Теоретические основы формирования и развития личности ребенка

Теоретические основы формирования и развития личности ребенка thumbnail

Ирина Рябкина
Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры

Автор: И. Н.: РЯБКИНА

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, полоролевая социализация, сюжетно- ролевая игра, воспитание, потенциал.

Модернизационные процессы в системе дошкольного образования усилили задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Ведущий вид деятельности детей дошкольников-игра, таким образом, становится предметом особого интереса, так как составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением [34].

Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи Д. Б.  Эльконин [4;6;7;15;24], Л. И.  Божович, А. В.  Запорожец, П. Я.  Гальперин, В. С.  Мухина. А. Н.  Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л. И.  Божович, развивая эту мысль А. Н.  Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение [3;5; 10].

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Особое место занимают сюжетно- ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон:

№п/п

Автор

Название исследования

Год написания

1.

Салчак Б. В.

Конструирование образовательной среды ДОУ как условие воспитания самосознания детей

2009г.

2.

Сидорова А. Н.

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста

2009г.

3.

Сушенцева

Д. Б.

Воспитание у дошкольников качеств личности гуманистической направленности средствами музыкально-игровой деятельности

2006г.

4.

НгуенТхи Ким Ань

Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре

2004г.

5.

Царегородцева Е. А.

Оценочные высказывания педагогов как условие обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника

2007г.

В настоящее время перед воспитателями возникает серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры, планшеты   и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

ФГОС ДО определяет основное направление педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения — создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации воспитанников; формирование личности и индивидуальности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве [15].

Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования.

На передний план выступил принцип субъект-субъектных отношений, который предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества

и взаимодействия возможно эффективное формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [4].

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.

Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе и в практике работы нашла отражение проблема формирования личности ребенка дошкольника на основе игровой деятельности. Однако, несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, инновационные подходы к ее реализации на практике продолжают оставаться недостаточно разработанными и обобщенными.

Список литературы:

1. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно- ролевой игры у дошкольников // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2002 — №4-53-56

2. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно- ролевой игры у дошкольников. // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002-№4-51-57.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2012. – 184 с.

5. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса//Дошкольное воспитание. -2001.-№5-80-83.

6. Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей. -М.: АСТ, 2009.- [С. 106-123].

7. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд. – М.: Обруч, 2012

8. Монахова, Д. Л. Мир игры и празднично – игровая культура детства [Текст] / Д. Л. Монахова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 161– 162.

9. Эксакусто, Т. В. Тренинги и ролевые игры / Т. В. Эксакусто. — М.: Феникс, 2015. — 286 c.

10. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / автор. Е. В. Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 – с.

Источник

Социализация, в широком смысле, это
процесс усвоения человеком на протяжении
всей его жизни социальных норм,культурных
ценностей того общества, к которому
он принадлежит. В дошкольном возрасте
социализация

имеет
возрастные границы развития. Факторы
социализации – это обстоятельства,
побуждающие человека к актив-

ности,
проявлению действий. А. В. Мудрик
выделяет 3 фактора социализации:

1)
макрофакторы (планета, государство,
мир, общество);

2)
мезофакторы (этнос, место, поколения,
село, город и т. д.);

3)
микрофакторы (семья, ДОУ, школа, класс,
кружок, т. д.).

Основными
компонентами социального развития
личности являются: когнитивный
эмоциональный, мотивационный и
поведенческий. Содержание процесса
социализации включает три сферы:
деятельность, общение и самосознание
личности (Г. М. Андреева). Воспитание
– часть социализации, инстру-

мент
ускорения, его корректировки, которое
строится на основе общих принципов:
гуманизма; культуросообразности;
непрерывности. Механизмами социализации
являются (Р. С. Немов, Н. Н. Поддъяков,
Смелзер):


имитация — стремление ребенка копировать
определенную модель поведения;


идентификация – отождествление себя
с другим, переживание эмоциональных
состояний другого как своих собственных
, др;


стыд — переживание разоблачения, связанное
с реакцией других людей;


чувство вины — переживания разоблачения,
связанное с наказанием самого себя
вне зависимости от других людей;


экспериментирование — осознанная или
неосознанная «апробация» на взрослых
или сверстниках различных форм поведения
в поисках наиболее приемле-

мых
вариантов. Н. Н. Поддъяков выделил
следующие формы социального
экспериментирования: а) поисковое
изменение социальной ситуации с целью
снятия или обострения конфликта; б)
выявление ребенком особенностей личности
другого человека; в) выявление своих
возможностей (интеллектуальных,
личностных, т. п.).

Первым
научным подходом к проблеме приобщения
ребенка к миру людей была книга Я. А.
Каменского «Мир чувственных вещей в
картинках», где прослеживался принцип
энциклопедичности в отборе знаний о
социальном мире. Другой тенденцией
явились взгляды Ф. Фребеля и М. Монтессори,
кото-

рые
показали важное значение органов чувств
и выделили сенсорику как основу познания
мира. С позиции приобщения детей к
русскому образу жизни подходил к
социализации личности К. Д. Ушинский.
Он считал, что ребенок, родившийся у
определенного народа, должен впитывать
в себя дух этого народа, стать его частью
через познание культуры, быта, языка.

