Теоретической основой диагностики психического развития ребенка

Теоретической основой диагностики психического развития ребенка thumbnail

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1

Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью

§1 Характеристика умственного развития и его показателей

Содержание:
Теоретические основы диагностики

§ 2 Умственное развитие как единство содержательного и операционального компонентов
Глава 2 Значение диагностики умственного развития для решения школьных проблем

§ 2. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся
Глава 3 Принцип нормативности в психическом развитии и организации обучения

§ 3. Коррекционностъ психодиагностических методик

Так как это руководство посвящено проблеме диагностики интел­лектуальной сферы учащихся, первое, что следует сделать, — рассмот­реть основные относящиеся к ней понятия.

Термином интеллектуальная {когнитивная) сфера принято обозначать совокупность познавательных процессов, выполняющих функции полу­чения и обработки информации, ее запечатления и использования.

Для характеристики основных количественных и качественных изме­нений, происходящих в когнитивной сфере индивида со временем, чаще всего используется понятие интеллектуального (умственного) развития.

Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Поэтому к нему применимо общее для отечественной психологии понимание психического развития как специфического процесса присвоения индивидом социального опы­та, накопленного человечеством.

Широко известны отражающие эти представления слова А. Н. Леон­тьева: «Главным процессом, который характеризует психическое раз­витие ребенка, является специфический процесс усвоения или присво­ения им достижений предшествующих поколений людей… Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества» [45, с. 547-548].

Важно отметить, что в современном мире умственное развитие не является одной из равных по своему значению составляющих психи­ческого развития. Его роль для индивида исключительно велика. Его состоянием нередко определяются и настоящее, и будущее человека,так как от умственного развития в значительной степени зависят его достижения, социальная ценность, место в общественной иерархии (социальный статус).

В зарубежной психологии понятие умственного развития не получи­ло широкого распространения. Чаще всего те психологические характе­ристики, которые в отечественной психологии трактуются в связи с по­нятием умственного развития, за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, умственных способностей, развития мышления.

Вопрос о соотношении понятий «умственное развитие» и «интел­лект» заслуживает особого внимания, так как они часто рассматрива­ются как синонимы или отождествляются. Несмотря на огромное ко­личество работ, посвященных исследованию природы интеллекта, попыток определить его и выяснить его структуру [1; 77; 78; 79 и др.], к настоящему времени эти вопросы нельзя считать решенными. Много­значность использования этого понятия (и как биологической характе­ристики, и как общей способности, и как умений выполнять задания тестов интеллекта) мешает взаимопониманию разных исследователей, делает невозможным его употребление в психологической практике.

Трудность усугубляется еще и тем, что если проанализировать об­щую историю психологической идеи интеллекта, то можно увидеть, что интеллект всегда трактовался учеными как общая способность (или со­вокупность способностей), проявляющаяся в разных видах интеллек­туального выполнения, т. е., по сути, отождествлялся с умом в житей­ском понимании. Поэтому если использовать термины «интеллект» и «умственное развитие» как взаимозаменяемые, может возникнуть со­блазн оценивать умственные способности на основании определения уровня умственного развития. Важно сразу отметить, что не следует отождествлять понятия «умственное развитие» с понятием «умствен­ные (интеллектуальные) способности». Умственные способности и уровень умственного развития соотносятся между собой примерно так же, как любая способность соотносится с уровнем достижений в соот­ветствующей деятельности. Не всегда низкий уровень достижений мо­жет означать отсутствие способностей, а по уровню умственного разви­тия нельзя судить об умственных способностях человека. Тем не менее нельзя не признать, что уровень умственного развития зависит, среди прочих факторов, и от умственных способностей. Прав, на наш взгляд, Н. С. Лейтес, утверждая: «Подлинное умственное развитие, очевидно, не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость, в некоторых отношениях единство умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнений» [44, с. 237-238].

Вместе с тем очевидно, что уровень умственного развития обусловлен многими факторами, такими как условия жизни, методы обучения, сфера интересов и направленность личности, характер и пр. Уровни умственного развития отражают этапы проявления формирующихся способностей в специфических для индивида средовых условиях, на фоне развивающейся личности.

Таким образом, понятие «умственное развитие» имеет собственное психологическое содержание, которое мы кратко охарактеризуем.

Отметим сначала ряд базовых положений, которые разработаны в отечественной психологии и являются важнейшими в трактовке умственного развития.

  • Умственное развитие, являясь динамической системой, рассмат­ривается как детерминированное взаимодействие ряда факторов (природно-наследственных, социокультурных, индивидуально-пси­хологических). Оно отчасти зависит от созревания органической ос­новы, особенно мозга и нервной системы. Созревание морфологи­ческого субстрата создает, с одной стороны, необходимые предпосылки для психического (в том числе и умственного) развития, а с другой стороны, меняется под воздействием функционирования соответству­ющих органических систем в процессе осуществления деятельности [41; 49]. Так, например, говорить и понимать речь (а это составляющие умственного развития) ребенок начинает в определенном возрасте, когда сформировались некоторые анатомо-физиологические структу­ры (определенные отделы коры головного мозга).

Но основной источник умственного развития — разнообразные со­циальные влияния и, прежде всего, воспитание и обучение, в ходе кото­рых молодым поколениям передается опыт человечества в виде зна­ний, умений, навыков. Умственное развитие человека зависит как от микросреды (семьи, школы, сферы общения), так и от общественных условий в целом, определяющих объем и содержание знаний и уме­ний, необходимых человеку в каждый период его жизни.

