействие на человека
со стороны общественных институтов с
целью формирования у него определенных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных
ценностей, политической ориентации,
подготовки к жизни.

При таком понимании
воспитания возникает ряд непростых
вопросов: какой из общественных институтов
более других ответствен за судьбы
воспитания? Правильно ли винить только
школу и педагогов в нередких еще неудачах
воспитания, если возможности и сила
воспитательного воздействия многих
социальных институтов превосходят
скромные возможности учебно-воспитательных
учреждений?

Не
требует особых доказательств вывод о
том, что при наличии многих воспитательных
сил успех воспитания может| быть достигнут
только путем жесткой координации
действий всех причастных к воспитанию
социальных институтов. Координаторами
воспитательного воздействия в хорошо
организованном обществе выступают
учебно-воспитательные учреждения,
управляемые высококвалифицированными
педагогами. Таким образом, мы рассмотрели
социальную сущность воспитания.

В
широком
педагогическом смысле воспитание

— это специально организованное,
целенаправленное и управляемое
воздействие коллектива, воспитателей
на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое
в учебно-воспитательных учреждениях и
охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.

В
узком
педагогическом смысле воспитание

— это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных
воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных
науках, понятие “воспитание” часто
используется для обозначения составных
частей целостного воспитательного
процесса. Говорят, например, “физическое
воспитание”, “эстетическое воспитание”.

Нетрадиционное понимание
воспитания сформировалось в русле
гуманистической педагогики, где под
воспитанием понимается процесс
культуроемкого развития человека.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.

Перевоспитание – это целенаправленная
воспитательная деятельность, направленная
на исправление предшествующего результата
воспитания человека, воспитание у него
качеств и свойств, компенсирующих
недостатки личности, изжитие, изменение
каких-то привычек, норм и правил поведения,
общения.

Идея саморазвития и самовоспитания
в педагогическом процессе.

Основной идеей теории и методики
воспитания является идея саморазвития
и самовоспитания личности.

Л.С. Выготский писал, что
“Человек, в сущности, воспитывает себя
сам…С научной точки зрения невозможно,
чтобы один воспитывал другого”. Педагог
не может сделать воспитанника не лучше,
не хуже. Он может лишь создать условия,
чтобы воспитанник захотел стать и стал
таким, каким бы хотел его видеть педагог.

Самовоспитание– сознательная
деятельность, направленная на возможно
более полную реализацию человеком себя
как личности в деле самосовершенствования
положительных и преодоления отрицательных
качеств и привычек.

Выделяют два основных
источника самовоспитания:

  1. внешние
    требования, переходящие во внутренний
    план и актуализирующие внутренние
    противоречия.

  2. внутренние
    требования личности к себе, обусловленные
    осознанием противоречий Я-реального
    и Я-идеального, между притязаниями и
    возможностями, между осознанными
    недостатками и возможностями их
    исправления.

Самовоспитание предполагает активную,
деятельную позицию личности по отношению
к себе самой. Это позиция – позиция
субъекта. В наиболее распространенных
словарных и энциклопедических определениях
содержания понятия “субъект”сводится к следующему:это активно действующий индивид или
социальная группа, обладающие волей,
способностью к рефлексии, изменению
окружающей среды и самоизменению,
осуществляемому в предметно-практической
деятельности и процессе познания.
Отношения между воспитателем и
воспитанником строятся каксубъек-субъектныеотношения. И характеризуются не
воздействием, влиянием одной стороны
на другую, авзаимодействием.

Источник

Наташа ТАТЬЯНИНА
Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях

Содержание

Введение…. 3

§1. Творческая деятельность детей….…. …5

§1. Проблемы детского творчества…. 8

Заключение…. …. …. 11

Список использованной литературы…. 12

Введение

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Современное общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных норм, учебно-методического и научного обеспечения.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном и общественном». Творческая деятельность — это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности [5]. наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Истоки творчества восходят к тому периоду детства, когда идет импровизация, когда творчество появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра.

К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).

§1. Творческая деятельность детей

Детское творчество — это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического [4]. развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Творческая личность – это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации, учащихся. Мотив -это формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить воспитание мотивации творчества.

Творческая активность подростков способствует саморазвитию через творческий, потенциал и формирование устойчивых мотивов творческой деятельности.

Выделяют четыре стадии процессов творчества:

1. Подготовку,

2. Созревание (инкубация,

3. Озарение,

4. Проверка (верификация).

На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии [1]. относительно стратегии и решения.

Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого [3]. связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.

2. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности.

3. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.

4. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.

§2. Проблемы детского творчества

Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагогики и психологии [5]. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Говоря о проблемах воспитания творческой личности, важно отметить, что не все эти условия зачастую реализуются на практике, а значит, далеко не все дети получают возможность развивать свой творческий потенциал.

Необходимо создавать условия для овладения детьми комплексом знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному [6].

Детское изобразительное творчество — это сознательное отражение ре-бенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2-4 лет) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, так как не строится на замысле ребенка [7].

Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задачи воспитателя и учителя: привлечь и умело использовать при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Она играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья, имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Однако не все семьи в нашей стране можно назвать благополучными, и эффективно развивающими творческую направленность своих детей. Это является еще одной из современных проблем развития творческой личности.

Заключение

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания [7]. уточняет и углубляет их представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится и осознанно их использовать.

Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительные эмоций. Каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Воспитатель должен создать развивающую среду в группе и на участке, детского сада, организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу т. е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальном развитии, но и в здоровье ребенка.

Список используемой литературы

1. Абрамова Г. С «Возрастная психология»: учебное пособие для вузов — М. Академический проект, 2000г. 144с.

2. Андреев В. И «Педагогика творческого саморазвития»: учебное пособие-Казань: КГУ, 1996г. 238с.

3. Бакушинский А. В «Художественное творчество и воспитание» М. 1999г. 93c.

4. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» М. Академия, 2002г. 136с.

5. Выготский Л. С «Воображение и творчество в детском возрасте» — М. 1991г. 93с. 286с.

6. Крылова Г. А «Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа» — Москва, 1999г.

7. Мюллир Р «Каракули дошкольника и рисования»: М. 1986г. 181с. 31с.

8. ФлеринаЕ. А «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста»: М. 2000г. 181с. 31с

Источник