В
работах А. П. Усовой раскрывается такое
качество личности как общественность
и выделяются этапы его развития в игровой
деятельности (индивидуальные игры, игры
рядом и совместные игры). С. А. Козлова
выделила особенности социализации
дошкольников:

В
естественных условиях В условиях
образовательного учреж-

дения
(ДОУ) На первом местеРукотворный
мир, требующий определенных знаний,
умений для того, чтобы использовать
предметы по назначению. речь – поскольку
педагогические

воздействия
начинаются с речи.

На
втором месте
Совместная деятельность
– помощь взрослых, показ способов
действий. рукотворный мир – для
дошкольни-

ков
ведущим принципом обучения является
принцип наглядности. На третьем местеРечь – объяснение, указание, вопросы и
т. д.

Совместная
деятельность – используется в разные
режимные моменты, а также как блок
педагогического процесса.

В 80-е
годы вводится понятие социальная
активность (М. М. Алексеева, В. И.
Яшина, другие), что включает в себя
освоение общественно-исторического
опыта; бережное отношение к результатам
труда взрослых; бескорыстную помощь,
инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности. В 90-е годы
проблема социализации рассматривалась
в аспекте реализации принципа гуманизма
(Р. С. Буре, Е. Э. Шишлова, др.)

Задачи
приобщения детей к социальному миру
включают в себя:


формирование знаний о социальных
явлениях;


формирование способов жизни среди
людей;


развитие системы отношений к социальному
миру;


развитие эмпатии, альтруизма, социально
значимой мотивации;


качеств личности (внимательность,
отзывчивость, вежливость, другие).

Основные понятия: социализация,
социальное развитие, факторы социализации,
механизмы социализации.

Литература:

Дружные
ребята /Под редакцией Р. С. Буре, М.,
1997.

Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,
М. : Академия, 2000. – 450 с.

Кон
И. С. Ребенок и общество. М., 2000.

Теоретические основы проблемы общения
и взаимоотношений в дошкольном возрасте
.

Проблема
общения — одна из важнейших проблем
дошкольной педагогики.

Существуют
две формы общения в дошкольном возрасте:
1) непосредственное, нестесненное рамками
деятельности или так называемая особая
специфическая деятельность — общение;
2)опосредованное ситуацией совместной
деятельности или произвольное (Е. Е.
Кравцова, Т. П. Пуртова). Вторая форма
общения характерна для старшего
дошкольного возраста.

Функции
общения: 1)способствует организации
совместной деятельности; 2)способствует
формированию межличностных отношений;
3)обеспечивает познание людьми друг
друга.

Проблема
общения разрешается в практике работы
ДОУ на двух уровнях:

1)педагог
— дети — ребенок, педагог — ребенок; 2)
ребенок — ребенок, ребенок — дети.

М. И.
Лисина выделила 4 вида общения: 1)
эмоциональное, или ситуативно-личностное
(от 2 мес. до 6-7 мес.); 2) ситуативно — деловое
(от 7 мес. до 3-4 лет); 3) внеситуативно
-познавательное (4-5 лет); 4) внеситуативно
— личностное (5-7 лет) и 3 основных средства
общения:

1)
экспрессивно — эмоциональное, т. е.
проявление эмоций, жестами, мимикой и
т. д.; 2) предметно – действенное:
изображение движениями; 3) речевое
(диалог, монолог и т. д.).

В
работах Л. П. Стрелковой, Т. А. Репиной
прослеживаются основные задачи:


приобщить детей к гуманным формам
общения,


развитие эмпатии,


развитие культуры общения.

Взаимоотношения
— личностная основа взаимодействия,
проявляющаяся во взаимопомощи, симпатии,
антипатии. Анализ литературы позволяет
выделить несколько направлений в
изучении проблемы взаимоотношений:

1.
Отношения дружбы, симпатии, взаимного
тяготения детей друг к другу рассматривали
Т. И. Бабаева,Т. А. Владимирова, Т. А.
Репина, и др. В этих работах показана
важная роль социального опыта детей,
значимость положительного оценочного
статуса в группе сверстников.

2.
Избирательные отношения изучали Е. О.
Смирнова, А. А. Рояк, К. Я. Вольцис и др.
В этих работах раскрываются способы
регуляции взаимоотношений: а) обеспечивать
успех в деятельности (А. А. Рояк), б)
объединять детей примерно одного уровня
активности, сформированности игровых
умений

(К.
Я. Вольцис), в) формировать социально
значимую мотивацию, этически ценные
способы общения (Т. А. Репина и др.)

3.
Ряд исследователей раскрывали важную
роль качеств личности, которые обеспечивают
взаимопонимание, успех совместных видов
деятельности: самостоятельность (К. П.
Кузовкова, Г. М. Лямина и др.),
организованность (А. И.

Матусик,
В. Г. Нечаева и др.), общественность (А.
П. Усова).

4. В
работах Р. С. Буре, А. П. Усовой, В. Г.
Нечаевой и др. показано важное значение
разных видов деятельности.

5.
Гуманные отношения исследовались в
работах Т. А. Репиной, Е. Э. Шишловой
и др. Одним из эффективных приемов
развития гуманной направленности у
дошкольников выделяется создание
проблемных ситуаций, требующих от
ребенка принятия самостоятельного
решения, нравственного выбо-

ра.
Е. Э. Шишлова выделяет следующие
составляющие гуманных отношений:
доброжелательное, отзывчивое,
внимательное, заботливое, справедливое.
В развитии гуманных отношений
подчеркивается необходимость
индивидуального подхода.

Обобщая
исследовательский материал, можно
выделить основные методы и приемы
руководства межличностными отношениями:
пример взрослых; оценка взрослых;
занятия по ознакомлению с нормами
общения; чтение художественной литературы;
этические беседы, создание проблемных
ситуаций.

Основные
понятия
: общение, взаимоотношения.

Литература:

Дружные ребята /
Под ред. Р. С. Буре, М.,1997

Деятельность и
взаимоотношения дошкольников / Под ред.
Т. А. Репиной, М.,

1987

Нравственное
воспитание в детском саду / Под ред.
В. Г. Нечаевой, Т. А.

Марковой,
М., 1984

Кравцова
Е., Пуртова Т. Учите детей общаться //
Дошкольное воспитание, 1995

№ 10,
№ 11.

Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,
М. : Академия, 2000. – 450 с.

Формановская
Н. И. Как правильно общаться // Дошкольное
воспитание, 1990

№ 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Проект стандарта
дошкольного образования, определяя
обязательный минимум содержания
программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает
ряд требований к социально-личностному
развитию его воспитанников. К числу
этих требований относятся:

— развитие
положительного отношения ребёнка к
себе, другим людям, окружающему миру,
коммуникативной и социальной компетентности
детей;

— создание условий
для формирования у ребёнка положительного
самоощущения – уверенности в своих
возможностях, в том, что он хороший, что
его любят;

— формирование у
ребёнка чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод (право
иметь собственное мнение, выбирать
друзей, игрушки, виды деятельности,
иметь личные вещи, по собственному
усмотрению использовать личное время);

— воспитание
положительного отношения ребёнка к
окружающим людям – уважения и терпимости
к детям и взрослым независимо от
социального происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста,
личностного и поведенческого своеобразия,
уважения к чувству собственного
достоинства других людей, их мнениям,
желаниям, взглядам;

— приобщение детей
к ценностям сотрудничества с другими
людьми: оказание помощи при осознании
необходимости людей друг в друге,
планировании совместной работы,
соподчинении и контроле своих желаний,
согласовании с партнёрами по деятельности
мнений и действий;

— развитие у детей
чувства ответственности за другого
человека, общее дело, данное слово;

— создание
коммуникативной компетентности ребёнка
– распознавание эмоциональных переживаний
и состояний окружающих, выражение
собственных переживаний;

— формирование у
детей социальных навыков: освоение
различных способов разрешения конфликтных
ситуаций, умений договариваться,
соблюдать очерёдность, устанавливать
новые контакты.

Социально-личностное
развитие дошкольников многоаспектно,
трудозатратно, часто отсрочено во
времени. Основная цель педагогов детского
сада – помочь детям войти в современный
мир, такой сложный, динамичный,
характеризующийся множеством негативных
явлений. Педагогическая технология
социально-личностного развития детей
осуществляется поэтапно:

— сбор информации
об индивидуальных личностных особенностях
воспитанников;

— перспективное
планирование работы с детьми по
социально-личностному развитию;

— систематическая
работа с детьми по социально-личностному
развитию;

— коррекция имеющихся
социально-эмоциональных проблем.

            Большую
роль в успешном социально-личностном
развитии дошкольников играет коллектив
единомышленников, который формируется
из администрации детского сада,
воспитателей, педагога-психолога,
инструктора по физкультуре, музыкальных
руководителей. Воспитатели формируют
у детей представления о социальном
мире, о самом себе, окружающих людях,
природе и рукотворном мире, воспитывают
социальные чувства, активную жизненную
позицию. Музыкальные руководители
помогают в создании драматизаций,
обыгрывании ситуаций с использованием
декораций, костюмов. Педагог-психолог
ведёт работу с детьми по овладению
языком эмоций, коррекции агрессивности;
формированию уверенности в себе,
социальных навыков, нравственного
сознания.

В целях обеспечения
социального партнёрства ДОУ и семьи
необходимо уделять большое внимание
работе с родителями. Для обеспечения
тесного взаимодействия педагогов и
родителей по социально-личностному
направлению работы с детьми необходимо
составить план работы с родителями в
этом направлении, а для ознакомления
родителей с работой детского сада
использовать родительские собрания,
консультации, открытые занятия, совместные
праздники, оформления в «Уголке родителей»
и др.

Для реализации
задач социально-личностного развития
детей дошкольного возраста педагогам
необходим высокий уровень профессиональной
компетентности, ведь процесс социального
воспитания ребёнка в ДОУ требует от
педагога освоения специальных
профессиональных установок и понимания
своеобразия авторских программ
дошкольного образования.

Соседние файлы в папке GOSY

  • #
  • #
  • #

Источник