  • Умственное развитие ребенка носит стадиальный характер, что объяснимо в первую очередь возникновением на каждой возрастной ступени специфических предпосылок для усвоения нового социаль­ного опыта, для овладения новыми способами деятельности, для фор­мирования новых психических процессов.
  • Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизо­ванном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток непол­ноценного функционирования психических процессов.

Хотя проблемам умственного развития посвящено довольно боль­шое число психологических исследований, все еще существуют опре­деленные трудности в его трактовке, обусловленные отсутствием единой теоретической базы для его описания. С этим связано много­образие показателей, которые рассматриваются разными исследова­телями для оценки уровня умственного развития.

4. Термин уровень умственного развития используется в качестве кри­терия умственного развития, отражающего количественные и качествен­ные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индиви­да со временем, а также для определения отдельных этапов развития.

Понимая умственное развитие человека как качественно своеоб­разный тип его функционирования, Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов рассматривают уровни умственного развития с позиции психологических новообразований, возникающих в связи с переходом психологической системы на новый уровень функцио­нирования [20; 28; 81].

Обращаясь к анализу умственной деятельности учащихся, осуществ­ляемой в процессе обучения, к характеристике целостной учебной дея­тельности, ряд психологов принимают в качестве показателей уровней умственного развития следующее:

  • способность усваивать знания и приемы работы [4];
  • накопление знаний, умений, навыков [12; 32; 50];
  • интериоризацию, т. е. преобразование практических, внешних, предметных действий в умственные действия [22; 69; 70];
  • способность к обобщенному переносу умственных действий на новый материал, в новые условия [39].

Часть психологов ищут показатели уровней умственного развития в особенностях психических процессов индивидов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это объясняется тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступаю­щей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, что и яв­ляется, в конечном счете, целью функционирования когнитивной сфе­ры человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития рассматриваются:

  • развитие мыслительных операций [12; 50; 46; 48];
  • оперирование абстрактными отношениями, содержательные обоб­щения, теоретическое мышление [28; 33];
  • логическое мышление, анализирующее наблюдение [34];
  • способность действовать «в уме» — внутренний план действий [58];
  • степень дифференциации когнитивных структур [79].

Особо следует выделить показатели творческого мышления, кото­рыми также характеризуют умственное развитие:

  • творческое преобразование материала в проблемной ситуации [74];
  • прогнозирование, целеполагание [13; 74];
  • гибкость мышления, умение находить новые способы решения [58];
  • интеллектуальную инициативу как продолжение за пределами требований задачи поиска новых знаний [11].

Специально остановимся на соотношении умственного развития с такой характеристикой, как обучаемость, которую иногда рассмат­ривают как показатель его уровня. Обучаемость в психологии опреде­ляют следующим образом:

  • как восприимчивость к обучению [4];
  • как способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения [50];
  • как сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, качеств ума, от которых зависит продуктивность учеб­ной деятельности [60].

Чаще всего под обучаемостью понимают индивидуальную способ­ность к усвоению знаний, проявляемую в легкости и быстроте их при­обретения и использования. Тогда основным показателем обучаемости выступает «темп продвижения» [40]. В исследованиях Н. А. Менчин-ской, 3. И. Калмыковой, А. Я. Ивановой установлено, что чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает ученик новые знания, тем выше темп его умственного развития [37; 40; 50].

Однако, признавая исключительную важность обучаемости как харак­теристики умственного развития, нельзя, тем не менее, согласиться с их отождествлением, с представлением о том, что по обучаемости можно судить об уровне умственного развития. Н. С. Лейтес на основе собствен­ных исследований пришел к выводу о том, что сближение этих понятий является обоснованным лишь до определенного предела. В первые годы жизни возрастание уровня умственного развития сопровождается рос­том обучаемости, причем обучаемость в этот период чрезвычайно вели­ка. Однако в школьном возрасте уровень умственного развития продол­жает возрастать от младших классов к старшим, а обучаемость не прогрессирует аналогичным образом. Напротив, «обучаемость школьни­ков младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемостьшкольников последующих классов» [44, с. 239-240]. Поэтому нельзя оце­нивать уровни умственного развития и обучаемости без учета возраст­ных особенностей индивидов. Неправомерно считать обучаемость все­объемлющей характеристикой умственного развития.

Есть свои ограничения и у других рассмотренных выше показате­лей умственного развития. Общий недостаток прежде всего состоит в их сосредоточенности только на отдельных сторонах мышления, а также отнесенности к одному виду деятельности (учебной). Кроме того, некоторые из них недостаточно дифференцируют индивидов и не всегда приложимы к индивидам разных возрастов. Так, с помощью внутреннего плана действий можно измерить индивидуальные разли­чия в умственном развитии только у детей до 12-13 лет, так как к этому возрасту завершается формирование этой стороны умственного раз­вития у всех детей.

Таким образом, ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим осо­бенности когнитивной сферы индивидов на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственно­го развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы при­менить для его оценки у человека любого возраста независимо от об­разования, условий жизни, опыта основной деятельности. Нельзя не согласиться с Л. С. Выготским, который считал, что не может быть оди­наковых единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры [20, т. 4]. На каждом этапе в умственном развитии на первый план выдвигаются разные его составляющие (компоненты). Найти наиболее чувстви­тельные и значимые в каждом возрасте компоненты умственного раз­вития и адекватные методы их измерения — важная задача психолога.

Продолжение:

§ 2 Умственное развитие как единство содержательного и операционального компонентов

Источник

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень — все выполнено правильно;

средний уровень — допущено 2 ошибки;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень — задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень — точное следование инструкции;

средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник